Россия и Бразилия: военно-политические связи на фоне стратегического партнерства
Россия и Бразилия: военно-политические связи на фоне стратегического партнерства
Аннотация
Код статьи
S0044748X0010599-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Новицкий Евгений Романович 
Аффилиация: Министерство обороны Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
47-62
Аннотация

Начало российско-бразильскому стратегическому партнерству было положено в первое десятилетие XXI в., контакты активно развивались на протяжении всего времени нахождения у власти в Бразилии левоцентристских сил. Стратегическое партнерство между странами подразумевает наличие активных связей в различных сферах, включая военно-политическую. Взаимодействие в данной сфере является одним из индикаторов высокого уровня сотрудничества между государствами, так как затрагивает такие специфические аспекты, как поставки вооружения и военной техники, взаимное обучение военных специалистов и обмен опытом между ними, проведение совместных учений и разработку общих оборонных технологий. В данной статье описываются основные формы военно-политического взаимодействия России и Бразилии на фоне развивавшегося в течение длительного времени стратегического партнерства, а также дается оценка достигнутому уровню сотрудничества в данной сфере. Кроме того, рассматриваются перспективы военно-политического взаимодействия между странами после прихода к власти в Бразилии Жаира Болсонару (2019 — н/в) и, как следствие, смены вектора внутренней и внешней политики страны.

Ключевые слова
Россия, Бразилия, стратегическое партнерство, военно-политическое взаимодействие, перспективы сотрудничества
Классификатор
Получено
15.05.2020
Дата публикации
01.09.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
3117
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 К началу XXI в. геополитическая картина мира существенно изменилась, так же как изменились и внешняя политика Российской Федерации в целом, и подход к взаимодействию со странами латиноамериканского региона, в частности. Начался активный процесс восстановления утерянных после распада СССР связей, а также наращивания новых. Примером продуктивного сотрудничества в XXI в. стало многостороннее взаимодействие России и Бразилии.
2 Российско-бразильские отношения стали активно развиваться в эпоху президентства представителей Партии трудящихся (Partido dos Trabalhadores, PT) Луиса Инасио Лулы да Силвы (2003—2011) и Дилмы Руссефф (2011—2016). В ноябре 2004 г. впервые в истории российско-бразильских отношений президент России Владимир Владимирович Путин посетил Бразилию с официальным визитом. В последующие годы президенты двух стран неоднократно встречались как в ходе взаимных визитов, так и на площадках международных конференций и саммитов.
3 Примечательно, что готовность России и Бразилии вывести отношения на уровень стратегического партнерства была заявлена еще при Фернанду Энрике Кардозу (1995—2003) — представителе Бразильской социал-демократической партии (Partido da Social Democracia Brasileira, PSDB): в январе 2002 г. в Москве президенты двух стран подписали совместное заявление, в котором выражалось стремление вывести двустороннее сотрудничество на уровень долгосрочного стратегического партнерст-ва [1]. Тем не менее, настоящий импульс сотрудничеству был дан именно при Л.И.Луле да Силве. С приходом в Бразилии к власти левых политических сил страна начала вести относительно независимый, в первую очередь от США, курс внешней и внутренней политики. Это было обусловлено желанием Бразилии позиционировать себя в роли регионального лидера в Латинской Америке, а также получить бóльший вес на международной арене. Более активный политический диалог с Россией позволил продемонстрировать дифференцированную внешнюю повестку страны. Кроме того, в отличие от США, в интересы России не входило препятствовать превращению Бразилии в лидера интеграционных процессов в регионе.
4 В ходе правления представителей PT между двумя странами было заключено множество договоров и соглашений, направленных на сотрудничество в различных сферах — торговле и освоении космического пространства; военно-техническом сотрудничестве (ВТС) и использовании атомной энергии в мирных целях; инвестициях и таможенной политике; сотрудничестве в области электросвязи и информационных технологий [2].
5 Активное взаимодействие по широкому спектру вопросов способствовало тому, что в мае 2010 г. в Москве президенты России и Бразилии — Дмитрий Анатольевич Медведев и Л.И.Лула да Силва — подписали «План действий стратегического партнерства между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией».
6 Уже в 2012 г. В.В.Путин и Д.Руссефф, идеологическая преемница Л.И.Лулы да Силвы на посту главы государства, подписали соглашение под названием «Дальнейшие шаги по выполнению плана действий стратегического партнерства между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией». Данный документ определял конкретные сферы взаимодействия и совместный порядок действий представителей двух стран в рамках этих сфер. В частности, речь шла о торгово-экономическом, военно-техническом сотрудничестве, сотрудничестве в области науки, технологий и инноваций, сфере освоения космоса, областях образования, культуры и спорта, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства и рыболовства. Для практической реализации поставленных целей были сформированы рабочие группы, комитеты и межправительственная комиссия.
7 Взаимодействие России и Бразилии привело к долгосрочному партнерству не только на двусторонней основе, но и в рамках BRICS. Российско-бразильское взаимодействие в формате этой международной структуры позволило улучшить показатели товарооборота между странами, который в начале XXI в. на фоне основных торговых партнеров как России, так и Бразилии выглядел довольно скромно. Если в 2003 г. он не превышал 2 млрд долл. США, то к 2007 г. увеличился более чем в два раза, достигнув 5,45 млрд долл. На протяжении последующих восьми лет, до начала политического кризиса в Бразилии, который повлек за собой и экономические последствия, данный годовой показатель не опускался ниже 4 млрд долл.
8

9

Источник: Бразилия — «тропический гигант» на подъеме. Отв. ред. Давыдов В.М. М., ИЛА РАН, 2011, сс. 116-117; Бразилия: смена приоритетов в новом политическом цикле. Отв. ред. Давыдов В.М., Москва, ИЛА РАН, 2019, сс. 139-140; Федеральная таможенная служба России. Available at: >>> (accessed 20.03.2020).

10 Помимо улучшения экономических показателей сотрудничество Бразилии в рамках BRICS с такими крупными акторами, как Россия, Индия и Китай, позволило «тропическому гиганту» заявить о себе не только как о региональном экономическом лидере, но и как о стране, претендующей на свою нишу на международной арене. Дело в том, что за годы своего существования BRICS набрал определенный вес, повестка блока вышла далеко за рамки торгово-экономического сотрудничества и стала затрагивать различные аспекты международного взаимодействия — от проведения совместных культурных и спортивных мероприятий до борьбы с терроризмом, коррупцией и организованной преступностью. Таким образом, членство России и Бразилии в BRICS стало дополнительным катализатором внешнеполитического взаимодействия между странами.
11

Динамика двусторонних связей в ходе нахождения у власти в Бразилии левоцентристских сил характеризовалась реальным поступательным развитием: имелся очевидный рост торгово-экономических показателей, была сформирована внушительная нормативно-правовая база. Кроме того, за десятилетие президенты России и Бразилии подписали три документа, которые не только выводили взаимоотношения на новый уровень, но и определяли конкретные механизмы для достижения поставленных целей.

12

Военно-политическое взаимодействие

  

Основной формой военно-политического взаимодействия между Россией и Бразилией на протяжении последних двух десятилетий являлось военно-техническое сотрудничество (ВТС), одним из важных аспектов которого были поставки российского вооружения и военной техники (ВиВТ). Потребность Бразилии в хорошо оснащенных вооруженных силах (ВС) обуславливается тем, что страна является наиболее крупной на южноамериканском континенте и занимает третье место в мире, после России и Китая, по протяженности морских и сухопутных границ. С точки зрения потенциальных внешних угроз бразильская Амазония и морские шельфы Атлантического океана, богатые природными ресурсами, требуют внимания, охраны и защиты от теоретически возможного посягательства на них более сильных государств [3]. Вооруженные силы также призваны содействовать региональной стабильности, а на национальном уровне противостоять таким внутренним угрозам, как наркотрафик, терроризм, организованная преступность и кибератаки [4, с. 57]. Кроме того, Бразилия позиционирует себя в качестве ключевого игрока в Латинской Америке, который берет на себя интегрирующую роль в регионе. Статус сильной державы и регионального лидера подразумевает наличие развитых ВС, использующих современное вооружение.

13 Примечательно, что Бразилия сама являлась и является крупным экспортером военной техники. Военная промышленность начала активно строиться еще в 70-е годы XX в. — в период военной диктатуры (1964—1984). Из-за эмбарго со стороны США было принято решение развивать национальный оборонно-промышленный комплекс (ОПК), что получилось весьма успешно. В настоящее время национальный ОПК более чем на две трети обеспечивает потребности страны [3]. Особым успехом пользуется продукция компании Empresa Brasileira de Aeronáutica S.A (Embra-er S.A), которая не только производит самолеты для внутреннего рынка, но и активно экспортирует их. В сфере судостроения ключевое место занимает Empresa Gerencial de Projetos Navais (EMGEPRON). Ракетостроение, а также производство бронетанковой техники и комплексов зенитной артиллерии, которые в конце XX в. активно экспортировались на Ближний Восток, представлено компанией Avibras Indústria Aeroespacial S.A. Она также занимается производством космических зондов и радиолокационных станций. Налажено и производство легкого стрелкового вооружения, боеприпасов, взрывчатых веществ, средств связи и пр. В этой сфере ключевой компанией является Indústria de Material Bélico do Brasil (IMBEL) [5].
14 Несмотря на довольно развитый бразильский ВПК, первые контакты между Россией с Бразилией в сфере военно-политического сотрудничества были налажены именно по линии экспорта российского вооружения. В 1993 г. был подписан «Протокол о намерениях по торгово-экономическому сотрудничеству», в рамках которого в 1994 г. Бразилия впервые закупила 56 российских переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла-С», предназначенных для поражения низколетящих самолетов, вертолетов, а также таких малоразмерных целей, как беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты. Высокая мобильность комплекса обеспечивается тем, что он является переносным. Интерес Бразилии к данному комплексу объяснялся тем, что в случае потенциального вооруженного конфликта ПЗРК «Игла-С» удобен в эксплуатации в условиях сельвы, где местность не всегда может быть использована для размещения стационарного или колесного (гусеничного) зенитно-ракетного комплекса.
15 В рамках развития нормативно-правовой базы в 1995 г. были подписаны «Протокол о намерениях сотрудничества в военной области» и в 2002 г. «Меморандум между правительством Российской Федерации и правительством Республики Бразилия по вопросам сотрудничества в области военных технологий, представляющих взаимный интерес», в рамках которого в Бразилию снова были поставлены ПЗРК «Игла-С» на общую сумму 20 млн долл. [6].
16 В 2008 г. бразильские власти взяли курс на модернизацию вооруженных сил c целью наращивания военного потенциала. Особое внимание уделялось развитию ВТС с партнерами, обладающими технологиями по производству высокоточных видов вооружения, атомных подводных лодок, а также аэрокосмического вооружения и военной техники [7], что стало одним из факторов расширения военно-политических связей между Россией и Бразилией. Тогда же было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в соответствии с которым между министерством обороны Бразилии и российской компанией «Рособоронэкспорт» были заключены контракты на поставку 12 ударных вертолетов Ми-35М3, ракет 9М114, применяемых на противотанковом вертолетном комплексе «Штурм-В», а также очередной партии ПЗРК «Игла-С» [8].
17

В рамках офсетного контракта* на поставку Ми-35М3 (местное обозначение: AH-2 Sabre) был построен сервисный центр по ремонту и обслуживанию боевых вертолетов данного типа в бразильском городе Белу-Оризонте, начавший полноценно функционировать в марте 2019 г. Кроме военной авиационной техники предприятия ОПК России поставляли в Бразилию вертолеты гражданского назначения Ми-171А1 и Ка-32А11ВС [9].

* Офсетный контракт — вид сделки, заключаемый при приобретении импортной продукции, в ходе которой импортер выставляет поставщику ответные требования: инвестирование части полученных средств в экономику страны-импортера, передача технологий, развитие инфраструктуры и пр.
18 В 2012 г. министры обороны подписали «Соглашение о военном сотрудничестве», которое является краеугольным камнем для развития военно-политических связей между двумя странами. Данный документ четко и лаконично определяет принципы, а также перспективные направления и формы ВТС между Россией и Бразилией [10].
19

В 2013 г. министр обороны РФ Сергей Кужугетович Шойгу впервые посетил Бразилию, где по результатам переговоров с коллегой Селсу Аморимом сделал ряд предложений, направленных на дальнейшее развитие военного сотрудничества, демонстрировавших серьезность намерений российской стороны. В частности, главы оборонных ведомств обсудили возможность участия бразильцев в разработке и совместном производстве истребителя пятого поколения с заводским индексом Т-50 (Су-57 в серийном производстве)*. Кроме того, С.К.Шойгу предложил бразильской стороне рассмотреть возможность реализации совместных проектов в такой важной для безопасности сфере, как космическая. Речь шла о создании спутников и разработке специальной программы для бразильской космонавтики [11]. Взаимодействие в космической сфере, тесно связанной как с высокими технологиями, так и с военным сотрудничеством, характеризуется общностью интересов. Учитывая имеющиеся у России технологии, она смогла способствовать участию Бразилии в ряде космических мероприятий. Одно из наиболее значимых событий произошло в 2006 г.: команда российского космического корабля «Союз ТМА-8» приняла на борт Маркоса Понтеса, ставшего первым бразильским космонавтом [12].

* Бразилия так и не приняла данное предложение.
20 В 2013 г. в Университете Бразилии была установлена первая российская станция глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), а уже в 2014 г. открыта квантово-оптическая станция глобальной навигационной спутниковой системы. В 2016 г. в Бразилии были размещены еще две станции ГЛОНАСС: в федеральном университете Пернамбуку и в федеральном университете Санта-Марии [13]. На данный момент она занимает первое место в мире по размещению российских станций ГЛОНАСС на территории иностранного государства. Станции размещены таким образом, чтобы навигационная система покрывала максимально большую площадь: штат Пернабуку — восточную часть страны, штат Санта Мария — южную и штат Рио-де-Жанейро — центральную.
21 Наличие станций ГЛОНАСС за пределами России обеспечивает более устойчивое функционирование системы, осуществляя мониторинг всех спутников. Для максимально стабильной работы системы необходимо иметь около 50 станций на территории 36 государств [14]. Кроме того, данные станции выполняют функцию дифференциальной поправки, которая позволяет увеличить точность получения координат и, как следствие, точность месторасположения объекта.
22 Первый заместитель генерального директора государственной корпорации «Роскосмос» по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам Юрий Матэвич Урличич в одном из своих интервью отмечал, что договариваться с правительствами других стран о размещении на их территории станций ГЛОНАСС довольно сложно, особенно в условиях политических трудностей [15]. Именно поэтому наличие российских станций на территории такой значительной по площади страны, как Бразилия, имеет большое значение, а существование договоренностей о возможности их размещения свидетельствует о высоком уровне политического взаимодействия.
23 После переизбрания Д.Руссефф в 2014 г., несмотря на финансовые трудности «тропического гиганта», поставки российского вооружения в Бразилию продолжились, пусть и в меньшем объеме. Так, в 2015 г. военные ведомства двух стран заключили еще один контракт на приобретение бразильскими вооруженными силами ПЗРК «Игла-С». Поставки комплексов в рамках данного контракта были завершены в 2017 г. [16].
24 Одним из аспектов военно-политического сотрудничества между странами, не связанного с поставками ВиВТ, является обучение курсантов и офицеров в военных училищах и высших военно-учебных заведениях. Академический обмен между министерствами обороны России и Бразилии находится на начальном этапе и пока реализуется только в сфере лингвистической подготовки. Российские курсанты факультета иностранных языков Военного университета и военные переводчики неоднократно посещали Бразилию в рамках трехмесячной языковой стажировки. Целями данной стажировки являются совершенствование навыков владения португальским языком, а также изучение культуры страны. Стажировка организована в Центре подготовки личного состава сухопутных войск Бразилии, располагающемся в Рио-де-Жанейро. В свою очередь бразильские военнослужащие, владеющие русским языком и занимающие должности преподавателей, также посещают Россию. Цели их лингвистической стажировки заключаются в повышении уровня знаний русского языка, а также в преподавании португальского будущим военным переводчикам.
25 Несмотря на то, что в рамках этого вида академического обмена каждая из сторон отправляет на стажировку не более двух-трех военнослужащих в год, данная практика является немаловажной формой военно-поли-тического взаимодействия. Такого рода стажировки позволяют военнослужащим лично познакомиться со страной, язык которой они изучают или совершенствуют. Ценность этих мероприятий подтверждается формулировками, содержащимися в руководящих документах РФ. Так, основными мерами по реализации государственной программы «Внешнеполитическая деятельность», утвержденной постановлением правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 325-10, являются распространение и укреплений позиций русского языка в мире, а также продвижение российских науки, культуры и образования в зарубежных странах [17].
26 Визиты бразильских военнослужащих-преподавателей в Россию являются одним из элементов реализации данной программы, так как в ходе визитов осуществляется обмен опытом в вопросах обучения и подготовки военных кадров, в частности, в области языковой подготовки. В свою очередь стажировка российских курсантов и офицеров в Бразилии в соответствии с решением министра обороны направлена на совершенствование языковой подготовки военных переводчиков и укрепление российско-бразильских военных связей. Опыт подобного взаимодействия может быть взят за основу дальнейшего развития сотрудничества в сфере военного образования и по другим направлениям обучения, представляющим обоюдный интерес.
27 На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основное внимание в сфере военно-политического взаимодействия с Бразилией уделяется военно-техническому сотрудничеству, в частности, поставкам вооружения российского производства и открытию сервисных центров для его технического обслуживания. Подобный подход является вполне объяснимым ввиду того, Россия является одним из ключевых экспортеров ВиВТ в мире и, как следствие, продажа вооружений приносит большую прибыль. Бразилия в свою очередь — лидер Латинской Америки по выделению государственных средств на оборонные нужды, опережающий своих соседей по данному показателю в несколько раз. Данный факт делает ее привлекательной с коммерческой точки зрения.
28

29

Источник: Red de Seguridad y Defensa de América Latina (RESDAL). Atlas Comparativo de la Defensa en América Latina. Edición 2016; International Institute for Strategic Studies (IISS). Military Balance – 2019.

30

Тем не менее ВТС является очень нестабильным видом военно-политического взаимодействия из-за его прямой зависимости не только от политической воли потенциального импортера, но и финансовых возможностей. Еще во времена президентства Д.Руссефф Россия и Бразилия прорабатывали вопросы о поставке (и имели предварительные контракты) зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-С1» и многоцелевых вертолетов Ка-52. Однако, несмотря на политическое расположение действующей на тот момент бразильской власти по отношению к России, данные контракты оказались в «подвешенном состоянии» из-за недостатка у Бразилии бюджетных средств на развитие оборонного сектора.

31 Такие аспекты военно-политического сотрудничества, как академический обмен, прием на обучение бразильских военнослужащих, проведение совместных учений, разработка совместных технологий в оборонной сфере либо находятся на начальной стадии развития, либо не развиты, что делает российско-бразильское взаимодействие односторонним. В то же время на фоне российского военного сотрудничества с большинством других стран региона, взаимодействие с Бразилией, как минимум, имеет определенные очертания и перспективы развития, учитывая наличие достаточной нормативно-правовой базы в данной сфере.
32

Российско-бразильские связи после 2016 года

  

Вскоре после переизбрания Д.Руссефф на второй президентский срок в 2014 г. в стране началось масштабное расследование коррупционной схемы с участием холдинга Odebrecht S.A и государственной нефтяной компании Petróleo Brasileiro S.(Petrobras). По версии следствия данная схема активно использовалась в ходе правления президента Л.И.Лулы да Силвы. Скандал не смог не затронуть и Д.Руссефф, которая в 2003—2010 гг. занимала пост председателя совета директоров Petrobras [18]. Кроме того, оппозиционные силы страны заявили, что избирательная кампания Д.Руссефф в 2014 г. незаконно финансировалась за государственный счет. Результатом расследования стало тюремное заключение бывшего президента Л.И.Лулы да Силвы и импичмент Д.Руссефф в 2016 г., чему активно способствовала и позиция вице-президента Бразилии Мишела Темера [19, c.182].

33 С приходом к власти М.Темера отношение Бразилии к России существенно не поменялось, несмотря на то, что сам он на момент вступления в должность выступал с критикой политики, проводившейся его предшественницей. Символичным и положительным с точки зрения политического взаимодействия двух стран событием стал визит бразильского президента в Москву в июне 2017 г. по приглашению В.В.Путина. В ходе официального визита и личной встречи глав государств были подписаны документы и меморандумы, направленные на дальнейшее развитие взаимоотношений, а также совместное заявление о стратегическом внешнеполитическом диалоге, в котором была отражена общность позиций стран по многим международным вопросам [20].
34 Учитывая тот факт, что в рамках совместного заявления двух президентов было принято решение «об укреплении стратегического диалога между странами по вопросам внешней политики», реализация которого должна была осуществляться не только на двусторонней основе, но и в рамках международных форумов, мероприятий ООН, BRICS и других блоковых организаций, следует предположить, что курс на развитие двустороннего сотрудничества не претерпел существенных изменений, несмотря на смену власти в Бразилии.
35 Тем не менее, экономические проблемы и политический кризис «тропического гиганта» не могли не наложить негативный отпечаток на развитие военно-политического взаимодействия между странами, в частности, на военно-техническое сотрудничество. Из-за тяжелой финансовой ситуации Бразилия была вынуждена окончательно отказаться от контракта по закупке ЗРПК «Панцирь-С1», несмотря на то, что сделка должна была осуществляться на бартерной основе (ожидалось, что Бразилия оплатит ЗРПК поставками мяса, кофе, какао-бобов и фруктов [3]).
36 В октябре 2018 г. новым президентом Бразилии был избран Жаир Мессиас Болсонару — сторонник сближения с США. Действующее правительство активно поддерживает американскую позицию по Венесуэле. Так, в марте 2019 г. глава бразильского МИД Эрнесто Араужу потребовал от России отозвать своих военных специалистов из Боливарианской Республики. Сам Болсонару в апреле того же года даже говорил о возможности военного вторжения в эту страну в случае обострения политического кризиса.
37 Отмечая явно проамериканскую ориентацию Бразилии, президент США Дональд Трамп (2017 — н/в), в свою очередь, заявил, что всерьез рассматривает возможность ее членства в НАТО. Он также отметил, что отношения между странами еще никогда не были «настолько близкими» [21]. В мае 2019 г. Д.Трамп уведомил конгресс о признании Бразилии основным союзником США вне блока НАТО, а 31 июля данная позиция была официально закреплена отдельным меморандумом [22]. Этот статус дает стране, получившей его, возможность активно взаимодействовать с США в различных сферах военно-политического сотрудничества: проведение совместных оборонных исследований и разработок; использование американских кредитов для приобретения вооружения; участие в различных видах учений и антитеррористических программах. Таким образом, спектр взаимодействия между США и Бразилией существенно расширяется.
38 Подтверждением этого является факт подписания правительствами двух стран в марте 2020 г. «Соглашения о разработке совместных проектов в области обороны», которое позволит Бразилии получить доступ к совместному фонду развития оборонных технологий, насчитывающему 100 млрд долл. [23]. Кроме того, подписание данного соглашения теоретически может способствовать выходу бразильских компаний по производству военной техники на североамериканский рынок вооружений.
39 Учитывая нынешнюю проамериканскую позицию бразильского правительства, можно предположить, что военно-политические контакты между Россией и Бразилией будут существенно ограничены. В то же время, если оценивать перечень мероприятий в сфере международного военного сотрудничества на 2020 г., то явного спада военно-политического взаимодействия не ожидается. Запланировано довольно много совместных мероприятий — от взаимных деловых и неофициальных заходов кораблей ВМС Бразилии и ВМФ России до встреч высокопоставленных представителей оборонных ведомств и переговоров по вопросам военного и военно-технического сотрудничества. Сам факт планирования данных контактов со стороны Министерства обороны РФ уже демонстрирует желание и готовность России идти в фарватере сотрудничества с Бразилией в военно-политической сфере.
40 Если же говорить про политические связи России и Бразилии в рамках BRICS, то следует отметить, что нынешнее бразильское руководство выражает готовность к дальнейшему взаимодействию и не намерено разрушать сложившуюся систему международных экономических связей [24, с.158]. В «Военной доктрине РФ» от 2014 г. сотрудничеству в рамках BRICS уделяется особое внимание. В соответствии с доктриной, расширение взаимодействия с государствами — участниками блока является основной задачей Российской Федерации с целью сдерживания и предотвращения военных конфликтов [25]. Таким образом, можно предположить, что BRICS рассматривается РФ не только как торгово-экономический союз, но и как площадка для военно-политического взаимодействия, которая может способствовать решению задач, стоящих перед Россией в военной сфере.
41 2019 г. был годом председательства Бразилии в BRICS. Взаимодействие в рамках блока в 2019 г. оставалось на высоком уровне, несмотря на желание новых властей Бразилии укреплять отношения с Вашингтоном и некоторое охлаждение отношений с Китаем. Одним из показателей внутриблокового сотрудничества является проведение совместных мероприятий различного уровня: в течение года страны-участницы провели более 100 встреч.
42 В июле 2019 г. в Рио-де-Жанейро состоялась официальная встреча министров иностранных дел стран — участниц BRICS, которая предшествовала встрече глав государств объединения, прошедшей 13-14 ноября в Бразилиа. Результатом встречи лидеров стало подписание Декларации Бразилиа, которая состояла из более чем 70 положений, затрагивающих темы укрепления и реформирования многосторонней системы, финансово-экономического сотрудничества, ситуации в регионах мира, а также сотрудничества в рамках блока. Неоднократно поднималась тема борьбы с терроризмом, что подчеркивает важность данной проблематики для всех участников BRICS [26]. Противодействие международному терроризму подразумевает использование силовых методов, которые напрямую связаны с военной составляющей любой из стран. Таким образом, взаимодействие стран в этой сфере также является формой военно-политического сотрудничества. Наглядным подтверждением этого являются совместные морские учения России, Китая и ЮАР, проведенные в ноябре 2019 г. вблизи Кейптауна. В ходе учений представители ВМС и ВМФ стран-участниц отрабатывали задачи по борьбе с пиратами и терроризмом на море, а также по оказанию помощи кораблям, терпящим бедствие. Представители министерства обороны ЮАР в официальном заявлении сообщили, что основными целями учений являются развитие «морской экономики», а также «взаимодействие и укрепление связей между военно-морскими флотами участвующих стран» [27]. Несмотря на то, что данные учения позиционировались как учения стран BRICS, Индия и Бразилия не приняли в них участия по не уточнявшимся причинам.
43 Учитывая, что спад интенсивности такого аспекта военно-политических контактов, как ВТС, между Россией и Бразилией наблюдался еще при правлении лояльных по отношению к нашей стране политических сил — последний контракт на поставку российского вооружения в ВС силы Бразилии был подписан в 2015 г., — то нахождение у власти проамериканского правительства не будет способствовать стимулированию сотрудничества в данной сфере и не улучшит сложившуюся ситуацию. Если Россия планирует, как минимум, поддерживать наработанные военно-политические связи, то ей необходимо сфокусироваться на более «нейтральных», по сравнению с поставками военной техники, компонентах военно-политического сотрудничества. Речь, в частности, идет об организации академического обмена для российских и бразильских военнослужащих и о проведении совместных мероприятий в сфере миротворческой деятельности и борьбы с терроризмом.
44 Еще одной площадкой поддержания военно-политических связей России и Бразилии может стать BRICS, в котором Россия председательствует в 2020 г. 14 ноября 2019 г. в рамках совместного заседания глав государств — участниц объединения президент РФ отметил, что в ходе российского председательства будет уделяться внимание внешнеполитической координации на ключевых международных площадках. Глава России подчеркнул, что страны BRICS выступают с общих позиций по многим вопросам и взаимодействуют в таких сферах, как миротворчество, борьба с терроризмом и транснациональной преступностью [28]. Данные вопросы взаимодействия имеют прямое отношение и к военному сотрудничеству. Это еще раз подтверждает предположение о том, что BRICS рассматривается Россией не только в качестве платформы для развития торгово-экономических связей, но и в качестве блока, в рамках которого возможна реализация перспективного военно-политического сотрудничества со всеми государствами-участниками, включая Бразилию.
45 В то же время нынешние реалии, связанные с пандемией коронавируса, привели к тому, что фактически все виды международного сотрудничества, включая военное, сведены к борьбе с COVID-19. Остальные аспекты военно-политического взаимодействия, в рамках которых предусматриваются официальные визиты, встречи делегаций для обмена опытом, совместные учения и пр. приостановлены на неопределенное время. Окончание пандемии не будет означать возвращения к привычному процессу сотрудничества между странами. Учитывая сильнейший негативный эффект, который оказал COVID-19 на экономику государств всего мира, правительства всех стран в первую очередь будут заниматься ее восстановлением, что приведет к серьезным сокращениям бюджетных средств.
46 Военное сотрудничество подразумевает использование внушительных ресурсов, а ожидаемый финансовый дефицит, скорее всего, приведет к тому, что военные потребности многих государств отойдут на второй план. Таким образом, военно-политическое сотрудничество РФ даже с явно расположенными по отношению к нашей стране государствами на неопределенное время будет приостановлено. Принимая во внимание текущую ситуацию в Бразилии, а также то, что из-за пандемии, видимо, будут отменены запланированные на 2020 г. совместные мероприятия в военной сфере, говорить о каких-либо значительных фактах военно-политического сотрудничества между странами в ближайшей перспективе весьма сложно.
47 В течение последних двух десятилетий Россия и Бразилия активно сотрудничали в различных сферах, но нынешняя позиция бразильского правительства не способствует развитию стратегического партнерства, формировавшегося длительное время. Наиболее вероятно, что достигнутые ранее договоренности будут соблюдаться, и Россия будет рассматриваться бразильским руководством как минимум в качестве торгового партнера, ввиду прагматичного подхода правительства Ж.Болсонару к вопросам, касающимся экономического сотрудничества. Данная позиция подкрепляется заявлениями бразильских высокопоставленных лиц о заинтересованности их страны в том, чтобы международные экономические процессы не претерпевали существенных изменений.
48 В то же время маловероятно, что действующая бразильская власть будет предпринимать какие-либо шаги для расширения сотрудничества с Россией по другим направлениям. Последняя, в свою очередь, ввиду сложных отношений с Европой и США, особенно заинтересована в дальнейшем развитии связей с наиболее крупной латиноамериканской страной. Бразилия является партнером России по BRICS, основным импортером российского вооружения и военной техники в регионе и занимает ключевое место в торгово-экономических связях РФ и государств Латинской Америки. Тем не менее, в настоящее время Россия вынуждена занимать выжидательную позицию, так как перспективное двустороннее сотрудничество во многом будет определяться готовностью бразильского руководства к дальнейшему взаимодействию.

Библиография

1. По итогам переговоров президентов России и Бразилии подписано Совместное заявление. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/42469 (accessed 15.01.2020).

2. Масленников А.В. Политика России в отношении стран «левого блока» Латинской Америки: российско-венесуэльские и российско-бразильские отношения с 1998 по 2014 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Казань, 2016, 28 с.

3. Панков Э.И. Бразилия: состояние и перспективы развития военно-технического сотрудничества со странами высоких технологий. Мировое и национальное хозяйство. М., 2015, № 3, cc. 7-10.

4. Борзова А.Ю. Подходы Бразилии к проблемам национальной и региональной безопасности. Вестник РУДН, серия Международные отношения. M., 2014, № 2, сс. 55-64.

5. Menitto, Rodrigo Brasil y su industria militar. Available at: https://www.alainet.org/es/active/26795 (accessed 25.01.2020).

6. ВТС России с Перу и Бразилией. Военно-промышленный курьер. М., 2013, №41.

7. Estrategia Nacional de Defensa. Gobierno de Brasil, 2008.

8. SIPRI: Transfer of major weapons. Available at: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php (accessed 20.01.2020).

9. Российские вертолеты будут собирать в Бразилии. Available at: https://rostec.ru/news/1413/ (accessed 21.01.2020).

10. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Бразилии о военном сотрудничестве: 14 декабря 2012 года. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/42469 (accessed 15.01.2020).

11. Николаев Ю. Визит Шойгу в латинскую Америку: надежды и реалии. Available at: https://inosmi.ru/world/20131021/214058623.html (accessed 10.02.2020).

12. Гугунский Д.А. Сотрудничество стран BRICS в области исследования и использования космического пространства. Вопросы российского и международного права. М., 2018, №12А, сс. 128-136.

13. Rússia expande rede do seu GPS com nova base no Brasil. Folha de S.Paulo. Available at: https://www1.folha.uol.com.br/mundo/2018/08/russia-expande-rede-do-seu-gps-com-nova-base-no-brasil.shtml (accessed 23.02.2018).

14. Рогозин: Россия готова остановить американские наземные станции. Ведомости. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2014/05/13/rossiya-c-1-iyunya-priostanavlivaet-rabotu-amerikanskih (accessed: 25.02.2020) (In Russ.).

15. С точностью до сантиметра. Available at: http://www.rusnavgeo.ru/publikatsii/s-tochnostyu-do-santimetra/ (accessed 27.02.2020).

16. Россия выполнила контракт по поставкам ПЗРК "Игла-С" в Бразилию. Available at: https://tass.ru/armiya-i-opk/4151382 (accessed 15.01.2020).

17. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 325-10. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544254/ (accessed 14.03.2020).

18. Оверченко М. Коррупционный скандал в Бразилии стремительно перерастает в политический кризис. Ведомости. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/03/18/634140-korruptsionnii-skandal-brazilii-pererastaet-politicheskii-krizis (accessed: 10.03.2019) (In Russ.).

19. Ивановский З.В. Латинская Америка на перепутье. Изменения в расстановке политических сил. Свободная мысль. М., 2018, №1, cc. 177-192.

20. Совместное заявление Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о стратегическом внешнеполитическом диалоге: 21 июня 2017 года. Available at: http://kremlin.ru/supplement/5212 (accessed 18.03.2020).

21. Remarks by President Trump and President Bolsonaro of the Federative Republic of Brazil Before Bilateral Meeting: June 28, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-president-bolsonaro-federative-republic-brazil-bilateral-meeting-2/ (accessed: 20.03.2020).

22. Memorandum on the Designation of the Federative Republic of Brazil as a Major Non-NATO Ally: July 31, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/memorandum-designation-federative-republic-brazil-major-non-nato-ally/ (accessed: 02.03.2020).

23. Acordo entre o Governo da República Federativa do Brasil e o Governo dos Estados Unidos da América referente a projetos de pesquisa, desenvolvimento, teste e avaliação (Acordo RDT&E): 9 de março, 2020. Available at: https://issuu.com/robertovaladarescaiafa/docs/rdt_e (accessed: 02.05.2020).

24. Ивановский З.В. Политическая поляризация в Латинской Америке. Итоги электорального цикла. Свободная мысль. М., 2019, № 1, сс.149-168.

25. Военная доктрина РФ. Российская газета. M., 30.12.2014. Available at: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (accessed 03.05.2020).

26. Декларация Бразилиа по итогам XI саммита государств-участников BRICS: 14 ноября 2019 года. Available at: http://kremlin.ru/supplement/5458 (accessed 10.04.2020).

27. Conway-Smith, Erin. Cape Town hosts Russia and China for naval exercises. Available at: https://www.thetimes.co.uk/article/cape-town-hosts-russia-and-china-for-naval-exercises-v20ktvb6j (accessed: 05.04.2020).

28. Встреча лидеров БРИКС. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/62045 (accessed 25.04.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести