Environmental protection and "clean" energy in free trade agreements
Table of contents
Share
Metrics
Environmental protection and "clean" energy in free trade agreements
Annotation
PII
S0044748X0003711-1-1
DOI
10.31857/S0044748X0003711-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Marina Loseva 
Occupation: Researcher
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
45-53
Abstract

The article examines perspectives of renewable energy sources’ integration into energy balance in Latin American countries in order to provide sustainable development and reach global greenhouse gas reduction goals as well as the link between these issues and international trade and regional free trade agreements. Latin American countries actively participate in international initiatives dedicated to climate change mitigation and one of the instruments is switching towards renewables. International trade and free trade agreements is one of the issues that could both stimulate or become barrier to renewables’ implementation. Thus, Latin American countries have to adopt trade policies and free trade agreement provisions in accordance to energy market as well as sustainable development goals.

Keywords
free trade agreements, renewable energy sources, environmental protection, energy, WTO
Received
07.11.2018
Date of publication
06.02.2019
Number of purchasers
39
Views
663
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1

Вопрос о борьбе с последствиями глобального изменения климата не теряет актуальности уже много лет. Большинство развивающихся стран, разрабатывая национальные программы по обеспечению экономического роста и решению острых социальных задач, стремятся следовать концепции устойчивого развития. Данная концепция предполагает достижение синергетического эффекта между обеспечением экономического роста, достижением социального прогресса и защитой окружающей среды, при котором развитие нынешнего поколения не будет идти в разрез с интересами будущих поколений. Более того, именно защита окружающей среды и минимизация отрицательного влияния на природу являются основными тезисами в концепции устойчивого развития1. Государства латиноамериканского региона не являются исключением и регулярно демонстрируют приверженность целям устойчивого развития как на национальном и региональном уровнях, так и участвуя в международных инициативах.

1. А.И. Лосев. Модернизация Бразилии в годы военного режима: адаптация устойчиво- го развития. — Латинская Америка, 2017, № 8, с. 1.
2

Устойчивое развитие и «чистая» энергетика

 

Одним из аспектов устойчивого развития является обеспечение доступа к надежной, устойчивой и современной энергии, то есть предполагается построение «чистого» энергобаланса на тех источниках энергии, которые не способствуют выбросам парниковых газов и загрязнению окружающей среды.

3

Данная цель — лишь одна из 17 других целей устойчивого развития, однако именно этому вопросу уделяется особое внимание как в развитых, так и в развивающихся странах. Вопросы энергетики, экономического роста, благосостояния и защиты окружающей среды тесно связаны между собой: в настоящее время наблюдается рост спроса на энергию как в развитых, так и в развивающихся странах. По прогнозам Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA) к 2040 г. спрос на электроэнергию вырастет на 30%, треть его будет приходиться на Латинскую Америку, Африку и Ближний Восток2.

2. World Energy Outlook 2017. — Available at: >>>> (accessed 24.08.2018).
4

Задачи, которые стоят перед странами, — разные: развитым государствам необходимо поддерживать высокий уровень жизни и сохранять существующий уровень социально-экономических показателей; для стран с развивающейся экономикой первоочередным является решения множества остросоциальных задач, таких как сокращение уровня бедности и рост занятости. Недостаточное потребление электроэнергии негативно сказывается на здоровье населения, безопасности, образовании и производительности труда. Согласно методологии расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) страны, где годовое потребление электроэнергии на душу населения составляет ниже 5000 кВт/ч, не достигнут показателя выше, чем 0,83.

3. International Centre for Trade and Sustainable Development. — Available at: >>>> (accessed 24.08.2018).
5

Латиноамериканский регион обладает значительными запасами энергетических ресурсов — как ископаемых, так и возобновляемых источников (к ним относят ветряную, солнечную, гидроэнергетику и энергию биомасс). Во многом за счет этого к настоящему времени в регионе практически решена проблема обеспечения населения электричеством: 97% людей имею доступ к электроэнергии4. При этом в региональном энергетическом балансе на ВИЭ приходится около 25% (кроме того, 1% — на атомною энергетику, которую все чаще начинают относить к «чистым» источникам энергии) и порядка 74% — на нефть, газ и уголь.

4. Energy Access Outlook 2017. — Available at: >>>> (accessed 24.08.2018).
6

Роль угля и газа в энергетике региона переоценить сложно: 46% и 23% электроэнергии, соответственно, генерируются за счет именно этих источников, а страны Латинской Америки являются традиционными производителями и поставщиками нефти и газа. Во многом из-за этого доля нефти в энергобалансе региона на 15 процентных пунктов выше, чем в среднем по миру, где на нефть приходится 31% генерируемой энергии5, что не может не сказываться негативно на окружающей среде.

5. International Renewable Energy Agency. — Available at: >>>> (accessed 24.08.2018).
7

В настоящее время на страны Латинской Америки приходится менее 10% глобальных выбросов парниковых газов6, однако эксперты Экономической комиссии для Латинский Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) утверждают, что регион наиболее чувствителен к последствиям изменения климата7.

6. L. Mead. ECLAC Urges Countries to Change Development Paradigm to Combat Climate Change, Achieve Sustainable Development. — Available at: http://sdg.iisd.org/news/eclac-urgescountries-
to-change-development-paradigm-to-combat-climate-change-achieve-sustainabledevelopment/ (accessed 25.08.2018).

7 Ibidem.
8

Во многом это объясняется взаимозависимостью сразу нескольких факторов. С одной стороны, большинство стран ЛКА, в том числе основные эмитенты парниковых газов Мексика и Бразилия, ратифицировали Парижское соглашение по климату в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которое регулирует меры по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу, и стремятся сократить их негативный эффект на окружающую среду. С другой стороны, стремление обеспечить экономический рост влечет за собой увеличение выбросов парниковых газов: например, за счет роста количества приобретаемых автомобилей, на которые приходится существенная доля выбросов CO2 в атмосферу8.

8. L. Viscidi. How Can Latin America Move to Low-Carbon Energy? — Available at: >>>> (accessed 25.08.2018).
9

Удивительным является и другой факт: глобальные изменения климата уже негативно сказываются на «чистоте» энергобаланса. Так, частые засухи отрицательно влияют на гидроэнергетику — основной «чистый» источник генерации. Чтобы обеспечить требуемый объем выработки электроэнергии, многие страны переходят на использование природного газа. В краткосрочной перспективе подобная политика может дать положительные результаты, так как природный газ является более чистым источником, чем нефть или уголь. Однако в долгосрочном периоде такие инвестиции будут стимулировать использование ископаемых источников.

10

Чтобы все-таки достичь цели Парижского соглашения, странам Латинской Америки придется выстроить необходимую инфраструктуру, которая будет поддерживать низкоуглеродные источники энергии, развивать сетевую инфраструктуру и накопители энергии, чтобы компенсировать недостаточную надежность возобновляемых источников9. Кроме того, использование ВИЭ предоставляет возможность решить проблему обеспечения электроэнергией отдаленных территорий, так как требования к сетевой инфраструктуре в данном случае гораздо ниже, чем для большинства ископаемых источников10.

9. Ibidem.

10. International Centre for Trade and Sustainable Development. — Available at: >>>> (accessed 24.08.2018).
11

Более 20 стран в Латинской Америке и Карибском бассейне поставили перед собой задачу по имплементации возобновляемых источников энергии в энергобаланс. В качестве мер поддержки используются регуляторная поддержка и фискальные инструменты. В частности, в Бразилии производители солнечной энергии получили возможность участвовать в энергетических аукционах, а в Чили для ВИЭ представлены более гибкие условия участия в подобных мероприятиях, исключающие требования бесперебойной 24-часовой генерации электроэнергии11.

11. Trade and Tariffs in Renewable Energy Goods in Latin America and the Caribbean. — Available at: https://www.ictsd.org/sites/default/files/event/Background%20pape_Trade%
20and%20Tariffs%20in%20Renewable%20Energy%20Goods%20in%20Latin%20America%20an
d%20the%20Caribbean.pdf (accessed 25.08.2018).
12

Возобновляемые источники энергии — довольно динамично растущий сектор экономики в Латинской Америке. Стоимость генерации энергии за счет ветра или солнца в последние годы значительно сократилась, что способствовало росту инвестиций в этот сектор. Согласно данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (International Renewable Energy Agency, IRENA), с 2010 по 2015 г. инвестиции в возобновляемые источники энергии превысили 80 млрд долл. (без учета крупной гидроэнергетики)12.

12. International Renewable Energy Agency. — Available at: >>>> (accessed 24.08.2018).
13

Однако существует множество барьеров, которые препятствуют внедрению возобновляемых источников энергии в энергобаланс. Несмотря на положительные сдвиги, политика регулирования еще недостаточно развита и не исключает возможности поддержки ископаемых источников за счет искажающих субсидий.

14

Среди основных барьеров можно отметить следующие: высокую начальную стоимость использования ВИЭ (например, установка солнечных панелей); отсутствие инструментов финансовой поддержки со стороны местных банков; недостаточно развитые услуги по поддержке и обслуживанию, а также импортные пошлины на продукты и компоненты, связанные с производством и сборкой ВИЭ-установок; налоговые режимы; требования к стране происхождения товаров; негармонизированные стандарты и требования к контролю качества13. Если смотреть на еще более долгосрочную перспективу, то очевидна необходимость развития трансфера технологий в области чистой энергетики.

13. International Centre for Trade and Sustainable Development. — Available at: >>>> (accessed 24.08.2018).
15

Торговая политика и экологические аспекты

 

Большинство вышеупомянутых аспектов лежат в сфере торговли, в частности, торговой политики. Товары, которые так или иначе относятся к сектору ВИЭ, можно рассматривать с двух точек зрения — с энергетической и с экологической.

16

Несмотря на то, что Всемирная торговая организация (ВТО) является основным органом, регулирующим торговые отношения между странами, особого механизма, устанавливающего правила торговли энергией или связанными с ее генерацией товарами (в том числе и ВИЭ), выработано не было. Страны, входящие в ВТО, уже не раз выступали с инициативой о разработке основополагающего документа, который бы регулировал энергетические аспекты. Тем не менее, к настоящему времени подобный документ не подписан.

17

ВТО всецело разделяет идеи устойчивого развития и защиты окружающей среды. В частности, в Марракешском соглашении о создании организации закреплен тезис о связи между устойчивым развитием и либерализацией торговли для обеспечения открытости рынка наряду с достижением экологических и социальных целей. Ряд других документов ВТО, например, общие исключения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), положения о недискриминации в ГАТТ, соглашение о применении фитосанитарных мер, технических торговых барьеров и др., также содержат положения, направленные на защиту окружающей среды.

18

В частности, на многосторонних переговорах в рамках Дохийского раунда ВТО поднимался вопрос о снижении тарифов на «экологически чистые товары» (environmental goods), таких как ветряные турбины, панели для солнечных батарей, а также о сокращении субсидий для ископаемых источников топлива14.

14. Environmental Provisions in Free Trade Agreements (FTAs). 28 may, 2015. — Available at: >>>> (accessed 25.08.2018).
19

Основной аргумент состоит в том, что снижение импортных тарифов и устранение нетарифных барьеров в области таких товаров способствует снижению их цены и повышают их доступность. При этом будет обеспечиваться честная конкурентная борьба, которая станет катализатором инноваций в областях, связанных с защитой окружающей среды и борьбой с изменением климата. Согласно исследованию Всемирного банка устранение как тарифных, так и нетарифных барьеров для таких товаров может привести к глобальному росту торговли на 14%15.

15. World Trade Organization. — Available at: >>>> (accessed 26.08.2018).
20

Де-факто же складывается следующая ситуация: весь арсенал механизмов торговой политики может быть направлен как на поощрение, стимулирование и поддержку технологий, связанных с ВИЭ и «чистой» энергетикой (от субсидирования и специальных тарифов для ВИЭ до мер в области инвестиционной политики), так и на инициацию торговых споров против использования протекционистских мер или стимулирующих ВИЭ тарифов16.

16. R. Leal-Arcas, A. Filis. Renewable energy disputes in the World Trade Organization. — Oil, Gas and Energy Law Journal, 2015, Vol. 13, Issue 3, p. 3.
21

Члены ВТО продолжают вести работу по гармонизации правил организации с конкретными обязательствами в рамках различных межгосударственных соглашений по защите окружающей среды17. Тем не менее к настоящему моменту положения ВТО не полностью гармонизированы с национальными или международными стратегиями по защите окружающей среды, что в результате приводит к росту количества торговых споров18.

17. World Trade Organization. — Available at: >>>> (accessed 26.08.2018).

18. Н.А. Чуйко. Взаимосвязь правил ВТО с вопросами защиты окружающей среды и безопасности продуктов питания. — Сибирский юридический вестник, 2014, No 2 (65), с. 107.
22

Четкий свод правил в сфере торговли энергией, разработанный на многостороннем уровне, поможет странам — производителям энергии найти новые рынки сбыта, а странам-потребителям — изыскать ресурсы за пределами своей страны. Такой подход будет не только способствовать построению эффективной торговой системы, но и формированию сбалансированного глобального энергобаланса, основанного на низкоуглеродных источниках.

23

Недостаточная гибкость системы ВТО повлекла за собой активное развитие соглашений о свободной торговле (ССТ), позволивших странамучастницам достигать консенсуса по вопросам, которые не были отрегулированы в рамках многосторонней системы торговли. Вопросы защиты окружающей среды также не стали исключением. Уже со второй половины 1990-х годов во многие ССТ были включены эти аспекты. Основным мотивом, которым руководствовались страны-участницы, являлось желание нарастить объемы торговли, создав справедливые условия, но при этом не нанося урон окружающей среде: в случае отсутствия должной поддержки в виде экологических положений рост торговли на каждые 10% может увеличить объем выбросов на 0,01 процентный пункт19.

19. Eco Integration in Latin America: Ideas Inspired by the Encyclical Laudato Si'. — Available
at: >>>> (accessed 28.08.2018).
24

Вопросы экологии включались как в преамбулу договора, так и как отдельные положения и даже главы20. Положения, которые касаются окружающей среды, во многом минимизируют риски, связанные с ростом загрязнений или выбросов парниковых газов, не позволяя странам переходить на более «грязное» производство и выходить за рамки международных стандартов.

20. The Environmental Impact of Free Trade Agreements — Available at: >>>> (accessed 28.08.2018).
25

В Латинской Америке первым соглашением, которое включало в себя экологические положения, стало трехстороннее Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA) от 1994 г.21. Данному примеру последовали и другие страны региона. Чили — несомненный лидер по подписанию двусторонних соглашений о свободной торговле, с середины 1990-х годов заключала также ССТ, в которых затрагивались вопросы экологии.

21. Environmental Provisions in Free Trade Agreements (FTAs). 28 may, 2015. — Available at: >>>> (accessed 25.08.2018).
26

К настоящему моменту большинство соглашений о свободной торговле в регионе включают в себя положения, касающиеся экологии (см. таблицу), в том числе и современные соглашения, такие как Тихоокеанский альянс (Alianza del Pacífico, АP) или Транстихоокеанское партнерство (Trans-Pacific Partnership, TPP). При этом нельзя не отметить, что в зависимости от страны-партнера глубина и степень проработанности данного вопроса существенно варьируются. Наиболее полными в данном отношении являются соглашения с США, Канадой, Евросоюзом (в данном соглашении также существуют положения, которые касаются устойчивого развития в целом).

27

Глава ССТ между США и Чили, посвященная защите окружающей среды, содержит несколько базовых обязательств, согласно которым, каждая страна обязуется обеспечить высокий уровень охраны окружающей среды, не препятствовать эффективному исполнению существующих природоохранных законов и разрабатывать совместную политику в данном направлении22. Подобные положения прописаны также в ССТ с Канадой23.

22. Final Environmental Review of the U.S.-Chile Free Trade Agreement. — Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/chilefinal.pdf (accessed 28.08.2018).

23. Ibidem.
28

Т а б л и ц а  1

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СОГЛАШЕНИЯХ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

 

ССТ, включающие экологические положения

Коста-Рика — Колумбия Южная Корея — Колумбия

AP

Чили — Таиланд Гонконг — Чили Чили — Вьетнам Коста-Рика — перу

ЕС — Колумбия и Перу США — Колумбия Панама — перу

Япония — Перу Чили — Малайзия Перу — Мексика Канада — Колумбия

Перу — Южная Корея EFTA* — Перу Турция — Чили

Перу — Китай

Колумбия — Северный треугольник (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) Перу — Сингапур

Канада — Перу Чили — Колумбия Австралия — Чили Перу — Чили США — Перу Чили — Япония Чили — Китай TPP

Южная Корея — Чили США — Чили

ЕС — Чили Чили — Мексика Канада —Чили

Колумбия — Мексика

 

ССТ, не включающие экологические положения

Mercosur —Египет

ЕС — Колумбия — Перу —Эквадор Чили —Никарагуа

(Чили — ЦентральнаяАмерика) EFTA —Колумбия

Чили —Гватемала

(Чили — Центральная Америка)

Чили — Гондурас

(Чили — Центральная Америка)

 

Панама — Чили

EFTA — Чили Мексика — Уругвай

Чили — Сальвадор

(Чили — Центральная Америка)

Чили — Коста-Рика

(Чили — Центральная Америка)

 

     

* Европейская ассоциация свободной торговли (European Free Trade Association, EFTA).

Источник: WTO RTA database. — Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/region_e/ region_e.htm (accessed 10.09.2018).

29

Тот факт, что положения, касающиеся защиты окружающей среды, являются частью большинства региональных ССТ, свидетельствует о том, что страны ЛКА поддерживают международный тренд, направленный на устойчивое развитие, но не направлены напрямую на поддержку сектора ВИЭ.

30

Возобновляемая энергетика и торговля

 

В настоящее время сектор ВИЭ развивается стремительными темпами, появляются новые и более дешевые технологии, что приводит к определенным сложностям в анализе торговых потоков между странами. В сравнении с другими регионами Латинская Америка занимает небольшую долю в товарообороте, связанном с ВИЭ, однако из года в год этот показатель увеличивается: если в 2011 г. импорт солнечных панелей из Китая составил 35 млн долл., то в 2014 г. этот объем достиг уже 435 млн долл.24.

24. Trade and Tariffs in Renewable Energy Goods in Latin America and the Caribbean. — Available at: https://www.ictsd.org/sites/default/files/event/Background%20pape_Trade%
20and%20Tariffs%20in%20Renewable%20Energy%20Goods%20in%20Latin%20America%20an
d%20the%20Caribbean.pdf (accessed 25.08.2018).
31

В регионе существует производство солнечных панелей (Бразилия и Мексика), однако для удовлетворения спроса на внутрирегиональном рынке этого недостаточно: производство в Бразилии направлено на обеспечение внутренних потребностей, а производство в Мексике ориентировано на рынок США.

32

ВИЭ — весьма чувствительная тема в области торговли: с одной стороны, торговлю подобными товарами стремятся стимулировать, с другой — при наличии в стране внутреннего производства рынок стремятся закрыть. Тарифная политика в различных странах проводится по-разному. Из-за наличия значительного числа ССТ с внерегиональными организациями большинство товаров ВИЭ не облагается пошлинами или эти пошлины ниже, чем разрешается правилами ВТО. Так, на солнечные панели, импортируемые в Чили, это — 3,6% (единый внешний тариф составляет 6%), в Мексике, Колумбии и Коста-Рике тариф нулевой или не превышает 1% в зависимости от номенклатуры. Кроме того, соглашения о AP и TPP предусматривают либерализацию торговли в данном секторе.

33

Показательным является и пример блока Общего рынка стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur): для поддержания производителей солнечных панелей в Аргентине и Бразилии применяются защитные меры, которые чаще всего направлены против конкурентов из Китая. В этих странах пошлины достигают 13,4%, в то время как в странах — партнерах по блоку (Парагвай и Уругвай) данный тариф составляет всего 1,9%25.

25. Trade Map. — Available at: >>>> (accessed 1.09.2018).
34

Основными экспортерами оборудования являются Китай (солнечные панели), Европейский союз (гидротурбины, ветрогенераторы), США (ветрогенераторы), то есть те страны, с кем у большинства латиноамериканских государств подписано соглашение о свободной торговле.

35

Таким образом, торговля установками и компонентами ВИЭ в регионе отражает общую картину торговой политики по блокам: в то время как страны Тихоокеанского альянса нацелены на максимальную либерализацию, государства, входящие в Mercosur, формируют практически закрытый рынок.

36

Страны ЛКА активно поддерживают концепцию устойчивого развития и идеи борьбы с глобальными изменениями климата, а также переход на низкоуглеродный и чистый энергобаланс, который является неотъемлемой частью данных процессов. Из-за того, что они сами не располагают достаточными мощностями, чтобы обеспечить производство необходимого количества установок, бóльшая часть оборудования ВИЭ закупается за рубежом, что означает, что торговая политика начинает играть особенно важную роль в этом вопросе.

37

Несомненно, многосторонняя торговая система стремится предложить странам-участницам какие-либо механизмы по регулированию экологических аспектов или энергетики, однако в настоящее время этого недостаточно. Соглашения о свободной торговле вновь дают возможность компенсировать недостатки системы ВТО. Так, ССТ с участием латиноамериканских стран включают в себя экологические аспекты и предоставляют низкие пошлины на компоненты и части энергетических установок для ветряной, солнечной и гидроэнергетики.

38

Государства ЛКА в большинстве своем имеют все шансы успешно инкорпорировать ВИЭ в энергобаланс, однако при этом необходимо ориентироваться на долгосрочную перспективу развития. Особенно это важно в силу того, что многие товары (например, солнечные панели) становятся объектами ожесточенных споров (и даже торговых войн), инициированных США.

39

Для успешного долгосрочного инкорпорирования ВИЭ в энергосистемы, в том числе требуется продолжать работу по заключенным ССТ в части инвестиционных аспектов, стандартов, развития цепочек создания стоимости и трансфера технологий в привязке к торговле экологически чистыми товарами.

References

1. A.I. Losev. Modernizatsiya Brazilii v gody voennogo rezhima: adaptatsiya ustojchivo- go razvitiya. — Latinskaya Amerika, 2017, № 8, s. 1.

2. World Energy Outlook 2017. — Available at: https://www.iea.org/weo2017/ (accessed 24.08.2018).

3. International Centre for Trade and Sustainable Development. — Available at: https://www.ictsd.org/bridges-news/puentes/news/el-acuerdo-comercial-de-energ%C3%ADa-sostenible-y-la-difusi%C3%B3n-de-energ%C3%ADas (accessed 24.08.2018).

4. Energy Access Outlook 2017. — Available at: https://www.iea.org/publications/%20freepublications/%20publication/WEO2017SpecialReport_EnergyAccessOutlook.pdf (accessed 24.08.2018).

5. International Renewable Energy Agency. — Available at: http://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2016/IRENA_Market_Analysis_Latin_America_2016.p%20df?la=en&hash=6D59BCB8265FBECCE7FC2992C38458E1FF6796C6%20 (accessed 24.08.2018).

6. L. Mead. ECLAC Urges Countries to Change Development Paradigm to Combat Climate Change, Achieve Sustainable Development. — Available at: http://sdg.iisd.org/news/eclac-urgescountries-to-change-development-paradigm-to-combat-climate-change-achieve-sustainabledevelopment/ (accessed 25.08.2018).

7. Ibidem.

8. L. Viscidi. How Can Latin America Move to Low-Carbon Energy? — Available at: https://www.nytimes.com/2016/11/24/opinion/how-can-latin-america-move-to-low-carbon-energy.html (accessed 25.08.2018).

9. Ibidem.

10. International Centre for Trade and Sustainable Development. — Available at: https://www.ictsd.org/bridges-news/puentes/news/el-acuerdo-comercial-de-energ%C3%ADasostenible-y-la-difusi%C3%B3n-de-energ%C3%ADas (accessed 24.08.2018).

11. Trade and Tariffs in Renewable Energy Goods in Latin America and the Caribbean. — Available at: https://www.ictsd.org/sites/default/files/event/Background%20pape_Trade%20and%20Tariffs%20in%20Renewable%20Energy%20Goods%20in%20Latin%20America%20an d%20the%20Caribbean.pdf (accessed 25.08.2018).

12. International Renewable Energy Agency. — Available at: http://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2016/IRENA_Market_Analysis_Latin_America_2016.p%20df?la=en&hash=6D59BCB8265FBECCE7FC2992C38458E1FF6796C6%20 (accessed 24.08.2018).

13. International Centre for Trade and Sustainable Development. — Available at: https://www.ictsd.org/bridges-news/puentes/news/el-acuerdo-comercial-de-energ%C3%ADa-sostenible-y-la-difusi%C3%B3n-de-energ%C3%ADas (accessed 24.08.2018).

14. Environmental Provisions in Free Trade Agreements (FTAs). 28 may, 2015. — Available at: https://www.everycrsreport.com/files/20150528_IF10166_2afb8d09e608bea593fea5e1fc0e945427a7a40c.pdf (accessed 25.08.2018).

15. World Trade Organization. — Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/envir_e/climate_challenge_e.htm (accessed 26.08.2018).

16. R. Leal-Arcas, A. Filis. Renewable energy disputes in the World Trade Organization. — Oil, Gas and Energy Law Journal, 2015, Vol. 13, Issue 3, p. 3.

17. World Trade Organization. — Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/envir_e/climate_challenge_e.htm (accessed 26.08.2018).

18. N.A. Chujko. Vzaimosvyaz' pravil VTO s voprosami zaschity okruzhayuschej sredy i bezopasnosti produktov pitaniya. — Sibirskij yuridicheskij vestnik, 2014, No 2 (65), s. 107.

19. Eco Integration in Latin America: Ideas Inspired by the Encyclical Laudato Si'. — Available at: https://publications.iadb.org/handle/11319/8225 (accessed 28.08.2018).

20. The Environmental Impact of Free Trade Agreements — Available at: http://conexionintal.iadb.org/2017/04/27/el-impacto-ambiental-de-los-tratados-comerciales/?lang=en (accessed 28.08.2018).

21. Environmental Provisions in Free Trade Agreements (FTAs). 28 may, 2015. — Available at: https://www.everycrsreport.com/files/20150528_IF10166_2afb8d09e608bea593fea5e1fc0e945427a7a40c.pdf (accessed 25.08.2018).

22. Final Environmental Review of the U.S.-Chile Free Trade Agreement. — Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/chilefinal.pdf (accessed 28.08.2018).

23. Ibidem.

24. Trade and Tariffs in Renewable Energy Goods in Latin America and the Caribbean. — Available at: https://www.ictsd.org/sites/default/files/event/Background%20pape_Trade%20and%20Tariffs%20in%20Renewable%20Energy%20Goods%20in%20Latin%20America%20an d%20the%20Caribbean.pdf (accessed 25.08.2018).

25. Trade Map. — Available at: https://www.trademap.org/Index.aspx (accessed 1.09.2018).

Comments

No posts found

Write a review
Translate