Dominican Republic: successes and challenges
Table of contents
Share
Metrics
Dominican Republic: successes and challenges
Annotation
PII
S0044748X0014985-2-1
DOI
10.31857/S0044748X0014985-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anibal de Castro 
Affiliation: Dominican diplomat and journalist, until February of this year Dominican ambassador to the European Union. He currently represents the Dominican Republic before the World Tourism Organization.
Edition
Pages
82-86
Abstract

             

Received
14.04.2021
Date of publication
01.06.2021
Number of purchasers
0
Views
90
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Среди 35 независимых государств Западного полушария Доминиканская Республика занимает 22-е место по площади и 15-е — по населению. При этом в начале XXI в. эта часть острова Гаити превратилась в третью наиболее динамично развивающуюся экономику Латинской Америки и Карибского бассейна, увеличив практически в три раза доход на душу населения. По данным Межамериканского банка развития, население страны достигло наивысшего уровня благополучия за всю ее современную историю. В период с 2015 по 2019 г. среднегодовой рост доминиканского ВВП составлял 6,1% [1].
2 Совершенно очевидно, что история успеха была обусловлена разумной макроэкономической политикой, жизнестойкостью и предприимчивостью доминиканцев, продуманным подходом к использованию конкурентных преимуществ и участием страны в экономических объединениях, что открыло новые возможности для доминиканского экспорта. Но, как и в случае всех остальных государств Карибского бассейна, пандемия коронавируса оказала разрушительное воздействие на экономику Доминиканской Республики, став основной причиной приостановки серьезного экономического роста, наблюдавшегося на протяжении последних 25 лет.
3 На фоне пандемии доминиканская экономика пришла в упадок. Согласно произведенным расчетам, за прошлый год число рабочих мест сократилось на 40 тыс., а это с учетом того, что экономически активное население страны составляет чуть более 5 млн человек, представляет собой внушительную цифру. В неменьшей степени пострадала туристическая отрасль, на которую приходится 8% прямых поступлений ВВП: число приезжающих в страну сократилось на 70%. По прогнозам, уровень бедности в Доминиканской Республике вырастет на 1,4 пункта. На конец 2020 г. дефицит бюджета страны составил 7,7% ВВП [1; 2]. Впрочем, это среднегодовое значение значительно лучше, чем у других государств региона.
4 Вызванный пандемией кризис является первоочередным вызовом, стоящим перед доминиканцами. Новое правительство, пришедшее к власти в августе прошлого года в результате честных и прозрачных выборов, проводившихся с участием международных наблюдателей, приняло амбициозную программу для сдерживания распространения вирусной инфекции и борьбы с ее последствиями, сократило расходы по всем направлениям, за исключением сферы здравоохранения и социальных программ, а также программы восстановления экономики. Принятая «дорожная карта» предусматривает значительные инвестиции в инфраструктуру и повышение качества расходов за счет большей прозрачности и эффективности. Результатом действий нового правительства стала быстрая стабилизация обменного курса за счет существенного увеличения валютных резервов.
5

Динамичная страна

6 За последние десятилетия Доминиканская Республика прошла путь от так называемой десертной экономики (экспорт сахара, кофе и какао) к диверсифицированной с опорой на сферу услуг (туризм), легкую промышленность, пищевое самообеспечение, горнорудное дело и прямые иностранные инвестиции. Близость большого североамериканского рынка и упрощенный доступ к нему благодаря участию в Договоре о свободной торговле с Центральной Америкой (Dominican RepublicCentral America Free Trade Agreement, DR—CAFTA) напрямую способствовали динамичному развитию экономики. К этому следует добавить еще один фактор — ежемесячные денежные переводы от доминиканских граждан, прежде всего проживающих в США, где их численность достигает порядка 2 млн человек. В 2020 г. рост количества переводов от доминиканцев, живущих за рубежом, в целом составил 16% [3], что оказалось самым высоким показателем за последние десять лет.
7 В разгар кризиса это стало одной из хороших новостей. 83,8% рассматриваемых денежных средств поступает из США, в экономике которых наблюдаются положительные тенденции: к примеру, за период с апреля по декабрь 2020 г. уровень безработицы там снизился с 14,7 до 6,7%. Доминиканское правительство делает ставку на оживление экономики уже в этом году, исходя из роста цен на экспорт золота, постепенное укрепление туристической отрасли и рост экспорта, а также — из ожидаемого в 2021 г. восстановления американской экономики, тесно связанной с доминиканской.
8 Масштабы кризиса требуют от властей действий, выходящих за рамки денежного стимулирования экономики. В этой связи Центральный банк предложил «пакет налоговых мер по реактивации и перезапуску экономики, включающий продление социальных программ по сохранению занятости и смягчению последствий для наиболее уязвимых групп населения. К этому следует добавить различные меры по поддержке производственных отраслей, включая туризм, сельское хозяйство, промышленность и экспорт, а также крупные инфраструктурные и иные стратегические проекты, реализуемые посредством частно-государственного партнерства».
9 Неоднозначно складывается ситуация в туристической отрасли, которая на 30% зависит от североамериканского рынка. По сравнению с январем прошлого года в январе этого рост числа пассажиров на авиалиниях составил 14,9% [1]. Это предвещает для страны более удачный год: она уже вошла в двадцатку государств с наибольшим числом доступных мест на авиарейсах, а маршрут Сантьяго — Нью-Йорк является шестым по востребованности маршрутом в мире. Но реальность еще очень далека от ожиданий, о чем говорят другие цифры: в том же январе 2021 г. число иностранных туристов, прибывающих в Доминиканскую Республику, снизилось на 72,56% по сравнению с январем прошлого года. Это — первая отрицательная статистика за несколько месяцев постепенного восстановления после закрытия границ из-за пандемии. Из-за коронакризиса приток туристов в Доминиканскую Республику откатился к уровню 1996 г. Страна закрыла границы на период с марта по июнь и затем очень медленно восстанавливала туристические потоки.
10

Политическая сторона успеха

11 Экономические реформы, способствовавшие мощному росту доминиканской экономики, происходили на фоне политической стабильности, установившейся в стране с 1966 г. — с момента выборов, организованных в период второй американской интервенции. Именно тогда доминиканцы получили возможность избирать своих руководителей в соответствии с положениями конституции. Сменяемость власти стала традицией.
12 Указанная стабильность сопровождалась укреплением государственных институтов за счет политических реформ. Это позволило постепенно создать зрелое демократическое общество, где гражданам гарантированы свободы, и добиться равенства всех доминиканцев перед законом. В 2010 г., в частности, была принята новая конституция, которая носит ярко выраженный либеральный характер и направлена на обеспечение широких прав и обязанностей граждан в соответствии с принципами развитой демократии.
13 В Доминиканской Республике укрепляется принцип разделения властей. Действующая администрация приняла меры по усилению независимости судебной власти и автономности прокуратуры с тем, чтобы вывести их из-под влияния исполнительной власти. Законодательная власть абсолютно независима и состоит из представителей крупных и мелких партий. Многопартийный режим является одной из главных отличительных черт Доминиканской Республики. После обретения демократии, с 1966 г. и по настоящее время путем конкурентных выборов во власти сменяются четыре партии. В стране — сильные и свободные СМИ, работают десятки радиостанций и телевизионных каналов, функционируют социальные сети и издаются газеты. Единственные ограничивающие факторы для них — техническая оснащенность и конкуренция с популярными платформами и площадками. В доминиканских СМИ постоянно происходит широкое обсуждение различных идей, в рамках которого стороны могут абсолютно свободно выражать свои мысли. При этом исключается преследование за убеждения, пусть даже речь идет и о радикальных взглядах. Для доминиканского общества характерна высокая степень политизации и быстрота реагирования со стороны СМИ, выступающих в качестве противовеса власти при отстаивании гражданских прав.
14

Большие вызовы

15 Перед Доминиканской Республикой, относящейся к странам со средним уровнем доходов, стоят серьезные задачи. К счастью, политические и общественные лидеры осознают их масштаб, хотя, как и в любой демократии, эти вызовы становятся предметом споров, и для их преодоления необходимо проводить реформы сообразно силам участвующих сторон. Некоторые задачи, которые надо решать, возникли в связи с ущербом, нанесенным пандемией, другие напрямую связаны с глобализацией, также оказавшейся под ударом из-за коронавируса. Требуется вмешательство государства, а это неизбежно повлечет за собой налоговую реформу с целью обеспечения крупных социальных инвестиций, прежде всего в области здравоохранения. Существующий уровень неравенства является неприемлемым. Несмотря на имеющиеся достижения, Доминиканская Республика остается страной с глубоким социальным расслоением, ослабляющим демократическую ткань общества.
16 Следует отметить, что расходы на образование выросли до 4% от ВВП, однако уровень доминиканских школ, программ обучения и преподавательского состава оставляет желать лучшего. Необходимы новые реформы, направленные на обеспечение гендерного равенства, более высокого уровня безопасности на улицах доминиканских городов, а также на повышение эффективности судебной системы. Климатические изменения усилили уязвимость страны перед лицом природных катаклизмов, особенно участившихся за последние пять лет в зоне Карибского бассейна.
17 Эксперты Всемирного банка в ходе оценки Доминиканской Республики в октябре 2020 г. четко сформулировал вызовы, стоящие перед страной. Нам представляется уместным процитировать этот тезис: «Необходимы структурные реформы в правовом поле с тем, чтобы обеспечить равные конкурентные условия для новых операторов, малых предприятий и местных поставщиков, а также актуализация нормативно-правовой базы в области предпринимательства. Сегодня политики сосредоточены на вызовах, связанных с пандемией, но Доминиканской Республике грозят и другие серьезные опасности, в частности, ураганы, наводнения и прочие природные бедствия. Доступ к услугам водоснабжения и здравоохранения вырос по сравнению с 2000 г., но последствия изменения климата угрожают этим завоеваниям. Усилия по смягчению таких последствий и адаптации к ним должны дополняться повышением эффективности управления природными ресурсами, прежде всего береговыми и морскими, от которых напрямую зависит экономика Доминиканской Республики. По мере того, как пандемия будет отступать, ключевое значение для обеспечения стабильного роста и развития Доминиканской Республики будут приобретать инвестиции в человеческий капитал. Индекс человеческого капитала за 2020 г. показывает, что производительность труда женщины, рожденной сегодня в Доминиканской Республике, в течение всей ее жизни будет на 50% ниже, чего не было бы, будь у нее возможность получить достойное образование и адекватную медицинскую помощь. Доминиканская Республика добилась существенных успехов в деле расширения доступа к услугам образования и здравоохранения, но неоднородность уровня этих услуг остается препятствием на пути к достижению полноценного роста и развития человеческого капитала» [1].
18 Программа структурных реформ, безусловно, приведет в движение социальные и политические силы страны. Проведение преобразований станет решающим испытанием для лидерства нового типа, более молодого и современного, контуры которого видны уже сегодня. Основные вызовы для Доминиканской Республики — это достижение экономического роста, осуществление реформ в соответствии с велением времени, а также сохранение мира и стабильности.

References

1. Banco Mundial. República Dominicana: panorama general. Available at: https://www.bancomundial.org/es/country/dominicanrepublic/overview (accessed 27.04.2021).

2. El déficit llegó al 7.7 % del PIB en 2020 en República Dominicana. El Dinero.Com. Santo Domingo, enero 6 de 2021. Available at: https://eldinero.com.do/133056/el-deficit-llego-al-7-7-del-pib-en-2020-en-republica-dominicana/ (accessed 27.04.2021).

3. ENI-2017. Segunda Encuesta Nacional de Inmigrantes. Versión resumida del Informe General. Santo Domingo, República Dominicana. Junio de 2018. Available at: https://www.refworld.org.es/pdfid/5b1ef7a54.pdf (accessed 27.04.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate