Russia on the Latin American market of military equipment
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russia on the Latin American market of military equipment
Annotation
PII
S0044748X0018356-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anna Agapova 
Affiliation: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
103-110
Abstract

Military-technical cooperation is an important part of bilateral relations between Russia and the countries of Latin Caribbean America. In some cases, it can serve as a start, a precedent for the development of contacts in other areas as well. This promising area of interaction with the countries of the region has not been studied sufficiently in Russian Latin American studies. In the context of accelerating technological progress, the emergence and promotion of new types of military and dualuse products, and regular changes in the political situation in the region, the Center for Analytical Studies of the Institute of Latin America of the Russian Academy of Sciences (ILA RAS) held a "round table" on the topic "Preconditions and factors for strengthening the positions of Russian exporters in the Latin American market of military equipment and security means”, which was attended by employees of the ILA RAS, the Department of Ibero-American Studies of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) and other experts. Discussing of the general situation on the arms market in the region and in the world, the peculiarities of equipping the armed forces of the LCA countries, the prospects for the military-technical cooperation of the states of the region with Russia and its main competitors was intended to initiate a systematic study of this topic. We present the readers an overview of the reports of the round table participants.

Keywords
military-technical cooperation, modernization of the armed forces, the market of arms and military equipment, Russian exporters of military products
Received
14.12.2021
Date of publication
21.02.2022
Number of purchasers
15
Views
981
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 Консультант Центра оборонных проблем Академии военных наук, канд. полит наук Сергей Степанович Гореславский очертил общую позицию региона на мировом рынке вооружений, а также осветил основные принципы и возможные перспективы ВТС России со странами Латинской Америки. Несмотря на то, что статистически ЛКА занимает весьма скромные позиции на мировом рынке вооружений и военной техники (ВиВТ), к началу нынешнего века рынок импорта продукции военного назначения (ПВН) в регионе стал достаточно перспективным и емким, привлекательным для экспортеров и производителей.
2 С начала XXI в. наша страна активно наращивает свое участие в международной торговле ВиВТ, сохраняя за собой второе место после США. В последние десятилетия большой интерес у российских производителей вызывает ЛКА, поскольку в странах региона идут процессы модернизации вооруженных сил, обновления техники (как правило, уже устаревшей, приобретенной в 1950—1970-е годы) в соответствии с корректировкой стратегий в области национальной безопасности. Основное внимание при этом в ЛКА уделяется военной авиации и парку военно-морской техники. Новый объект интереса, который до недавнего времени практически отсутствовал в регионе, — средства противовоздушной обороны. Повышается спрос на высокотехнологичную продукцию военного и двойного назначения — различные цифровые системы безопасности, системы беспилотных летальных аппаратов (БЛА).
3 В некоторых странах ставится задача не только привлечения новейших технологий и наработок, но и налаживания национального производства ПВН [1]. Эти процессы идут практически повсеместно, но прежде всего в наиболее крупных государствах региона. В настоящее время налажены партнерские отношения России с Кубой, Перу, Венесуэлой, Никарагуа, Уругваем, Бразилией и другими.
4 Однако последствия финансово-экономического кризиса, а вслед за ним и пандемии пока не позволили многим государствам ЛКА реализовать целый ряд запланированных проектов по развитию своих вооруженных сил. Главным препятствием для активизации сотрудничества в этой сфере становятся для нас не столько негативное влияние американских санкций, сколько проблемы финансового характера в латиноамериканских странах.
5 Предпосылками и факторами усиления позиций российских экспортеров является полувековой опыт успешного ВТС, наличие в странах ЛКА советской и российской техники, определяющей необходимость постоянных контактов по ее обслуживанию. Распространенным требованием стала передача сопутствующих технологий, что зачастую играет в пользу российских компаний, проявляющих готовность передать их в качестве сопровождения контрактов на поставку техники. В ряде сегментов ВиВТ Россия весьма конкурентоспособна и является одним из лидеров на рынке современных военных технологий.
6 Ведущий научный сотрудник ИЛА РАН, канд. полит. наук Андрей Николаевич Пятаков в своем выступлении затронул тему актуализации стратегии модернизации вооруженных сил стран региона. Большинство государств в результате пандемии скованы экономически, им трудно аккумулировать средства на полноценное переоснащение вооружения. Ярким примером финансовой ограниченности ресурсов в ЛКА стала активизация военно-гражданских каналов помощи США в контексте пандемии [2]. На общемировом фоне роста расходов на вооружение регион находится в числе отстающих.
7 Исключением стала Аргентина, стабильно осуществлявшая программы модернизации в период президентства Нестора Киршнера (2003—2007 гг.) и Кристины Фернандес де Киршнер (2007—2015 гг.). В конце 2020 г. правительством президента Альберто Фернандеса (2019 г. — н/в) создан Фонд обороны (Fondo de Defensa, FONDEF) в размере 350 млн долл. Эти средства предназначены на 2021 финансовый год. Деятельность FONDEF рассчитана на десять лет. Для сравнения: в Перу (вооруженные силы страны по численности превосходят ВС Аргентины) параметры аналогичного фонда уступают аргентинскому на 250 млн; 50% из этой суммы идет на зарплаты военнослужащим, 23% — на пенсии и социальное страхование и только 3% предназначено для инвестиций в национальную оборону и закупку ВиВТ. Аргентинский же фонд в полном объеме ориентирован на выполнение целей модернизации.
8 В повестке дня остальных государств модернизационная стратегия носит частичный характер. Мексика систематически осуществляет закупки вооружений для созданной недавно Национальной гвардии. Бразилия намерена обновить авиационный парк стратегического характера — американские и европейские авиационные концерны развернули «борьбу» за бразильский рынок. Венесуэла, оказавшись в глубоком экономическом кризисе [3], не осуществляет сегодня крупных закупок за рубежом, направляя усилия на модернизацию старой военной техники, поставленной США и странами Европы в 1970-е годы. В 2020 г. создан Научно-технический совет по разработке предложений по укреплению оборонного потенциала страны.
9 Большинство программ модернизации вооруженных сил в ЛКА в настоящее время фактически заморожены. Спад связан и с пандемией, и со сменой политического цикла в регионе. В период «левого поворота» и подъема интеграционных механизмов взаимодействия альтернативного характера, в том числе и по военным каналам, латиноамериканские государства гораздо охотнее шли на модернизацию своих вооруженных сил как важнейшего элемента государственной системы, обеспечивающей, в том числе, и политическую стабильность. Правые правительства, наоборот, придерживались режима экономии государственных средств и финансировали вооруженные силы во многом по остаточному принципу.
10 Три выступления участников «круглого стола» были посвящены оценке позиций основных конкурентов российских экспортеров ВиВТ в регионе — американских, китайских и европейских (на примере Испании). Старший научный сотрудник ИЛА РАН Александр Юрьевич Степанов рассказал об особенностях ВТС Китая со странами ЛКА. C 2005 г. прослеживается поступательная динамика наращивания объемов поставок ВиВТ основными китайскими корпорациями в Венесуэлу, Аргентину, Бразилию и Перу. Номенклатура изделий довольно репрезентативна и представляет как сухопутную и военно-воздушную составляющую [4], так и военно-морской компонент.
11 Среди региональных партнеров КНР, безусловно, ключевую с геополитической точки зрения роль играет Венесуэла. Сделка на 500 млн долл. в 2012 г. на поставку ВиВТ заложила основу дальнейшего двустороннего ВТС. Между Пекином и Каракасом выстроена эффективная система взаиморасчетов: ПВН приобретается за счет выданных на льготных условиях Китайским банком развития кредитов Государственной нефтяной компании Венесуэлы (Petróleos de Venezuela S.A., PDVSA), которая затем поставляет углеводороды китайской нефтехимической корпорации SINOPEC и поэтапно выплачивает задолженность первичному кредитору.
12 Пик ВТС с Буэнос-Айресом пришелся на правление К.Фернандес де Киршнер. Аргентина активно вовлекалась в орбиту влияния Китая, в том числе посредством поставок ВиВТ. Кроме того, КНР пожертвовала аргентинской федеральной полиции и жандармерии товаров на сумму 17,5 млн долл. Аргентинские военнослужащие регулярно выезжают в КНР в рамках образовательных программ. С 2018 г. работает аргентинско-китайская станция космического мониторинга площадью 200 га, занимающаяся радиоастрономическим наблюдением и управлением телеметрией, обеспечением полетов в рамках программ по изучению и освоению Луны и Марса.
13 Предсказуемо Бразилия (как член BRICS) является крупнейшим получателем инвестиций КНР, составивших около 56 млрд долл. только за последние десять лет. Стоит упомянуть и двустороннее сотрудничество в космической сфере, осуществляющееся с 1988 г. Уже удалось вывести на орбиту пять бразильских спутников CBERS (China-Brazil Earth Resources Satellite), предназначенных для наблюдения за климатическими изменениями и природными ресурсами Южной Америки. В деле заключения военных контрактов успехи Китая куда скромнее.
14

В 2015 г. перуанская армия получила 27 реактивных систем залпового огня китайского производства*, что значительно повысило ее боевую мощь. В конце того же года китайское госпитальное судно Arca de la Paz бесплатно оказало медицинскую помощь 3 тыс. пациентов в Перу. В 2018 и 2019 г. подписаны соглашения в области военного образования и о сотрудничестве между армиями обеих стран.

* 122-мм многоствольные ракетные установки «Тип 90», которые являются китайским клоном советской системы БМ-21 «Град», но оснащены современной системой управления огнем на батарейном уровне и способны применять ракеты с дальностью стрельбы до 50 км.
15 Анализ тенденций регионального рынка оружия свидетельствует об уверенном поступательном наращивании Китаем своего присутствия, трансформации предлагаемой китайским ВПК экспортной номенклатуры в направлении высокотехнологичных образцов ВиВТ, а также систем безопасности и технологий двойного назначения.
16 Старший научный сотрудник ИЛА РАН, кандидат политических наук, доцент кафедры Ибероамериканских исследований РУДН Магомед Абдул-Мажитович Кодзоев рассмотрел позиции США — традиционно крупнейшего экспортера ВиВТ в регион. Набор экспортируемой ПВН — самый разнообразный, вплоть до комплектующих для местного национального производителя. Но интересы Соединенных Штатов в ЛКА не ограничиваются присутствием на рынке ВиВТ: в отличие от своих внерегиональных конкурентов они преследуют здесь и геополитические цели. Поэтому тема ВТС с латиноамериканскими странами заметно политизирована и определяется с учетом общих принципов внешней политики Вашингтона. Главным образом США видят свою задачу в том, чтобы нейтрализовать террористическую угрозу, пресечь транснациональную торговлю наркотиками и деятельность организованной преступности, урегулировать и минимизировать миграционные потоки, бороться с «нестабильными и недемократическими» правительствами региона, а также противодействовать распространению влияния внерегиональных конкурентов» [5,6].
17 ВТС осуществляется на комплексной основе. Сюда входит и обучение офицерского состава в американских военных вузах (к примеру, в Форте Бэннинг (Джорджия), где располагается Военная школа для Америк), и реализация крупных совместных программ по усовершенствованию управленческих систем (например, Инициатива по реформированию институтов обороны и Программа военных советников министерства обороны США, а также Интегрированная система оборонного планирования и управления в Гватемале). Конечно, важная роль принадлежит традиционному размещению военных и военно-морских баз и оперативных военизированных групп. С начала текущего столетия были открыты новые американские базы на островах Аруба, Кюрасао (Нидерланды) и аэродром в Комалапе (Сальвадор).
18 Вашингтон, таким образом, стремится сохранить и закрепить свое присутствие в регионе [7]. Государства, проводящие независимый курс, оказываются в непростом положении, поскольку США активно используют против них экономические санкции и политическое давление. Это существенно затрудняет их ВТС с внерегиональными поставщиками, в том числе и с нашей страной. Чем шире на латиноамериканском рынке вооружений будут представлены российские и китайские производители, тем сильнее американское руководство будут волновать вопросы ВТС со странами региона.
19 Доцент кафедры Ибероамериканских исследований РУДН, кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИЛА РАН Арина Анатольевна Андреева посвятила свое выступление вопросам позиций Испании на латиноамериканском рынке военной техники. По данным SIPRI, страна занимает седьмую строчку по поставкам ВиВТ, уступая в Евросоюзе лишь Франции и Германии. Латиноамериканский рынок считается традиционным для испанского ВПК, однако доля региона в общем объеме экспорта испанских вооружений представляется пока относительно скромной.
20 Наиболее крупными импортерами испанских ВиВТ являются Бразилия, Мексика, Колумбия, Чили и Перу. Основу импорта составляют авиационная техника и сопутствующие компоненты — запчасти для самолетов испанского и американского производства, сырьевой материал и оборудование для изготовления двигателей; поставляются артиллерийские боеприпасы и огнестрельное оружие с патронами для различных силовых подразделений; входят в импорт и услуги. В отдельную группу можно выделить продукты, связанные с удаленным контролем за БЛА и системами наведения легких видов вооружений, радарные системы раннего оповещения, радарные системы слежения, а также спутниковые системы и программное обеспечение к ним. С 2016 г. в рамках программы европейского сотрудничества Испания обслуживает мексиканский командно-контрольный центр системы воздушного слежения. К крупным поставкам испанского военного моторостроения относятся транспортные самолеты, которые закупают Бразилия и Мексика.
21 С начала 2010-х годов крепкие партнерские отношения в области оснащения военно-морского флота поддерживались с Венесуэлой. Испания поставляла ей сторожевые корабли в целях осуществления мониторинга за береговой линией. Однако в испанско-венесуэльское ВТС вмешался политический аспект: в 2019 г. Мадрид поддержал самопровозглашенное временное президентство Хуана Гуайдо. Против Венесуэлы были введены санкции Евросоюза, крайне негативно сказавшиеся на экономическом положении южноамериканской страны [8]. В сфере ВТС это привело к отказу от поставок Венесуэле запчастей для модернизации танков на сумму в 20 млн евро. И это — не единственный случай, когда политические аспекты срывают ВТС Испании со странами Латинской Америки: в 2019 г. санкции на продажу вооружений были введены и против Никарагуа [9], сорвав сделку на 115 тыс. евро, на которые никарагуанское правительство планировало закупить оружейные патроны. Рассмотрев динамику экспорта испанских вооружений, А.А.Андреева пришла к выводу, что ВТС в настоящее время уступает другим сферам взаимодействия Испании и стран ЛКА [10].
22 Заместитель директора ИЛА РАН, канд. ист. наук Дмитрий Михайлович Розенталь в своем докладе рассмотрел влияние ВТС на геополитический расклад в регионе и в качестве примера привел отношения с Венесуэлой. Он подчеркнул, что ВТС России со странами ЛКА — драйвер продвижения интересов РФ в Западном полушарии. Развитие ВТС остается важной задачей, требующей большого внимания. Вместе с тем расширение партнерских отношений с государствами ЛКА по линии ВТС имеет ряд неоднозначных последствий. Зачастую они вызывают опасения в сопредельных с реципиентами военной техники странах. Так, против поставок оружия Венесуэле — основному покупателю российской ПВН — выступали представители политического истеблишмента Колумбии и Гайаны (у обеих стран есть территориальные разногласия с Каракасом), а также представители оппозиции Боливарианской Республики: по их мнению, затраченные средства было бы целесообразно направить на развитие инфраструктурных и социальных проектов. В этих условиях важной задачей Москвы становится работа с политическим руководством и гражданским обществом латиноамериканских стран для минимизации политических и репутационных издержек.
23 Следует сказать, что благодаря российским и китайским военным поставкам Венесуэла превратилась в одну из наиболее обороноспособных стран в ЛКА. При этом в последние годы ее силы безопасности доказали, что способны решать серьезные боевые задачи. Вместе с тем венесуэльский политический и экономический кризис обостряет вопрос о контроле над имеющимся вооружением, а наличие на руках у населения массы огнестрельного оружия превращает Боливарианскую Республику в источник нестабильности в регионе.
24 Многочисленная миграция из Венесуэлы в сопредельные страны также приводит к напряженности, осложнению криминогенной обстановки и столкновениям с местным населением. В этих условиях российской стороне было бы целесообразно активизировать поставки оборудования для правоохранительных органов латиноамериканских государств, подготовку для них квалифицированных кадров. Поставленный вопрос актуален и для самой Венесуэлы по причине введения ЕС в 2017 г. эмбарго на поставку в страну оружия и средств полицейского оснащения. Россия вполне могла бы занять эту нишу на рынке Венесуэлы и других стран Латинской Америки.
25 Научный сотрудник ИЛА РАН, ассистент кафедры Ибероамериканских исследований РУДН Анна Евгеньевна Агапова проанализировала современное состояние вооруженных сил Боливии и перспективы российско-боливийского ВТС. Задачи обеспечения внутренней безопасности, возложенные на вооруженные силы страны (борьба с наркотрафиком и контрабандой, охрана различных объектов, помощь населению, предотвращение пожаров), определяют специфические подходы к их материально-техническому обеспечению.
26 Продвижению российской ПВН в Боливии препятствует конкуренция по аналогам нашей продукции. Примером может служить решение боливийского правительства о покупке нескольких многоцелевых вертолетов Н425 и легких истребителей K-8 Karakorum китайского производства (в 2011 г.), принятое после длительных переговоров о предоставлении кредита на приобретение российской техники, в первую очередь вертолетов Ми-17В5.
27 В 2014 г. французская компания Thales была выбрана для модернизации системы наблюдения за воздушным пространством Боливии. Предложения поступали также от Китая, Аргентины, Бразилии и Испании. Немаловажным фактором стало то, что французское оборудование совместимо со спутником Túpac Katari, созданным для Боливии китайской компанией, поскольку в нем были использованы детали французского производства. Французское предложение было более привлекательным по цене, чем китайское. Было установлено десять радиолокационных станций общей стоимостью около 200 млн долл., последняя из них — в 2021 г.
28 А.Е.Агапова обратила внимание и на определенные усилия по созданию Боливией собственного ВПК. Государственное предприятие Корпорация вооруженных сил для национального развития (Corporación de las Fuerzas Armadas para el Desarrollo Nacional, COFADENA) включает семь подразделений, работающих в самых разных отраслях, — от производства пуль и взрывчатых веществ до строительства, бурения скважин, животноводства, производства сахара. В 2013 г. в аэропорту El Trompillo (Санта-Крус) был открыт Центр аэрокосмической промышленности и технологий (Centro de Industria y Tecnología Aeroespacial, CITA). Здесь предпринимались попытки производства учебных самолетов CITA Tiluchi и Gavilán ВВС Боливии совместно с американской компанией Team Tango Foxtrot, а также собирались самолеты, купленные за рубежом. Заслуживает внимания практика Военной школы инженерии (Escuela Militar de Ingeniería), разрабатывающей собственные прототипы ПВН.
29 Нынешний президент Боливии Луис Арсе Катакора подчеркивал, что ВТС не является приоритетом в данный момент. Первоочередная задача — выход из экономического кризиса и социально-политической турбулентности. Тем не менее курс Л.Арсе на укрепление экономики путем развития производства, создания рабочих мест и импортозамещения позволяет говорить о перспективности совместных проектов, в частности, таких, как подписанный в 2017 г. контракт с китайской компанией A y B Internacional Ltda. о сборке в Боливии БЛА из частей, произведенных в Китае. Понятно, что как только экономическое положение Боливии улучшится, правительство вернется к вопросу закупок ВиВТ, что продиктовано необходимостью обновления устаревшей технической базы вооруженных сил. И, соответственно, российские компании получат возможность представить свои предложения.
30 Участники «круглого стола» — директор Латиноамериканского департамента МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посланник РФ Александр Валентинович Щетинин, чл.-кор. РАН, научный руководитель ИЛА РАН, зав. кафедрой Ибероамериканских исследований РУДН Владимир Михайлович Давыдов, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, Председатель Совета ветеранов МИД РФ Валерий Иванович Морозов — подвели итоги обсуждения. По их мнению, необходимо констатировать, что Россия занимает довольно прочные позиции на латиноамериканском рынке ВиВТ, которые, однако, на данный момент не находятся в высшей точке. Конъюнктура регионального рынка благоприятна, но следует предпринять определенные шаги. Необходимо учитывать новые веяния, смещение спроса в пользу оснащения сил правопорядка, в область высоких информационных технологий, в сферу обеспечения безопасности различных объектов военной и гражданской инфраструктуры, городов, охраны границ, проведения публичных, массовых мероприятий и т.п. Следует понимать, что рост конкуренции со стороны США, Западной Европы, Израиля, и в последнее время Китая требует постоянных усилий как со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса России, так и со стороны уполномоченных организаций при поддержке МИД, Министерства обороны, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и других федеральных органов власти. В любом случае очевидно, что предприятия-экспортеры должны работать в тесном контакте с российской дипломатией. Очевидно и то, что ВТС — одно из важнейших направлений ухода от сырьевой специализации российского экспорта. В ЛКА, безусловно, существуют благоприятные возможности для расширения Россией масштабов сотрудничества в рамках ВТС.

References

1. Alekseeva T.A., Goreslavskij S.S. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii so stranami Latinskoj Ameriki. Potentsial razvitiya i faktory riska. Latinskaya Amerika. M., 2020, № 9, ss. 24-46.

2. Pyatakov A.N. Rol' voenno-grazhdanskikh kanalov vo vzaimodejstvii SShA i stran Latinskoj Ameriki v kontekste pandemii. SShA & Kanada: Ehkonomika – Politika – Kul'tura. M., 2021, ss. 70-75. Available at: https://usacanada.jes.su/s268667300015576-3-1/ DOI: 10.31857/S268667300015576-3

3. Alekséenko O.A., Pyatakov A.N. Venezuela: the crisis test. Iberoamérica. M., 2019, № 2, pp. 57-83.

4. Stepanov A.Yu. Aviatsionnaya promyshlennost' Kitaya i perspektivy postavok ee produktsii v strany Latinskoj Ameriki. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. M., 2021, № 3 (154), cc. 54-56.

5. Davydov V.M. Strategic Partnership in the Context of Russian-Latin American Relations. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2016, t. 86, N 2, pp. 86-96.

6. Davydov V.M., Tayar V.M. Repercusión latinoamericana del giro a la confrontación en relaciones de Rusia con los EE.UU. Iberoamérica. M., 2019, N 4, pp. 5-25.

7. Kodzoev M.A.-M. SShA, Kuba i Latinskaya Amerika. Realizatsiya regional'noj politiki Vashingtona v period pravleniya D.Trampa. Svobodnaya mysl'. M., 2020, № 5 (1683), cc. 99-110.

8. Rozental' D.M. Osobennosti konfrontatsionnogo vzaimodejstviya ES i Venesuehly. Sovremennaya Evropa. M., 2020, № 6 (99), cc. 101-111.

9. Nikaragua: ehvolyutsiya revolyutsii. M.: ILA RAN, Seriya «Sammit», 2021, 168 s.

10. Andreeva A.A. Diplomacia de defensa como nuevo tipo de actividad de las Fuerzas Armadas españolas. Rusia y España durante la inestabilidad global. Moscú: ILA RAN, 2020, pp. 298-313.

Comments

No posts found

Write a review
Translate