The coronavirus pandemic in the Latin America: factor of the rollback to the past or a drive for development?
Table of contents
Share
QR
Metrics
The coronavirus pandemic in the Latin America: factor of the rollback to the past or a drive for development?
Annotation
PII
S0044748X0010597-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Budaev 
Occupation: Russian Ambassador to Nicaragua and concurrently in El Salvador and Honduras
Affiliation: Embassy of the Russian Federation in Nicaragua
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
6-23
Abstract

The article deals with the impact of the COVID-19 pandemic on the political and economic situation in the countries of the Latin America and Caribbean (LAC) region and its development prospects. The author comes to the conclusion that the economic recession in the LAC is inevitable, the authoritarian methods of government will strengthen, nationalist sentiment will increase, integration processes will slow down and there will be a temporary pause in the development of cooperation with non-regional partners. The Latin American elites will have to reconsider the countries position in the current world system and adapt to a rapidly emerging new geopolitical reality. In the context of Russian-Latin American relations, the focus will be shifted to promoting bilateral cooperation. The moral component of the Russian “soft power” may be of increasing importance.

Keywords
Latin America, Russia, coronavirus, pandemic, crisis, democracy, integration, nationalism, isolation.
Received
02.06.2020
Date of publication
01.09.2020
Number of purchasers
28
Views
2030
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2020
1 В научно-политологическом сообществе широко тиражируется мнение о том, что после пандемии коронавируса мир уже не будет прежним, человечеству предстоит пройти через тектонические трансформации политического и экономического мироустройства, изменятся жизненный уклад и сознание людей. Очевидно, что этот процесс будет растянут во времени, затронет как многие страны, так и целые регионы, а также военно-политические союзы, международные финансовые и экономические организации и интеграционные блоки. Справедливо суждение некоторых аналитиков о том, что пандемия уже серьезно повлияла на ситуацию в мире, в особенности на экономику, и может затормозить глобальные политические процессы и спровоцировать новые кризисы [1]. Министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров отметил, что «стремительное распространение коронавируса в считанные дни изменило ритм жизни планеты. Испытанию на прочность подвергаются международные отношения в самом широком понимании — на уровне как отдельных государств, так и многосторонних объединений [2]. Среди очевидных последствий пандемии он выделяет экономическую рецессию, кризис глобального управления, рост протекционистских и изоляционистских настроений, ограничение гуманитарных, культурных, туристических обменов. Серьезные перемены неизбежно коснутся и Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Анализ влияния данного феномена на ситуацию в регионе и перспектив ее развития представляется крайне актуальным, при этом за скобками будут оставлены различные конспирологические теории относительно происхождения, распространения и последствий COVID-19.
2 В связи с коронавирусом в ЛАКБ складывается весьма тревожная обстановка. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в конце мая 2020 г. признала регион новым эпицентром пандемии. Ожидается, что ее пик придется на июль-август с.г. На начало июля 2020 г. количество заболевших превысило 3,2 млн при 137 тыс. летательных исходах. Самая тяжелая ситуация наблюдается в Бразилии (1,75 млн инфицированных и 69 тыс. смертей), Перу (316 тыс. и 11 тыс.), Чили (306 тыс. и 6,6 тыс.) и Мексике (275 тыс. и 7 тыс.) 3. Особую озабоченность вызывает высокий уровень смертности от COVID-19 в латиноамериканских странах. Первые места в этом анти-рейтинге занимают все те же Бразилия (34 случая смерти на 100 тыс. населения), Перу (37), Чили (37,3), Эквадор (29,5), Мексика (27,7). За ними следуют Панама (21,8), Боливия (15,9), Колумбия (10,9), Доминиканская Республика (8,4), Гондурас (8,1), Гватемала (7,1), Аргентина (4,2), Сальвадор (4), Суринам (3,1), Гайана (2,2). Лучше других выглядят Никарагуа (1,4 смертей на 100 тыс. человек), Уругвай (0,9), Куба (0,8), Коста-Рика (0,6), Венесуэла (0,3), Парагвай (0,3) 4. Однако едва ли можно относиться с полным доверием к официальной статистике заболеваемости COVID-19, поскольку тестов не хватает, а усилия по проверке населения на инфекцию явно недостаточны. В этой связи, по мнению многих экспертов, ситуация серьезно недооценивается. Наибольшее количество тестов на 1 млн граждан проведено в Чили (68,5 тыс.), в Перу (58 тыс.), в Панаме (38 тыс.), Сальвадоре (30 тыс.), в Уругвае (22,6 тыс.), в Бразилии (21,5 тыс.), в Колумбии (20 тыс.), на Кубе (17,8 тыс.) и в Доминиканской Республике (17,5 тыс.). Наименьшее количество исследований на COVID-19 проведено в Суринаме — 2,1 тыс. на 1 млн граждан, в Гватемале — 3,6 тыс., в Гайане — 4,1 тыс., в Гондурасе — 4,9 тыс., в Мексике — 5,9 тыс., в Боливии — 9,1 тыс. и в Парагвае — 9,5 тыс. По некоторым странам (например, Гаити и Никарагуа) данные отсутствуют [3].
3 Общими для Латинской Америки мерами стали введение властями, как и во многих других странах мира, карантина и режима самоизоляции граждан; перевод сотрудников госучреждений и частных компаний на удаленную работу или сокращение их рабочего времени; временное закрытие учебных заведений, крупных торговых центров, ресторанов, спортивных клубов и т.п. В тех странах, где власти оперативно среагировали на угрозу и приняли решительные профилактические меры по противодействию инфекции, как, например, в Сальвадоре, ситуация выглядит относительно спокойной. Там же, где по разным причинам, в том числе экономического характера, срочных шагов по борьбе с коронавирусом сделано не было, как в Бразилии, Мексике, Эквадоре, наблюдается высокий рост заболеваемости и смертности. Статистические данные по региону в будущем могут меняться, однако общие закономерности понятны уже сейчас.
4 Одним из последствий нынешнего кризиса может стать тенденция к деглобализации, усилению позиций националистов-антиглобалистов, выступающих за создание сильных, самодостаточных и устойчивых национальных государств. По мнению российского политолога Петра Акопова, с учетом конъюнктуры во многих странах мира усилятся позиции национально-ориентированных политиков. Тренд может проявиться и в латиноамериканском регионе, при этом обострится борьба между сторонниками и противниками глобализации. По мнению ее адептов, единое мировое правительство в лице развитого Запада должно уверенно вести человечество к светлому цифровому мультикультурному постгуманистическому будущему [5]. С другой стороны, во время пандемии обнажились слабые и негативные стороны глобалистского подхода, что не может остаться без последствий: глобализация, о кризисе которой давно говорили не только ее противники, но и часть сторонников, не только не справляется с реальными угрозами человечеству, но зачастую и усугубляет их. В данном случае дело не только в скорости распространения коронавируса по всему миру авиапассажирами, но и в том, что никакого общепланетарного плана по борьбе с ним не существует [5]. Очевидно, что глобализированный мир существенно изменится в результате кризиса, который затронет все формирующиеся центры влияния, включая латиноамериканский регион.
5 К прямым следствиям пандемии можно отнести закрытие национальных границ, приостановку авиационного, автомобильного, железнодорожного и других видов сообщения между государствами, отмену или перенос ряда важных международных встреч и форумов, спортивных мероприятий, общее снижение деловой активности. Все это вместе с падением цен на нефть, финансовой волатильностью, нестабильностью на биржевых рынках создает предпосылки для депрессии мировой экономики. Прогнозировавшийся ранее глобальный экономический прирост в 2020 г., может сократиться до 5% 6.
6 По мере распространения в странах ЛАКБ коронавирусной инфекции в регионе складывается все более тревожная ситуация. Речь идет не только об увеличении количества заболевших и умерших от COVID-19 людей, но и о серьезных социально-экономических последствиях кризиса. Авторитетные международные структуры заметно ухудшили прогноз экономического развития стран региона. Если еще в марте с.г. Институт международных финансов оценивал общерегиональное снижение ВВП по итогам 2020 г. на 2,7% (вместо ранее планировавшегося роста на 1,2%) [7], а в июне с.г. Всемирный банк давал прогноз на уровне минус 7,2% [8], то в июльском исследовании Экономической Комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) предлагаются еще более неутешительные расчеты. Эксперты Комиссии прогнозируют сокращение темпов экономического роста региона на 9% (что почти в два раза ниже общемирового показателя) [9]. Самая тяжелая ситуация ожидается в странах Южной Америки: до минус 9,4%. Хуже всего дела будут обстоять в Перу (-13%), Аргентине (-10,5%), Бразилии (-9,2%) и Эквадоре (-9%). За ними следуют Чили (-7,9%), Колумбия (-5,6%), Боливия (-5,2%) и Уругвай (-5%). Экономика Парагвая сократится на 2,3%. Тяжелее всего придется боливарианским странам: Венесуэла, Никарагуа и Куба уйдут в минус соответственно на 26%, 8,3% и 8%. На этом фоне несколько лучше выглядят государства Центральной Америки, экономика которых сократится на 6,2%. По странам ситуация выглядит следующим образом: Сальвадор -8,6%, Панама -6,5%, Гондурас -6,1%, Коста-Рика -5,5%, Доминиканская Республика -5,3%, Гватемала -4,1%, Мексика (-9%). Чуть меньше других рецессия затронет страны Карибского бассейна, суммарный ВВП которых уменьшится на 5,4%. Заметно выделяется из общей картины Гайана, для которой прогнозируется единственный в ЛАКБ рост экономики сразу на 44% за счет ожидаемого «взрывного» наращивания производства углеводородов (в связи с началом эксплуатации крупного нефтяного месторождения) 9. Хотя, как представляется, эти данные требуют дополнительной проверки.
7 Такая ситуация спроецируется на все основные макроэкономические показатели латиноамериканских стран, по которым сильно ударят снижение цен на сырьевые товары, финансовый дисбаланс и кризисные явления, переживаемые основными торговыми партнерами. После застоя, зафиксированного в ЛАКБ в последние годы, грядущий спад станет дополнительным препятствием на пути реализации социальных программ и проведения структурных реформ, столь необходимых для обеспечения поступательного экономического развития региона. В этих условиях специалисты ЭКЛАК прогнозируют увеличение уровня бедности в ЛАКБ с 30,2% в 2019 г. до 37,3% по итогам 2020 г. (количество бедных составит 230,9 млн. человек). Показатель крайней бедности возрастет с 11% до 15,5% (96,2 млн. человек) 9.
8 О предстоящей деградации социального положения латиноамериканцев свидетельствуют и последние оценки Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), согласно которым к 2030 г. в Латинской Америке заметно ухудшится ситуация с обеспечением населения продовольствием. Так, в 2019 г. не могли гарантировать себе достаточное питание 5,6% граждан стран Южной и 9,3% Центральной Америки, а к 2030 г. эти показатели снизятся до 7,7% и 12,4% соответственно (страдать от недостатка продовольствия будут около 35,7 млн южноамериканцев и 24,5 млн центральноамериканцев) 10. Расслоение населения, усугубляющееся неравенство в конечном счете станут фактором роста социально-политической напряженности и возможных новых общественных потрясений — в продолжение тех, что уже охватили ряд стран региона во второй половине 2019 г. В целях предотвращения развития событий по неблагоприятному сценарию латиноамериканским правящим элитам придется учитывать это обстоятельство. Новая политическая и социально-экономическая реальность в ЛАКБ может создать условия для роста левых настроений и «боливарианского контрнаступления» в перспективе.
9 На фоне политических последствий кризиса, по сути, отрабатываются и внедряются новые технологии управления государствами. Далеко не все страны оказались готовы оперативно среагировать на возникшую угрозу, однако единым трендом стало принятие большинством правительств жестких ограничительных мер, которые затронули ряд привычных норм, связанных с правами человека, во имя высшей цели защиты жизни и здоровья граждан. Опыт решения жизненно важных задач в условиях пандемии, очевидно, может быть использован в дальнейшем в целях усиления регулирующей и контролирующей роли государства в политических и экономических процессах — даже в ущерб общепризнанным демократическим принципам. В этом контексте показательны данные опроса общественного мнения в Латинской Америке, проведенного исследователями Университета Вандербильта (США): 39% респондентов выразили недовольство состоянием демократии в своих странах, что стало самым высоким показателем за последние годы. При этом четверть опрошенных высказались в поддержку «административных переворотов», если они дают руководителям возможность эффективно решать такие проблемы, как бедность, коррупция и преступность [11].
10 В рамках противодействия пандемии происходят проверка на прочность сложившихся систем госуправления и тестирование слаженности работы ключевых госструктур с целью их перезагрузки для обеспечения оптимальной эффективности в условиях чрезвычайной обстановки. По мнению некоторых аналитиков, в ходе этого грандиозного эксперимента власти отрабатывают возможности ограничения базовых прав и свобод, определения степени управляемости населения, а также применения силы воздействия масс-медиа на психологию и поведение граждан. Реализации этих шагов способствует ряд субъективных факторов: страх перед болезнью подавляет волю граждан к самоорганизации и сопротивлению, карантин лишает их возможности объединяться и коллективно выражать свое мнение. В условиях ограничительных мер происходит сокращение пространства для общественно-политической жизни, в том числе протестной активности оппозиции; в ряде стран региона отменяются партийные мероприятия, под запрет попадают массовые демонстрации. При этом некоторые политические силы вполне могут извлекать из ситуации выгоду [12]. Можно предположить, что у отдельных латиноамериканских режимов как правой, так и левой ориентации появится соблазн воспользоваться конъюнктурой для решения текущих задач, среди которых подавление оппонентов, недопущение социальных протестов и т.п. Вероятен сценарий реализации авторитарных амбиций, в том числе в странах, где у власти находятся популистские лидеры. Так, президент Сальвадора Наджиб Букеле (2019 — н/в) 11 марта 2020 г. предложил на 14 дней ввести в стране чрезвычайное положение, предусматривающее временное ограничение на свободу передвижения, собраний, выбора места жительства и т.п. Однако позже его решения о дальнейшем продлении экстренных карантинных мер вплоть до середины августа вызвали негативную реакцию в парламенте и Конституционной палате Верховного суда [13], которые выступили за поэтапное снятие ограничений — в первую очередь в интересах бизнеса. Все это привело к серьезному противостоянию между ветвями власти, угрожающему перерасти в политический кризис. Ситуация вызвала реакцию на международном уровне: Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет подвергла критике действия Н.Букеле и призвала его уважать принципы верховенства права и разделения властей [14]. В том же ключе высказался пресс-секретарь Генсека ООН Стефан Дюжаррик [15]. Нельзя исключать, что под предлогом обеспечения общественной безопасности и стабильности, защиты жизни и здоровья граждан в ряде стран региона могут быть введены особое положение и даже комендантский час, что ограничивает конституционные права и свободы. За подобными мерами могут скрываться и попытки удержания власти, в том числе путем переноса выборов и продления мандатов (как, например, в Боливии) или принятия поправок в основной закон в обход законодательных органов — через конституционные и верховные суды и т.п. Прецеденты существуют: в 2017 г. президент Гондураса Хуан Орландо Эрнандес (2014 — н/в) был переизбран на второй срок, что противоречит Конституции, без согласия парламента — на основе постановления Верховного суда. Экс-президент Боливии Эво Моралес Айма (2006—2019) вопреки результатам конституционного референдума 2016 г. обеспечил себе право вновь переизбираться на пост главы государства — на четвертый срок — на основании решения Конституционного суда.
11 Нынешняя пандемия и возможные кризисы аналогичного масштаба в будущем могут оказывать прямое воздействие на функционирование власти и ее представителей. Проблема приобретает вполне реальное звучание в свете уже имеющихся случаев заражения и самоизоляции среди руководителей отдельных стран, например, Великобритании, Бразилии, Гондураса. По мнению политолога, преподавателя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Юрия Андреевича Кабанова, это может привести не только к временным трудностям управления, но и к более серьезным последствиям в случае неблагоприятных сценариев, например, болезни или смерти государственных лидеров, что особенно актуально для авторитарных или персоналистских режимов [12]. Тезис вполне применим к ряду латиноамериканских государств, где традиционно силен каудильизм — власть сильных, харизматичных лидеров. Достаточно вспомнить руководителя Кубы Фиделя Кастро (1959—2008), президента Венесуэлы Уго Чавеса (1999—2013).
12 Следует отметить, что пандемия косвенно повлекла за собой и некоторые позитивные сдвиги, среди которых — толчок к развитию цифровых технологий в политике и экономике. В целях обеспечения безопасности правящие элиты активно внедряют методы дистанционного управления, включая проведение производственных совещаний в удаленном формате, в том числе международных. Так, дистанционно прошли заседание Совета Безопасности ООН (9 апреля 2020 г.), видеоконференция глав государств и правительств стран Большой двадцатки (G-20) (26 марта 2020 г.) с участием руководителей ведущих латиноамериканских государств, встречи Постоянного совета Организации американских государств (Organización de los Estados Americanos, OEA) и Боливарианского альянса для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, ALBA) 10 июня 2020 г., а также саммит Общего рынка Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur) 2 июля 2020 г. Профессор Университета национальной обороны США Пол Салливан считает, что в будущем дипломатия будет осуществляться по большей части виртуально [16]. Одновременно происходят цифровизация экономических связей и адаптация всего жизненного уклада под возможности передовых технологий и информационно-коммуни-кационных систем. Наблюдается развитие образовательных интернет-курсов, онлайн-кинотеатров, других дистанционных услуг [17].
13 Под удар пандемии попадет и латиноамериканская интеграция, и без того осложненная созданием неолиберальными проамериканскими правительствами новых «разделительных линий». По крайней мере в краткосрочной перспективе кризис негативно отразится на работе большинства интеграционных объединений региона, включая такие прогрессивные, как ALBA, и правоориентированные, как Форум для развития Южной Америки (Foro para el Progreso de América del Sur, PROSUR).
14 Все больше предпосылок для обострения противоречий в Сообществе латиноамериканских и карибских государств (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC) и Mercosur. В то же время латиноамериканский опыт закрытия границ и введения ограничений на передвижение людей, товаров и услуг неизбежно задаст импульс обсуждению вопросов оптимизации и совершенствования схем и алгоритмов будущего взаимодействия — особенно в чрезвычайных обстоятельствах. С дугой стороны, пандемия простимулировала интерес у ряда латиноамериканских объединений к укреплению сотрудничества с внерегиональным партнерами с явным расчетом на получение гуманитарной помощи и техсодействия. Так, участники ALBA выступили с инициативой установления прямого диалога с нашей страной и проведения в обозримой перспективе форума Россия — ALBA. Заинтересованность в активизации сотрудничества с Российской Федерацией проявляет и руководство Генерального секретариата Центральноамериканской интеграционной системы (Sistema de la Integra-ción Centroamericana, SICA).
15 Объектом внимания, вероятно, станет ситуация, сложившаяся в условиях COVID-19 в Евросоюзе, который до недавнего времени был главным ориентиром в части определения вектора интеграции в ЛАКБ. Широко распространено мнение, что кризис в очередной раз доказывает шаткость европейского единства и неспособность ЕС действовать единым фронтом, а также вынуждает страны-участницы прибегать к стратегии «каждый сам за себя» [1]. В этой связи можно предположить, что латиноамериканцы будут пристальнее изучать интеграционный опыт в других регионах мира, в том числе на евроазиатском пространстве. Это в свою очередь создаст дополнительные возможности для углубления взаимодействия ЛАКБ с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), хотя на данном этапе — прежде всего в связи с разногласиями внутри региона — скорее всего возникнет временная пауза в сотрудничестве латиноамериканских государств с внерегиональными партнерами. Такое развитие событий связано и с первоначальной весьма сдержанной реакцией стран Запада на просьбы латиноамериканских партнеров о помощи в условиях пандемии. Очевидно, что коронавирус заставил страны сосредоточиться на самих себе; пандемия только усиливает тенденции к разъединению, которые и без того набирали силу с ростом национализма и протекционизма [16].
16 Кризисная ситуация обнажила эгоистичность и даже циничность подхода ведущих западных государств, позиционирующих себя главными носителями нравственности и демократических ценностей. В очередной раз проявилась лицемерная суть основанной на двойных стандартах западной политики, хотя в итоге позиция была несколько скорректирована: Евросоюз принял решение о выделении развивающимся странам помощи в размере 15,6 млрд евро, из которых 918 млн евро будут направлены государствам ЛАКБ [18]. Примечательно, что тем странам региона, где у власти находятся левоориентированные правительства, в частности Никарагуа, которой предоставляются 35 млн евро, средства будут переводиться через НПО, частные фонды и представительства международных организаций. Налицо стремление оказать влияние на внутренние процессы в странах региона.
17

США в свою очередь анонсировали выделение помощи для борьбы с коронавирусом 57 странам мира на общую сумму в 274 млн долл.; из них лишь 10% достанутся латиноамериканским государствам — и в первую очередь лояльным Вашингтону администрациям Колумбии, Парагвая, Ямайки, Гаити [19. Серьезного роста поддержки ожидать не стоит: по прогнозам, США стоят на пороге падения экономики на 20-30% в 2020 г. [20]. О готовности к неблагоприятному развитию событий свидетельствует тот факт, что в апреле 2020 г. Дональд Трамп (2017 — н/в) объявил о «масштабном бедствии», которое охватит все штаты страны [21]. С учетом того, что для ликвидации последствий пандемии потребуются значительных финансовых ресурсов, Белый дом в условиях предвыборной гонки, несомненно, сконцентрирует усилия на решении внутренних проблем. Подобный подход, скорее всего, будет применен и к ранее объявленным Вашингтоном программам поддержки и содействия развитию латиноамериканских государств. Исключением может стать сфера борьбы с наркотрафиком, в рамках которой помощь будет оказываться наиболее преданным США сателлитам, например, правительству Колумбии. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что кризис отразится на реализации широко разрекламированного Вашингтоном мегапроекта «Америка растет» (América Crece)*. И все же администрация Д.Трампа в конце июня 2020 г. объявила об увеличении программы помощи до 120 стран на общую сумму свыше 1 млрд долл.; при этом на долю латиноамериканских стран приходятся лишь 10% от этих средств (105 млн долл.) [22]. Главными получателям американской помощи являются верные союзники Вашингтона в ЛАКБ. Так, проамерикански настроенные администрации Сальвадора и Гондураса получат соответственно 2,6 и 2,4 млн долл., в то время как в Никарагуа будут направлены 750 тыс. долл., и то через оппозиционные сандинистскому правительству НПО и некоммерческие организации. Это является убедительным доказательством того, что Вашингтон использует гуманитарную помощь в качестве инструмента политического влияния на внутренние процессы в странах ЛАКБ.

* Речь идет о представленной 17 декабря 2019 г. инициативе по запуску нового механизма межправительственного партнерства США с государствами ЛАКБ, нацеленного на поощрение инвестиций частного сектора в инфраструктуру, в том числе в проекты в сфере энергетики, транспорта, информационных и коммуникационных технологий [23].
18 После кризиса дополнительную актуальность для латиноамериканских государств приобретет вопрос обеспечения не только энергетической и продовольственной, но и биолого-фармацевтической безопасности. В условиях пандемии практически все страны региона столкнулись с острым дефицитом медицинской аппаратуры, фармпрепаратов и расходных материалов, что вынудило их обращаться за помощью к внерегиональным партнерам. При этом важно учитывать, что разработка и производство лекарств и оборудования относятся к сфере науки и высокотехнологической промышленности, уровень развития которых, наряду с контролем за государственными границами, денежной системой и т.п., определяет степень суверенитета и потенциал любой державы [5].
19 Пандемия и связанный с ней кризис неизбежно спроецируются на миграционную проблему ЛАКБ. Если учесть, что бесконтрольное перемещение людей, не имеющих доступа к медицинским услугам, только усугубит ситуацию с распространением болезни [1], можно предположить, что Вашингтон ужесточит миграционную политику в отношении южных соседей. Пользуясь временным закрытием границ и строгими ограничениями на передвижение людей, Белый дом чинит всяческие препятствия для потоков нелегальных беженцев в США, в том числе путем создания «миграционных отстойников» в центральноамериканских Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе и т.п. на основе заключенных с этими странами в 2019 г. соглашений о «безопасной третьей стране». Драконовская миграционная политика Д.Трампа — пример одностороннего курса США, идущего вразрез с многосторонним подходом, традиционно отстаиваемым государствами Латинской Америки [11]. Позиция Вашингтона вызывает разочарование, недовольство и критику даже латиноамериканских стран, входящих в число союзников северной империи. В этой связи можно утверждать, что миграционный кризис в регионе сохранит остроту и может стать более серьезным раздражителем в отношениях США и ЛАКБ.
20 На этом фоне коллективный Запад во главе с США пытается использовать связанный с пандемией кризис для реализации своего курса на политическое переформатирование латиноамериканского региона. Под предлогом борьбы с активизировавшейся наркоторговлей Вашингтон объявил в розыск президента Венесуэлы Николаса Мадуро (2013 — н/в) и 14 его соратников по обвинению в предполагаемой причастности к наркотрафику, параллельно продолжая подготовку плана по осуществлению в этой стране госпереворота. Официальный представитель МИД России Мария Владимировна Захарова осудила действия США, назвала обвинения в адрес главы суверенного государства надуманными и заявила, что некоторые страны и политические группировки по-прежнему руководствуются стремлением воспользоваться тяжелой ситуацией в мире и эпидемиологической обстановкой в Венесуэле для достижения своих политических целей [24].
21 Администрация Д. Трампа подкрепляет свои подрывные замыслы конкретными действиями, что лишь усугубляет ситуацию и ведет к обострению напряженности не только вокруг Венесуэлы, но и во всем латиноамериканском регионе. Вашингтон усиливает военное присутствие в ЛАКБ, в том числе путем дислокации кораблей ВМС вблизи венесуэльских морских границ. Министр обороны США Марк Томас Эспер признал, что мишенью для этой операции, помимо наркокартелей, станет и правительство Маду-ро [25]. Ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки Российской академии наук Александр Владимирович Харламенко утверждает, что Вашингтон отверг очередную возможность встать на путь диалога, который предлагала Венесуэла в связи с пандемией коронавируса, и не считает связанный с ней кризис аргументом для ослабления санкций [26].
22 Стоит отметить, что США не впервые выдвигают против неугодных латиноамериканских правителей обвинения в наркотрафике, что является традиционным средством «демонизации противников» [26]. Так, в 1989 г. под аналогичным предлогом была осуществлена североамериканская военная интервенция в Панаму с целью свержения президента Мануэля Норьеги (1983—1989). На данный момент официальный Каракас жестко пресекает попытки США по вмешательству во внутренние дела Венесуэлы. Н.Мадуро в этой связи утверждает: «Американской агрессией нас не запугать. Наш народ знает, как реагировать, и дал своему плану название «боливарианская ярость» [27]. Вместе с тем Белый дом вряд ли откажется от своей стратегии, включая военный сценарий, в отношении Венесуэлы — особенно в условиях обострения внутриполитической борьбы в США и с учетом заинтересованности Д.Трампа в «победоносной войне» как элемента набирающей обороты президентской кампании. А значит, в ближайшее время взрывоопасный характер ситуации в Венесуэле сохранится. Недавние события подтверждают этот прогноз: 3 мая 2020 г. в этой южноамериканской стране были обезврежены нескольких диверсантов, двое из которых оказались сотрудниками американских спецслужб. Один из задержанных признался, что им было поручено схватить Н.Мадуро и вывезти его в США [28]. Руководство МИД России осудило высадку иностранных наемников на венесуэльской территории, заявив, что попытки Госдепа снять с себя ответственность за инцидент звучат неубедительно [29].
23 Объектами нападок со стороны США стали и другие неугодные правительства региона. В выступлениях 30 апреля и 4 мая 2020 г. президент Никарагуа Даниэль Ортега (1985—1990, 2007 — н/в) заявил, что Соединенные Штаты планируют воспользоваться ситуацией, связанной с пандемией, чтобы усилить агрессию в различных регионах планеты, в том числе против Кубы, Венесуэлы и Никарагуа [30]. Целью капиталистических стран, по мнению никарагуанского лидера, также является финансовое обогащение: «Пандемия только на руку капиталистам, которые стремятся захватить обесценившиеся компании» [31].
24 В отличие от Запада Российская Федерация в обстановке затронувшего все государства мира кризиса предлагает конструктивные шаги по его преодолению и минимизации последствий. Президент РФ Владимир Владимирович Путин (2000 — 2008, 2012 — н/в) в ходе видеоконференции лидеров стран Большой двадцатки в конце марта 2020 г. подчеркнул необходимость создания свободных от торговых войн и санкций зеленых коридоров для взаимных поставок медикаментов, продовольствия, оборудования и технологий. По его словам, мир сейчас не может действовать, исходя из принципа «каждый за себя» [32]. Подхода, созвучного российскому, придерживаются Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (2017 — н/в), президент Аргентины Альберто Фернандес (2019 — н/в). Вместе с тем руководители отдельных государств никак не могут преодолеть идеологическую зашоренность, продолжая противодействовать общей логике и целесообразности: антисанкционный проект резолюции, выдвинутый Россией совместно с группой стран-единомышленников, в том числе латиноамериканских, на рассмотрение Генассамблеи ООН, был заблокирован США, Великобританией, странами Евросоюза, Украиной и Грузией. Председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания РФ Константин Иосифович Косачев заявил тогда: «Государства Запада противопоставили себя ценностям, ответственности и здравому смыслу, заблокировав российскую резолюцию об отмене санкций, мешающих другим странам бороться с пандемией коронавируса. Более наглядного подтверждения утраты Западом морального лидерства в мире и представить себе трудно» [33]. С.В.Лавров в свою очередь так прокомментировал западную санкционную политику: «Чем, если не политизацией гуманитарных вопросов и не стремлением воспользоваться пандемией для наказания неугодных правительств, можно объяснить нежелание ряда западных стран, много рассуждающих о необходимости соблюдения прав человека, отказаться от применения односторонних экономических рестрикций против государств развивающегося мира хотя бы до нормализации глобальной эпидемиологической обстановки? Ведь, в том числе по оценке ООН, такие санкции, сужающие возможности рядовых граждан реализовывать свои социальные и экономические права, серьезно осложняют усилия по охране здоровья населения, бьют по его наиболее уязвимым, незащищенным слоям» [2].
25 Россия в порядке инициативы продолжает оказывать гуманитарную помощь Китаю, Италии, США, Венесуэле, Сербии и странам СНГ (всего порядка трем десяткам стран). Что касается латиноамериканского региона, широкий положительный резонанс получило осуществление в начале июля 2020 г. российской гуманитарной поставки SICA, Центральноамериканскому парламенту (Parlamento Centroamericano, PARLACEN), а также правительствам Никарагуа и Коста-Рики. Речь идет о передаче 320 наборов тест-систем для диагностики COVID-19 (рассчитанных на проведение 32 тыс. проб). Кроме того, правительству Никарагуа было передано 37 тыс. средств индивидуальной защиты (медицинских масок и перчаток) 34.
26 Такой подход вызывает уважение и симпатии к нашей стране со стороны большей части международного сообщества, в том числе многих латиноамериканских государств, что подтверждает эффективность этого инструмента «мягкой силы». Россия в сложившейся ситуации демонстрирует качества истинного лидера — страны, «которой нужно звонить, если что-то случилось» [35]. Важно, что мы при этом приобретаем уникальный опыт взаимодействия и координации с зарубежными партнерами в условиях чрезвычайной ситуации, который укрепляет возможности российского государства эффективно реагировать на возможные кризисы и форс-мажорные обстоятельства в будущем. Россия не просто отрабатывает тактику медицинского «спецназа» как нового инструмента глобальных трансформаций, но и нарабатывает опыт предотвращения кризисов биологического характера совместными усилиями Минобороны и МЧС [35]. Государства Латинской Америки и других регионов мира внимательно наблюдают за опытом России по противодействию и минимизации последствий COVID-19. В части защиты национальных интересов и укрепления суверенных госструктур актуальным для латиноамериканцев представляется тезис С.В.Лаврова: «Гораздо бóльшую стрессоустойчивость продемонстрировали самодостаточные страны с отлаженными мобилизационными механизмами, четко сформулированными национальными интересами и самобытными ценностными платформами. Те же страны, что встали на путь размывания самостоятельности, беспечно отказывались от части суверенитета, оказались в проигрыше» [2].
27 В складывающейся ситуации неприемлемыми выглядят попытки отдельных политических деятелей и представителей масс-медиа западных стран шельмовать бескорыстную помощь, оказываемую Россией государствам и народам, которые оказались в бедственном положении. С.В.Лавров утверждает, что вместо консолидации усилий и стремления к взаимопониманию мы наблюдаем, как те, что привыкли декларировать свое моральное лидерство и богатые демократические традиции, отбрасывают элементарные правила приличия, этические ограничители и начинают действовать по «закону джунглей». По его словам, это относится к попыткам возложить бремя вины за распространение инфекции на Китай или к нечистоплотным спекуляциям относительно российской помощи ряду государств, оказанной по просьбе их же правительств; к абсурдным обвинениям в адрес России в желании использовать гуманитарное и медицинское содействие для «укрепления геополитического влияния» [2].
28 На контрасте с западным миром аналогичную российской политику солидарности и единения усилий в преодолении общей беды демонстрируют, в частности, Китай и Куба, которых праволиберальные силы традиционно обвиняют в недемократичности, нарушениях прав человека, авторитаризме. Эти две страны подают западным «демократизаторам» пример следования общечеловеческим и гуманистическим ценностям. Гавана в ответ на просьбу о помощи со стороны Италии направила 52 врача в регион Ломбардии. Кубинские медики также спасают жизни в Венесуэле, Гренаде, Никарагуа, Сальвадоре, Сент-Винсенте и Гренадинах, Сент-Китсе и Невисе, Суринаме, на Ямайке. Осуществляются поставки хорошо зарекомендовавших себя лекарств, в том числе производимого на Кубе Interferón Alfa-2B [36]. Подготовка к запуску производства этого препарата, применяемого для профилактики коронавирусной инфекции, начата в г. Манагуа в Латиноамериканском институте биотехнологий Mechnikov — российско-никарагуанском совместном предприятии [37].
29 Китай, в отличие от западных стран, оказал существенную материальную поддержку практически всем государствам региона, оставляя за скобками идеологические или политические предпочтения. Так, Поднебесная передала Венесуэле более 1 млн тест-систем и 6,6 млн медицинских масок, Чили — 1,7 млн масок, Аргентине — 3,7 млн долл. и 600 тыс. масок, Уругваю — 327 тыс. масок, Боливии — 180 тыс. масок 38. Крупнейшие китайские компании, включая Alibaba, Huawei, COFCO, China Communications Construction Company и Банк Китая, объявили о пожертвованиях государствам региона [39]. Национальная комиссия по здравоохранению КНР организовала для представителей 25 стран ЛАКБ видеоконференцию по теме борьбы с коронавирусом [40].
30 Тайвань, очевидно, исходя из политических соображений, направляет гуманитарную помощь своим латиноамериканским союзникам, прежде всего, в Центральной Америке. 4 млн долл. были переданы равными долями правительствам Белиза, Гондураса, Гватемалы и Никарагуа, поддерживающим с Тайбэем дипломатические отношения [41]. Еще 3,2 млн были предоставлены Парагваю (также официально признающему Тайвань) [42]. Для Тайбэя крайне важно сохранить позиции в тех странах, которые продолжают поддерживать с ним (а не с КНР) официальные связи.
31 Определенную помощь в борьбе с COVID-19 латиноамериканским странам оказывают и международные организации. Всемирный банк (ВБ) объявил о первоначальном выделении средств в размере 270 млн долл. для Аргентины, Эквадора, Парагвая, Гаити, Доминиканской Республики, Боливии, Панамы и Колумбии 43. Панамериканская организация здравоохранения (Organización Panamericana de la Salud, OPS) осуществила свыше 50 гуманитарных поставок в 26 стран ЛАКБ (в том числе 1 млн медицинских масок, 1,3 млн перчаток, 403 тыс. халатов, 42 тыс. пар защитных очков), проводит для латиноамериканских медработников обучающие семинары 44. Значительная поддержка оказывается латиноамериканцам через Детский фонд ООН (United Nations Children’s Fond, UNICEF): были направлены несколько сотен тыс. тест-систем для диагностики COVID-19, средств индивидуальной защиты и лекарственных препаратов. В апреле около 90 т гуманитарного груза (в том числе 28 тыс. тестов) было поставлено в Венесуэлу 45. Следует отметить работу на этом направлении и SICA. 12 марта 2020 г. состоялась видеоконференция глав государств — членов SICA в целях координации усилий по противодействию пандемии. По итогам конференции согласовано распределение чрезвычайных средств на эти цели: в частности, по линии Центральноамериканского банка экономической интеграции (Banco Centroamericano de Integración Económica, BCIE) странам субрегиона безвозмездно переданы 8 млн долл. Кроме того, одобрено выделение в перспективе дополнительных средств в размере 1,9 млрд долл. на борьбу с проблемами, связанными с пандемией [46]. 7 апреля 2020 г. в центральноамериканские государства были поставлены 182 тыс. тестов на коронавирус, приобретенные за счет BCIE [47].
32 В целом, «коронавирусная дипломатия» становится значимым элементом внешнеполитической стратегии ведущих международных игроков, в том числе применительно к Латинской Америке. Со своей стороны страны региона чутко реагируют на подходы зарубежных партнеров в вопросах предоставления помощи в условиях пандемии COVID-19. Как представляется, в общественном сознании латиноамериканцев не останутся незамеченными политизированные подходы западных стран на этом направлении. Несмотря на принимаемые международным сообществом и отдельными странами меры, аккумулированный негативный эффект кризиса может оказаться куда серьезнее, чем кажется сейчас. Замглавы администрации президента России и его пресс-секретарь Дмитрий Сергеевич Песков высказал мнение, что как мировой экономический кризис, так и коронавирус еще заявят о себе, и для координации антикризисных мер потребуются усилия многих государств [48].
33 В аналитической записке экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) отмечается, что ситуация с эпидемией коронавируса и ценами на нефть развивается по кризисному, а возможно, и по шоковому сценарию; избежать жесткой рецессии и, как следствие, скачка бедности и безработицы не удастся [48]. Все это коснется и стран латиноамериканского региона, которые столкнутся с рядом новых вызовов и угроз. При этом можно прогнозировать нарастание у латиноамериканских государств прагматических и утилитарных подходов к отношениям с зарубежными партнерами. В качестве важного критерия дальнейшего развития связей с той или иной страной станет их реальное содействие латиноамериканцам в период коронавирусного кризиса. В изменившейся геополитической и экономической реальности правительствам ЛАКБ придется переосмыслить положение своих государств в современной мировой системе координат, в значительной степени сформировавшейся под влиянием западных неолиберальных установок. От способности оперативно реагировать на стремительно меняющиеся обстоятельства и встраиваться в новые мировые тенденции будет зависеть будущее стран региона, которые могут открыть новую страницу в своем развитии или же откатиться в прошлое. При этом уже сейчас очевидно, что процессы трансформации региона, как и всего мира, заметно ускорятся.

References

1. Belyaev D. Koronavirus vliyaet ne tol'ko na ehkonomiku, no i na mirovuyu politiku. TASS, 16.03.2020. TASS, 16.03.2020. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7968279 (accessed 31.03.2020).

2. Stat'ya Ministra inostrannykh del Rossijskoj Federatsii S.V.Lavrova o situatsii v mire v kontekste pandemii koronavirusa dlya kitajskoj gazety «Global Tajms». Sajt MID Rossii, 28.05.2020. Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4139447?p_p_id=101_INSTANCE_cKNonkJE02Bw&_101_INSTANCE_cKNonkJE02Bw_languageId=ru_RU (accessed 28.05.2020).

3. Confirmed Cases and Deaths by Country, Territory, or Conveyance. Available at: https://www.worldometers.info/coronavirus/ (accessed 13.07.2020).

4. COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University (JHU). Available at: https://coronavirus.jhu.edu/map.html (accessed 13.07.2020).

5. Akopov P. Mir posle koronavirusa stanet drugim – ehkspert. Geopolitka.ru, 17.03.2020. Available at: https://www.geopolitica.ru/ar-ticle/mir-posle-koronavirusa-stanet-drugim-ekspert (accessed 9.04.2020).

6. World Economic Outlook Update: “A Crisis Like No Other, An Uncertain Recovery”, June 2020. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/06/24/WEOUpdateJune2020 (accessed: 16.07.2020).

7. Farisa I. Braziliya: ehpitsentr ottoka kapitalov v Latinskoj Amerike teryaet pochti 12 milliardov za dva mesyatsa, El País, 31.03.2020. Available at: https://inosmi.ru/politic/20200331/247167432.html (accessed 31.03.2020).

8. A World Bank Group Report: “Global Economic Prospects”, June 2020. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/33748 (accessed: 17.07.2020).

9. Informe Especial de la Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL): “Enfrentar los efectos cada vez mayores del COVID-19 para una reactivación con igualdad: nuevas proyecciones”, julio de 2020. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/45782-enfrentar-efectos-cada-vez-mayores-covid-19-reactivacion-igualdad-nuevas (accessed 16.07.2020).

10. The State of Food Security and Nutrition in the World 2020: “Transforming food sys-tems for affordable healthy diets”, July 2020. Available at: http://www.fao.org/3/ca9692en/online/ca9692en.html (accessed: 16.07.2020).

11. Uiss Dzh., Charl'z Zh. Latinskaya Amerika pod gnetom problem na fone protestov, vosstanij i abstragirovaniya Vashingtona. El Nuevo Herald, 21.10.2019. Available at: https://inosmi.ru/politic/20191021/246071304.html (accessed 30.03.2020).

12. Kabanov Yu. Koronavirus kak politicheskij faktor. Aktual'nye kommentarii, 13.03.2020. Available at: http://actualcomment.ru/koronavirus-kak-politicheskiy-faktor-2003131209.html (accessed 4.04.2020).

13. Coronavirus en El Salvador: la polémica por la negativa de Bukele a acatar la orden de la Corte Suprema que prohíbe «detenciones arbitrarias» durante la cuarentena. BBC Mundo, 16.04.2020. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-52319351 (accessed 10.05.2020).

14. Michelle Bachelet, alta comisionada de la ONU, dice que Bukele irrespeta Estado de Derecho con el manejo de la pandemia. El Salvador, 17.05.2020. Available at: https://www.elsalvador.com/noticias/nacional/michelle-bachelet-comisionada-onu-bukele-irrespeta-estado-derecho-manejo-pandemia-coronavirus/715277/2020/ (accessed 23.05.2020).

15. La ONU exige al gobierno de Bukele respetar la ley en el manejo de la pandemia de COVID-19. El Salvador, 19.05.2020. Available at: https://www.elsalvador.com/noticias/internacional/onu-reclama-gobierno-el-salvador-manejo-pandemia-pide-respetar-ley/715884/2020/ (accessed 23.05.2020).

16. Politiki opazdyvayut: mirovye SMI o videokonferentsii liderov G20. TASS, 27.03.2020. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8096309 (accessed 01.04.2020).

17. Ehksperty: Narodam sleduet ob'edinit' usiliya v bor'be s pandemiej. Novorossiya, 01.04.2020. Available at: https://novorosinform.org/810063 (accessed 04.04.2020).

18. Coronavirus: respuesta mundial de la UE para luchar contra la pandemia. Delegación de la Unión Europea en Nicaragua, 08.04.2020. Available at: https://eeas.europa.eu/delegations/nicaragua/77324/coronavirus-respuesta-mundial-de-la-ue-para-luchar-contra-la-pande-mia_es (accessed 26.05.2020).

19. EEUU informó que lleva destinados USD 274 millones en ayuda humanitaria a lo largo del mundo para combatir el coronavirus. Infobae, 27.03.2020. Available at: https://www.infobae.com/america/eeuu/2020/03/28/eeuu-informo-que-lleva-destinados-usd-274-millones-en-ayuda-humanitaria-a-lo-largo-del-mundo-para-combatir-el-coronavirus/ (accessed 6.04.2020).

20. Yakovina I. V shage ot novoj Velikoj depressii. Perezhivet li ehkonomika SShA pandemiyu i kakoj plan u Trampa — analiz Ivana Yakoviny. NV, 27.03.2020. Available at: https://nv.ua/world/countries/koronavirus-v-ssha-kak-povliyaet-na-ekonomiku-karantin-poslednie-novosti-50078292.html (accessed 12.04.2020).

21. «Vpervye v istorii»: Tramp ob'yavil rezhim masshtabnogo bedstviya iz-za koronavirusa vo vsekh shtatakh SShA. RT, 12.04.2020. Available at: https://russian.rt.com/world/article/736778-tramp-koronavirus-bedstvie (accessed 12.04.2020).

22. NOVEL CORONAVIRUS (COVID-19). USAID. Available at: https://www.usaid.gov/coronavirus (accessed 13.07.2020).

23. U.S. initiative strengthens economic growth in the Americas. ShareAmerica, 23.12.2020. Available at: https://share.america.gov/u-s-initiative-strengthens-economic-growth-in-the-americas/ (accessed 14.04.2020).

24. MID obvinil Zapad v stremlenii osuschestvit' gosperevorot v Venesuehle. RIA No-vosti, 02.04.2020. Available at: https://ria.ru/20200402/1569495573.html (accessed 5.04.2020).

25. «Amerikantsy boyatsya». Politolog ob'yasnil dejstviya SShA po Venesuehle. Radio Sputnik, 02.04.2020. Available at: https://radiosputnik.ria.ru/20200402/1569476828.html (accessed 5.04.2020).

26. «Kol'tso szhimaetsya». Pochemu SShA otvergayut dialog s Venesuehloj. Radio Sputnik, 27.03.2020. Available at: https://radiosputnik.ria.ru/20200327/1569224891.html (accessed 04.04.2020).

27. Repudio total a nuevas agresiones imperiales contra el pueblo venezolano. Correo del Orinoco, 07.04.2020. Available at: http://www.correodelorinoco.gob.ve/repudio-total-a-nuevas-agresiones-imperiales-contra-el-pueblo-venezolano/ (accessed 07.04.2020).

28. Amerikanets-diversant planiroval vyvezti Maduro v SShA. MID RF obespokoen. Radio Sputnik, 06.05.2020. Available at: https://radiosputnik.ria.ru/20200506/1571056432.html (accessed 21.05.2020).

29. Kommentarij Departamenta informatsii i pechati MID Rossii o situatsii v Venesuehle i vokrug nee. 06.05.2020. Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_poli-cy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4114787 (accessed 21.05.2020).

30. Presidente Daniel Ortega participa en Cumbre virtual de MNOAL sobre el Covid-19. El 19 Digital, 04.05.2020. Available at: https://www.el19digital.com/articulos/ver/titulo:102967-presidente-daniel-ortega-participa-en-cumbre-virtual-de-mnoal-sobre-el-covid-19 (accessed 10.05.2020).

31. Acto en Homenaje al VIII Aniversario del Tránsito a la Inmortalidad del Comandante Tomás Borge Martínez y Celebración del Día de los Trabajadores. La Voz del Sandinismo, 30.04.2020. Available at: https://www.lavozdelsandinismo.com/nicaragua/2020-05-01/acto-en-homenaje-al-viii-aniversario-del-transito-a-la-inmortalidad-del-comandante-tomas-borge-marti-nez-y-celebracion-del-dia-de-ls-trabajadors-30-04-2020-texto-itegro/ (accessed 10.05.2020).

32. Sammit «Gruppy dvadtsati». Sajt Prezidenta Rossii, 26.03.2020. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/63070 (accessed 07.04.2020).

33. Kosachev zayavil ob utrate moral'nogo liderstva Zapada. RIA Novosti, 03.04.2020. Available at: https://ria.ru/20200403/1569550607.html (accessed 6.04.2020).

34. O rossijskoj pomoschi stranam Tsentral'noj Ameriki v bor'be s rasprostraneniem koronavirusnoj infektsii. Sajt MID Rossii, 03.07.2020. Available at: https://www.mid.ru/ru/maps/ni/-/asset_publisher/U5gRMlYukcn7/content/id/4206732?p_p_id=101_INSTANCE_U5gRMlYukcn7&_101_INSTANCE_U5gRMlYukcn7_languageId=ru_RU (accessed 13.07.2020).

35. Putin prav: mir menyaetsya tak stremitel'no, chto ehlitam ne pospet' za ego paradok-sami. Inforuss.info, 27.03.2020. Available at: https://inforuss.info/putin-prav-mir-menyaetsya/ (accessed 30.03.2020).

36. Brifing ofitsial'nogo predstavitelya MID Rossii M.V.Zakharovoj. Sajt MID Rossii, 27.03.2020. Available at: https://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/briefings/-/asset_publisher/D2wHaWMCU6Od/content/id/4093042 (accessed 01.04.2020).

37. Sandino N. Planta de vacunas en Nicaragua podría producir Interferón Alfa 2B. El 19 Digital, 19.03.2020. Available at: https://www.el19digital.com/articulos/ver/titulo:101449-planta-de-vacunas-en-nicaragua-podria-producir-interferon-alfa-2b (accessed 7.04.2020).

38. Aid from China and the U.S. to Latin America amid the Covid-19 Crisis (2020). Wilson Center. Available at: https://www.wilsoncenter.org/aid-china-and-us-latin-america-amid-covid-19-crisis (accessed 13.07.2020).

39. With U.S. hit by virus, China courts Latin America with medical diplomacy. Reuters, 26.03.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-latam-china-featur/with-u-s-hit-by-virus-china-courts-latin-america-with-medical-diplomacy-idUSKBN21D346 (accessed 07.04.2020).

40. Especialistas chinos comparten con países latinoamericanos sus experiencias en la lucha contra el nuevo coronavirus. Spanish.people.cn, 02.04.2020. Available at: http://spanish.peopledaily.com.cn/n3/2020/0402/c31614-9675506.html (accessed 7.04.2020).

41. SG-SICA y República de China (Taiwán) anuncian fondo de US$4 millones para enfrentar el Coronavirus (2020). SICA, 31.03.2020. Available at: https://www.sica.int/noticias/sg-sica-y-republica-de-china-taiwan-anuncian-fondo-de-us-4-millones-para-enfrentar-el-coronavi-rus_1_121560.html (accessed 08.07.2020).

42. Taiwán donó US$ 3.2 millones a Paraguay para fortalecer su servicio de salud ante Covid-19. Ministerio de Tecnologías, de la Información y Comunicación de la República China (Taiwán), 02.04.2020. Available at: https://www.ip.gov.py/ip/taiwan-dono-us-3-2-millones-a-paraguay-para-fortalecer-su-servicio-de-salud-ante-covid-19/ (accessed: 08.07.2020).

43. Respuesta del Banco Mundial a la Covid-19 (Coronavirus) en América Latina y el Car-ibe. Banco Mundial. Available at: https://www.bancomundial.org/es/news/factsheet/2020/04/02/world-bank-response-to-covid-19-coronavirus-latin-america-and-caribbean (accessed 11.04.2020).

44. Nuevo informe detalla la amplia repsuesta de la OPS a la pandemia por COVID-19 en las Américas. PAHO, 02.07.2020. Available at: https://www.paho.org/es/noticias/2-7-2020-nuevo-informe-detalla-amplia-respuesta-ops-pandemia-por-covid-19-americas (accessed: 08.07.2020).

45. UNICEF proporciona suministros para combatir el COVID-19 y apoyar la respuesta integrada en Venezuela. UNICEF, 08.04.2020. Available at: https://www.unicef.org/nica-ragua/comunicados-prensa/unicef-proporciona-suministros-para-combatir-el-covid-19-y-apoyar-la-respuesta (accessed: 08.07.2020).

46. SICA pone en marcha el Plan de Contingencia Regional frente al Coronavirus por más de US$1,900 millones. SG-SICA, 26.03.2020. Available at: https://www.sica.int/noticias/sica-pone-en-marcha-el-plan-de-contingencia-regional-frente-al-coronavirus-por-mas-de-us-1-900-millones_1_121514.html (accessed 12.04.2020).

47. Países miembros del SICA, Centroamérica y República Dominicana, reciben 182 mil pruebas para detectar COVID-19. SG-SICA, 07.04.2020. Available at: https://www.sica.int/noticias/paises-miembros-del-sica-centroamerica-y-republica-dominicana-reciben-182-mil-pruebas-para-detectar-covid-19_1_121621.html (accessed 12.04.2020).

48. Sergievskaya N., Rumyantseva A. «Esche zayavit o sebe»: v Kremle prizvali gotovit'sya k mirovomu ehkonomicheskomu krizisu. RT, 05.04.2020. Available at: https://russian.rt.com/business/article/734838-peskov-krizis-rossiya-koronavirus (accessed 07.04.2020).

Comments

No posts found

Write a review
Translate