ЭКОЛОГО-КЛИМАТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ФОКУСЕ ИНТЕРЕСОВ BRICS И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Table of contents
Share
QR
Metrics
ЭКОЛОГО-КЛИМАТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ФОКУСЕ ИНТЕРЕСОВ BRICS И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Annotation
PII
S0044748X0000619-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Edition
Pages
11-24
Abstract
В начале XXI в. проблема сохранения окружающей среды и связанный с ней вопрос изменения климата вышли в число приоритетов международной дипломатии. Подавляющее большинство стран заинтересовано в сохранении эко- и биосистемы и отдают себе отчет в том, что эта сфера не имеет административных границ и требует участия всего мирового сообщества. В данной статье предпринята попытка показать, какие меры осуществляют государства BRICS и Латинской Америки для построения «зеленой экономики», для сдерживания глобального потепления и противодействия негативным последствиям изменения климата, какую позицию занимают в весьма непростом «климатическом диалоге»
Keywords
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, "ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА", КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ, ПЕРЕГОВОРЫ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КЛИМАТА
Date of publication
01.12.2014
Number of purchasers
0
Views
779
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

References



Additional sources and materials

1 Платформа знаний Объединенных Наций об устойчивом развитии. — United Nations
Sustainable Development Knowledge Platform — http://sustainabledevelopment.un.org; Our
Common Future. The World Commission on Environment and Development. Oxford University
Press. 1987. — http://conspect.nl/pdf/Our_Common_Future-Brundtland_Report_1987.pdf
2
Л.Б.Н и к о л а е в а, И.К.Ш е р е м е т ь е в. Защита и сохранность природного потенциала — веление времени. — Латинская Америка, 2012, № 5, с. 4, 5.
3
ЮНЕП определяет «зеленую» экономику как экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает
риски для окружающей среды и ее обеднение.
23
4 Т.Г.А в д е е в а. Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20»: год спустя.
Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2013, т. 5, № 1, с. 179.
5
Делийская декларация, 29 марта 2012 г. — http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189
6 Т.Г.А в д е е в а. Указ. соч., с. 172.
7 Пятый доклад МГЭИК. IPCC. Climate Change 2013. The Phisical Science Basis. —
www.climatechange2013.org
8 Делийская декларация. — Там же.
9 Из совместного заявления Экономических и социальных советов и схожих институтов стран
БРИКС для саммита «Рио+20» (Москва, 13 сентября 2011 г.). — www.ecopolicy.ru/main
10 www.kremlin.ru/media/events/files/41d4fldd6741763252a8.pdf
11 IEA. CO2 Emissions from fuel combustion. Highlights. 2013 Edition, p. 10.
12 РБК. — www.rbc.ru, 22.08.2012.
13 Китай объявил, что введет налог на выбросы CO2, 21.02.2013. — ria.ru/eco/20130221
14 China se comprometerá a reducir sus emisiones de dióxido de carbono en 45%. Mundo. El
Comercio, 26 de Noviembre del 2009. — http://elcomercio.pe/mundo/373866
15 Chinese premier’s presence at Rio+20 significant in advancing global cooperation on
sustainable development. Хinhuanet.com. 28.06.2012. — news.xinhuanet.com/english/
china/2012-06/28
16 IEA. CO2 Emissions from fuel combustion, p. 25.
17 Ibidem, p. 26, 101—103.
18 IEA. CO2 Emissions from fuel combustion, p. 26.
19
Now, Rio+20 India to teach students sustainable development. Daily News and Analysis,
24.06.2012
20 South Africa's energy supply. 27 November 2012. — southafrica.info/business/economy/
infrastructure
21 IEA. CO2 Emissions from fuel combustion, p. 27.
22
D.M o d i s e, V.M a h o t a s. South African Energy Sector — Department of Energy, 2010,
p. 9, 11. — www.usea.org/sites/default/files/event-file/497
23
IEA. CO2 Emissions from fuel combustion, p. 24.
24
Ibid., p. 23.
25
Климатическая доктрина Российской федерации. Портал Президента России. 17 декабря 2009 г. — http://www.kremlin.ru/acts/6365
26
Российская газета, 4.X.2013. — http://www.rg.ru/2013/10/04/eco-dok.html
27
Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности — ГИС «Энергоэффективность». — http://gisee.ru
28
Там же. — http://gisee.ru/questions-answers/list.php?SECTION_ID=163
29
IEA. CO2 Emissions from fuel combustion, p. 22.
30 Ibid., p. 23.
31 A.F r o h m a n n, X.O l m o s. Huella de carbono, exportaciones y estrategias empresariales
frente al cambio сlimático. CEPAL, septiembre de 2013, p. 12. Observatorio de la Globalización (OG). G.H o n t y. América Latina ante el cambio climático, Marzo 2007.
32 Л.Б.Н и к о л а е в а, И.К.Ш е р е м е т ь е в. Указ. соч., с. 5. Там же авторы отмечают,
что определенное влияние оказывают и методы ведения сельскохозяйственной деятельности, в том числе значительный урон наносит подсечно-огневое земледелие, все еще широко
применяемое в странах ЛКА. Сокращение лесных угодий происходит также в результате
строительства новых транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, вследствие непрекращающейся урбанизации.
33 A.F r o h m a n n , X.O l m o s. Op. cit., p. 13—14.
34
IEA. CO2 Emissions from fuel combustion, p. 101 —103.
35
Ibid., p. 50 —52.
36
Это, прежде всего, государства Карибского бассейна. Однако под угрозой и страны
Центральной Америки. Уязвимыми перед потеплением оказываются ледники в Андах, тропические леса, сельскохозяйственные районы всего латиноамериканского региона.
37
Ведущую роль в этом процессе играет Бразилия, выдвигая инициативы по защите лесов в рамках МЧР. Так, она предложила штрафовать государства, которые превысили допустимый порог эмиссии парниковых газов, а полученные средства направлять в специальный Фонд «чистого» развития (Fondo de Desarrollo Limpio, FDL), при содействии которого
будут разрабатываться и внедряться «чистые технологии» (по снижению ущерба окружающей среде). — El cambio climático en América Latina y El Caribe. SEMARNAT. — Secretaría
24
de Medio Ambiente y Recursos Naturales. PNUMA — Programa de las Naciones Unidas para el
Medio Ambiente, 2006, Р. 26.
38
Согласно Киотскому протоколу страны каждые четыре годы региона должны предоставлять информацию об эмиссии (или поглощении) парниковых газов, а также предпринятых мерах. Препятствием здесь является несовершенство механизмов мониторинга, сбора и
унификации информации.
39
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата не только устанавливает для развитых стран ограничения на выбросы парниковых газов (ПГ), но позволяет также торговать сокращениями выбросов ПГ в рамках так называемых проектов совместного осуществления — ПСО (Статья 6 КП). Это один из предусмотренных в Киотском
протоколе гибких механизмов выполнения обязательств сторон по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, позволяющий одним государствам засчитывать в счет
выполнения своих обязательств сокращения выбросов, достигнутые в результате реализации проектов в других государствах. Аналогичный механизм, позволяющий засчитывать в
счет выполнения обязательств по ограничению и сокращению выбросов проектные сокращения выбросов, достигнутые в странах, не имеющих таких обязательств, например, в Индии, Китае, Латинской Америке, ЮАР, т.д., называется «Механизм «чистого» развития»
(регулируется статьей 12 КП). Другой механизм — торговля выбросами (фактически – квотами на выбросы или торговля «зелеными» квотами) (статья 17 КП). Суть в том, чтобы
средства, вырученные от продажи квот на выбросы ПГ, направлялись целевым образом на
экологически значимые проекты.
40 В «Копенгагенском соглашении» были зафиксированы положения, касающиеся мобилизации международного финансирования для поддержки мер по противодействию изменению климата и адаптации, осуществляемых развивающимися странами. Все крупнейшие
эмитенты представили свои данные о возможных мерах по снижению эмиссий: развитые
страны — в виде количественных сокращений, развивающиеся — в виде набора соответствующих мер национальной политики.
41 Evo inaugura Cumbre en Cochabamba: «O muere el capitalismo o muere la Tierra». 20 abril
2010. — http://www.cubadebate.cu/noticias/2010/04/20/evo-inaugura-cumbre-en-cochabamba-omuere-el-capitalismo-o-muere-la-tierra/
42 При этом многие вопросы, связанные с финансовой помощью, остались весьма размытыми. Так, неясно, по каким критериям будет определяться, что ущерб носит «климатический характер» или это обычное стихийное бедствие, каков механизм освоения средств и
пр. Непонятен и вопрос о том, за счет чего будет обеспечено ранее обещанное финансирование в размере 100 млрд долл. в год к 2020 г. По мнению ряда экспертов, значительная
часть выделенных за три года после копенгагенской конференции средств представляет
собой «перепрофилированную» под проблему изменения климата официальную помощь в
целях развития.
43
Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС), г. Форталеза,
Бразилия, 15 июля 2014 г. — http://www.kremlin.ru/news/46227
44
Выступление советника президента РФ, специального представителя президента РФ
по вопросам климата А.Бедрицкого, 20.11.2013. — www.rusecounion.ru/sites/default/files/cop19_hls_russia_rus.pdf
45 Об отказе участвовать в Киото-2 заявили также Япония, Новая Зеландия и Канада, которые позже вообще вышли из соглашения.
46
Выступление советника президента РФ А.Бедрицкого, 20.11.2013.

Comments

No posts found

Write a review
Translate