Brazil's foreign trade from 1822 to the end of the XIX century: the search for identity
Table of contents
Share
QR
Metrics
Brazil's foreign trade from 1822 to the end of the XIX century: the search for identity
Annotation
PII
S0044748X0019543-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Shkunov 
Affiliation: Samara Federal Research Centre of Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Samara
Edition
Pages
85-100
Abstract

The article is devoted to the problems of the development of Brazil's foreign trade during the XIX century. The author proposes a periodization of the history of Brazil's foreign trade in the period under review. Special attention is paid to the evolution of foreign trade relations with leading trading partners in Europe, the USA, Latin America, and the peculiarities of coffee trade. The article reveals the importance of the slave trade as a specific sphere of Brazil's foreign trade, and provides examples of Russian-Brazilian trade.  The author uses mostly little-known and rarely used pre-revolutionary sources in Russian, English, Spanish and Portuguese, from which valuable statistical materials characterizing the dynamics and volumes of Brazil's foreign trade during the XIX century are extracted.

Keywords
Brazil, foreign trade, coffee, sugar, slave trade, export, import
Received
06.12.2021
Date of publication
05.05.2022
Number of purchasers
11
Views
820
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 XIX век — сложная и противоречивая эпоха в истории Бразилии. Это время обретения независимости от Португалии, провозглашения 12 октября 1822 г. империи во главе с Педру I (1822—1831 гг.) и ее падения с провозглашением республики 15 ноября 1889 г. В течение столетия страна активно развивала внешнеторговые связи: ее торговые интересы простирались от американского континента до Европы, Африки и Азии. В бразильских товарах нуждалась и развивавшаяся российская экономика. В этот период бразильско-российская торговля получила новый импульс: выросли ее объемы, расширился ассортимент экспортных и импортных товаров, упрочилось морское торговое судоходство.
2 Развитие внешней торговли Бразилии на протяжении рассматриваемого периода находилось и находится в центре внимания многих исследователей. В Бразилии и в странах, являвшихся ее основными партнерами, уже в начале XIX в. появились труды, содержавшие статистические сведения о внешней торговле, данные об ассортименте экспорта и импорта. В них были представлены характеристики торговых путей, цен, компаний, анализ таможенной политики, раскрывались причины падения спроса на отдельные виды товаров, содержались предложения по развитию коммерческих связей с конкретными странами. На протяжении всего столетия тематика исследований расширялась, росло число публикаций бразильских ученых, в частности экономистов [1]. Традиции, заложенные во внешней торговле в XIX в., получили развитие в ХХ столетии. Нередко бразильским предпринимателям и торговцам приходилось действовать в сложных условиях, преодолевать многочисленные препятствия, связанные с конкурентной борьбой на рынках, трудностями в транспортировке товаров, приспосабливаться к меняющемуся торговому и тарифному законодательству и т.д. Этот уникальный опыт не утратил своей значимости и в наше непростое время. Именно поэтому обращение к данной теме мы считаем своевременным и актуальным.
3

Основные этапы развития внешней торговли Бразилии с 1822 г. до конца XIX в.

4 На наш взгляд, в развитии внешней торговли Бразилии в указанный период можно выделить несколько этапов:
5 — 1822—1831 гг. — провозглашение независимости, период правления императора Педру I. Расцвет работорговли, расширение внешнеторговых связей Бразилии с США, европейскими странами и государствами Латинской Америки, снижение таможенных пошлин, открытие портов, законодательное поощрение внешней торговли;
6 — 1831—1889 гг. — период правления императора Педру II (1831—1889). Укрепление позиций Бразилии на мировом рынке торговли кофе, отмена рабства («Золотой закон» от 13 мая 1888 г.).
7 — 1889—1899 гг. — провозглашение республики (15 ноября 1889 г.). Обретение первенства в мировой торговле сахаром, кофе, деятельность крупных торговых компаний, ориентированных на экспорт.
8 Внешняя торговля Бразилии в самом начале XIX в. находилась под контролем Лиссабона, регламентировалась португальскими законами и была ориентирована на удовлетворение потребностей королевства и расширение сбыта экспортоориентированных товаров на разных рынках мира. Интерес к бразильскому рынку проявляли многие страны, включая Российскую империю.
9 В самом конце XVIII в. 16 (27) декабря 1798 г. между Российской империей и Португалией был заключен Договор дружбы, мореплавания и торговли (возобновление Договора от 9 (20) декабря 1787 г.) [2]. В соответствии со ст.8 данного документа предусматривалось снижение вдвое таможенных пошлин на ввоз в Россию бразильского индиго и молотого табака. Указанные товары выделены отдельно, так как на рубеже веков играли особую роль в двусторонней торговле и пользовались повышенным спросом на территории России.
10 Интерес к Бразилии проявляла Российско-Американская компания. Так, по пути следования из Ново-Архангельска российские торговые суда заходили в порты Южной Америки, включая Рио-де-Жанейро, где осуществлялась погрузка местных товаров (в частности, какао и сахарного песка) для доставки в порт Кронштадт. Например, судно «Суворов», принадлежавшее Российско-Американской компании, 6 июня 1818 г., прибыв в порт Рио-де-Жанейро, находилось здесь на протяжении 32 дней, в течение которых осуществлялись закупки [3, с. 575].
11 Определенная часть бразильских товаров в конце второго десятилетия XIX в. реэкспортировалась в Российскую империю из Португалии. Этот путь был, разумеется, короче, однако, стоимость бразильских товаров в этом случае была выше. Известно, что в период с 1 января по 30 июня 1818 г. в Лиссабон прибыло 43 российских судна. На них было доставлено в Россию португальских и бразильских товаров на общую сумму 127 570 986 рейсов [3, с. 813].
12 В колониальный период внешняя торговля Бразилии находилась в большой зависимости от португальских властей. Метрополии было выгодно реализовывать бразильские товары на европейском рынке, получая значительные прибыли от их перепродажи. Сдерживающим фактором в это время также была таможенная политика португальских властей в Бразилии. К примеру, статусом наиболее благоприятствующей нации пользовались англичане, имевшие льготную пошлину в размере 15% в отличие от торговцев других стран, включая Российскую империю, вынужденных оплачивать пошлину в размере 25%. Правление Российско-Амери-канской компании по этому поводу отмечало: «…торговля наша с Бразилией никогда не будет важна, доколе иностранным купцам не воспрещено будет иметь там на кораблях своих самовольно употребляемый российский флаг и доколе россияне не воспользуются тем же правом, какое имеют там англичане» [4, c. 517].
13 Первый из выделенных нами хронологических этапов развития собственно бразильской коммерции (1822—1831 гг.) характеризовался активным нормотворчеством в сфере торговли, расширением внешнеторговых связей с зарубежными странами. «Бракоразводный процесс» с Португалией был сложным и противоречивым. Однако события, предшествовавшие провозглашению независимости Бразилии, делали его неизбежным. Российский посланник в Рио-де-Жанейро в Федор Васильевич Тейль ван Сераскеркен в депеше статс-секретарю МИД Карлу Васильевичу Нессельроде от 8 (20) ноября 1820 г. писал: «…для Португалии отделение от Бразилии более неприятно, нежели для Бразилии — отделение от Португалии по той причине, что Португалия без Бразилии мало что значила бы, тогда как Бразилия при наличии администрации, умеющей использовать ее обширные ресурсы, может стать весьма могущественной независимо от Португалии» [5, c. 599]. Эти слова оказались во многом пророческими: обретение независимости открывало перед Бразилией большие возможности, в том числе в сфере внешней торговли.
14 Неоднозначное отношение Европы к провозглашению Бразилией независимости не помешало сохранению и преумножению внешнеторговых связей последней. Установление дипломатических отношений также придало импульс развитию бразильской коммерции. Например, в Санкт-Петербург в качестве поверенного в делах был направлен Луиш Соза Диаш, в прошлом успешный бразильский купец [6, c. 71]. В рассматриваемый период бразильские торговцы установили взаимовыгодные деловые связи с новыми партнерами в США, странах Европы, Латинской Америки, а объемы внешней торговли выросли.
15 Особую роль в развитии внешней торговли Бразилии сыграл Торговый (коммерческий) кодекс, принятый 25 июня 1850 г. (Закон № 556), который регламентировал вопросы как внутренней, так и внешней торговли империи. Это — один из первых в странах Латинской Америки коммерческих кодексов, вобравший в себя многие положения из торгового законодательства Португалии, Франции и Испании [7]. Этот внушительный правовой акт (общий объем — почти 1000 страниц) имеет особую ценность для исследователей истории внешней торговли Бразилии. В нем содержится подробный перечень экспортных товаров, ставки таможенных пошлин, особенности регулирования импорта и экспорта, основы международного коммерческого арбитража и т.д. Примечательно, что в Кодексе неоднократно упоминается Россия как один из внешнеторговых партнеров Бразилии. Некоторые позиции во внешнеторговых отношения двух стран регламентировались особо. В последующие годы Торговый кодекс Бразилии служил определенным эталоном для других стран Латинской Америки. Детальный анализ этого документа содержится в докторской диссертации и публикациях Ксении Михайловны Беликовой [8]. К середине века торговые связи Бразилии с другими странами значительно расширились, что потребовало совершенствования действующего торгового законодательства, пересмотра устаревших норм, в части, пошлин, условий торговли, морских перевозок и пр. В стране издавались специальные сборники законов и иных правовых актов, в том числе по торговому законодательству. Новые нормативно-правовые акты в сфере торгового права, в частности, публиковались в ежегодных «Сборниках законов Бразильской империи» [9].
16 В конце века одним из важнейших торговых партнеров Бразилии оста-вались Соединенные Штаты Америки. Так, в 1892 г. бразильский экспорт оценивался в 118 633 604 долл., а американский — в 14 291 873 долл. [10, p. 26]. Таким образом, внешнеторговый оборот Бразилии с США в этот период характеризовался положительным сальдо с девятикратным превышением экспорта над импортом. При этом объемы бразильско-американской торговли росли с каждым годом: если в 1890 г. она оценивалась в 71 290 970 долл., в 1891 г. — в 97 350 841, то в 1892 г. — уже в 132 925 477 долл. [10, p. 27]. Из США в Бразилию доставлялись разнообразные товары. Среди них в 1891 г. были ввезены автомобили и экипажи (на 736 833 долл.), уголь (138 464 долл.), изделия из хлопка (453 497 долл.), строительное оборудование, включая пилы и прочие инструменты (244 165 долл.), паровые двигатели и машины (2 225 312 долл.), фрукты, орехи, хмель и семена (86 744 долл.), канифоль, деготь, смола и скипидар (226 155 долл.), нефть очищенная (956 486 долл.), ветчина (758 897 долл.), сало (917 812 долларов) [10, рр. 31-38].
17 Развитию внешней торговли Бразилии в самом конце XIX в. способствовало внушительное расширение морского торгового судоходства. По количеству пароходов с грузоподъемностью более 100 т Бразилия уступала на американском континенте только Соединенным Штатам: если в США в 1896—1897 гг. таких морских судов насчитывалось 477, то в Бразилии — 314. Третье место занимала Аргентина с 61 пароходом [11, p. 175]. Такой большой отрыв по сравнению с другими латиноамериканскими странами давал известные преимущества бразильским компаниям и торговцам. Кроме этого, следует принять во внимание рост числа торговых судов, прибывавших в бразильские порты под иностранными флагами. При этом американские транспортные компании имели очевидные преимущества перед бразильскими за счет меньших расходов на перевозку товаров, хорошие доходы (10% от стоимости объема перевозимого груза), большей грузоподъемности морских судов и т.д. Кроме того, в бразильско-американской торговле были задействованы торговые суда еще 13 европейских государств (преимущество было у англичан) — Великобритании, Норвегии, Италии, Германии, Голландии и др.
18 Поступательному развитию внешнеторговых связей Бразилии с государствами Европы опосредованно способствовала значительная миграция европейцев в Латинскую Америку. Так, в 1896 г. только в штат Сан-Паулу прибыли 74 918 мигрантов. Всего в период с 1827 по 1896 г. в штат мигрировали из Европы 701 211 европейцев, из них 493 535 итальянцев. Остальные мигранты — португальцы, испанцы, немцы и др. [11, p. 188]. Бразильское правительство поощряло внешнюю миграцию, но придерживалось мнения о необходимости создания компактных национальных поселений из числа прибывших европейцев. Мигранты активно включались в экономическую жизнь Бразилии, в том числе во внутреннюю и внешнюю торговлю.
19

Кофе — главный экспортный товар Бразилии

20 К концу века главным экспортным товаром оставался кофе. Если в начале XIX столетия этот товар экспортировался в незначительном количестве, то в 90-е годы он доминировал на рынках США, стран Европы, Российской империи и т.д. Только через порты Рио-де-Жанейро и Сантус было экспортировано значительное количество кофе. В таблице 1 представлена динамика экспорта кофе через указанные порты (количество мешков по 60 кг кофе).
21

Т а б л и ц а 1

Экспорт кофе в период с 1800 по 1895 гг.

Год Количество мешков Год Количество мешков
1800 13 1840 1 037 981
1817 66 985 1876 3 765 122
1820 97 489 1895 6 508 768
1830 484 222    

Источник: Smith J.P. Monthly Bulletin of the Bureau of American Republics. International Union of American Republics. 1897, July. Washington, DC USA, 1897, p. 339.

22 В течение века кофейные плантации на территории Бразилии значительно увеличились. Традиционно эта культура возделывалась на широте между 18° и 25°, где почвенно-климатические условия были самыми благоприятными. В последние десятилетия XIX в. зона культивирования кофе расширилась на север. В этот прибыльный бизнес вовлекалось все больше производителей. Основным сортом возделываемого кофе был сорт coffea vermelho. В зависимости от региона выращивания применялись различные методы агротехнологии. Учитывались особенности температуры, влажности, почвы и т.д. Соответственно, и сроки сбора урожая были разными. Например, в штате Сеара на северо-востоке Бразилии молодые саженцы кофе всегда выращивались в теплицах и в возрасте двух лет в период с января по апрель высаживались в открытый грунт. Технология подготовки собранного урожая также отличалась в зависимости от региона. Более совершенной была технология подготовки кофе в штатах Сан-Паулу и Минас-Жерайс, где использовалась современная техника. К определенному времени кофе доставлялся в мешках в порты и оттуда вывозился за границу.
23 К концу века в Бразилии сформировались крупные плантации, где произрастали десятки тысяч кофейных деревьев. Крупнейшей считалась плантация француза Анри Дюмона в штате Минас-Жерайс. Общая площадь владения составляла 30 тыс. га, из которых 6150 га было отведено под кофе. На плантации были задействованы преимущественно итальянцы (8 тыс. человек). В 1895 г. здесь было собрано 4 100 000 кг кофейных зерен, в 1896 г. — 4 500 000 кг [11, p. 340]. В 1893 г. плантацию, приносившую огромную прибыль, выкупила одна бразильская компания за 12 млн франков.
24 Одним из крупнейших центров торговли бразильским кофе был порт Гамбурга в Германии. Отсюда этот товар расходился по всей Европе, включая ярмарку в Лейпциге, — крупнейший центр европейской оптовой торговли. С Лейпцигской ярмарки бразильский кофе доставлялся и на территорию Российской империи. В 1885 г. в Гамбургский порт было привезено 179 млн фунтов кофе (в 1884 — 161 млн фунтов) [12, с. 748]. Стоимость бразильского кофе в это время составляла 28,5 пфеннигов за 0,5 кг.
25 Потребление кофе практически на всех континентах на протяжении рассматриваемого периода возрастало. О его объемах можно судить по данным таблицы 2. Популярность кофе была вызвана и распространившимся мнением о его пользе для здоровья, применении при лечении некоторых заболеваний. В некоторых странах Европы появились научные статьи и специальные исследования о пользе кофе. Некоторые из трудов были переведены на русский язык [13].
26 В Российской империи бразильский кофе продавался оптом на аукционе в Санкт-Петербурге. Сюда он доставлялся как иностранными, так и отечественными купцами после уплаты таможенных пошлин [14, с. 428]. Другими каналами поставки кофе в России служили рижский и одесский порты. Причем объемы ввоза кофе в этих портах существенно различались. Так, в Риге ввоз этого товара долгое время сдерживался высокими таможенными пошлинами в отличие от порто-франко в Одессе. Незначительные объемы кофе доставлялись через Архангельск и некоторые прибалтийские порты (кроме Риги). Об объемах ввоза кофе в Российскую империю в 1832— 1845 гг. можно судить по данным, приведенным в таблице 3.
27

Т а б л и ц а 2

Потребление кофе в некоторых странах мира в первой половине 40-х годов XIX в. (в тоннах)

Государства Объем потребления Государства Объем потребления
Великобритания 11 500 Франция, Испания, Италия, Европейская Турция, Левант и др. 35 000
Голландия, Бельгия 40 500 Америка 20 000
Германия, скандинавские страны 132 000    

Источник: Сен-Ароман А. О действии на здоровье и влиянии на нравственность кофе, чая и шоколада. В 2-х ч. СПб., Типография К.Жернакова, 1845, сс. 35-36.

28

Т а б л и ц а 3

Объемы ввоза кофе в Российскую империю в 1832—1845 гг.

Годы Количество (в пуд.) Сумма привоза (в руб.) Цена за 1 пуд
1832—1836 117 333 957 522 8 руб.15 коп. сер.
1837—1841 131 703 1 018 403 7 руб. 80 коп. сер.
1842—1845 154 556 1 051 061 6 руб. 80 коп.

Источник: Неболсин Г.П. Статистическое обозрение внешней торговли России. Ч.1, СПб., Типография Департамента внешней торговли, 1850, с. 388.

29 Снижение таможенных пошлин и рост потребления стимулировали увеличение ввоза кофе в Россию и способствовали уменьшению цены товара.
30

Работорговля как специфическая отрасль внешней торговли Бразилии

31 Рабовладение и работорговля напрямую и опосредованно влияли на развитие внешней торговли Бразилии на протяжении многих десятилетий, вплоть до официальной отмены рабства в 1888 г. (запрет на работорговлю был установлен еще в 1850 г.). Планомерный, систематический привоз африканских рабов в Бразилию, развитие рынков работорговли, растущая потребность в рабах в связи с расширением сельскохозяйственного производства — все это ставило бразильскую экономику в сильную зависимость от рабовладения. Особенности работорговли полно и разносторонне исследовались как учеными прошлого (XIX в.), так и современными исследователями. Среди последних следует особо выделить Лесли Бетелла [15], Ричарда Грэма [16], а также Максима Валерьевича Кирчанова [17]. Нашей целью является анализ влияния работорговли на развитие внешней торговли Бразилии в рассматриваемый период.
32 Экономические преобразования, проведенные португальским принцем-регентом Жуаном VI (1816—1826 гг.) в период его вынужденного переезда в Бразилию (1807—1821 гг.), были нацелены на расширение производства основных экспортных культур, стимулирование развития внутренней и внешней торговли, пополнение государственного бюджета (в том числе за счет роста поступлений от таможенных пошлин), совершенствование торгового законодательства. Данные реформы были немыслимы без увеличения притока африканских рабов, занятых на плантациях сахара, кофе, какао и других культур.
33 Экстенсивный путь развития бразильской экономики в первые десятилетия XIX в. напрямую зависел от количества рабов, их стоимости, стабильного воспроизводства рабской силы, уровня и качества развития рынка работорговли, правовых основ рабовладения и т.д.
34 Импорт и продажа чернокожих рабов в первой половине XIX в. было выгодным делом. В работорговлю были вовлечены тысячи самых разнообразных лиц: от закупщиков невольников на рынках Африки, капитанов морских судов и их команд, до скупщиков и продавцов непосредственно в Бразилии, рабовладельцев, надсмотрщиков и пр. Несомненно, это была полноценная и значительная по объемам торговли сфера. Стоимость раба на внутреннем рынке менялась в зависимости от многих обстоятельств: количества доставленных невольников, их пола, возраста, физического состояния, моральных качеств (покорность или, напротив, агрессивность) и др.
35 Противодействие работорговле со стороны Британии легко преодолевалось доставкой чернокожих рабов на судах под флагами США и Франции. Полностью контролировать огромную бразильскую береговую линию в 3900 миль было невозможно. Опытные капитаны использовали разные приемы, чтобы выполнить свою миссию. В частности, они пользовались возможностями входа кораблей в устья рек и выгрузкой невольников уже в глубине бразильской территории, частыми туманами, прикрывавшими суда от посторонних взоров и т.д. Британская эскадра, патрулировавшая побережье Африки, практически оказывалась бессильной и не могла достичь поставленных целей: более того, торговля людьми на бразильском направлении расширялась. Лондон надеялся на военный талант своих лучших офицеров, но и их опыт и заслуги не помогли пресечь работорговлю: Бразилия ежегодно получала столько африканских рабов, сколько было нужно для ее экономики. Представители Общества освобождения в Глазго в своей петиции отмечали: «Работорговля становится все более интенсивной в точном соответствии с дополнительными средствами, используемыми правительством ее Величества в попытке насильственно подавить ее» [18, р. 17].
36 Наиболее активно работорговля велась в 1846 и 1847 гг. Если в 1842 г. с восточного побережья Африки в Бразилию были доставлены 30 тыс. рабов, то в последующие годы это количество возрастало [18, p. 22]. Коммерсанты, занимавшиеся этой деятельностью, получили колоссальную прибыль. В Рио-де-Жанейро и в других городах действовали страховые компании, которые специализировались на страховании судов, перевозивших рабов из Африки. А приобретение компаниями в Рио-де-Жанейро двух больших пароходов не только ускорило доставку, но и дало возможность привозить дополнительно до 10 тыс. невольников ежегодно. Примечательно, что заказы на рабов имели свою специфику. Так, в 1840-е годы на некоторых кораблях привозили только африканских детей в возрасте до 8 лет. Разумеется, что не все рабы доживали до выгрузки в Бразилии. По некоторым оценкам, смертность во время плавания составляла от 25 до 30% [18, p. 33]. Однако эти потери с лихвой окупались при реализации живого товара.
37 В торговлю рабами, как отмечалось выше, на разных этапах было вовлечено огромное количество лиц, включая африканских царьков, — основных поставщиков невольников. Если на восточном побережье Африки местным вождям за невольника платили в среднем по 4-6 фунтов стерлингов, то в Бразилии он уже стоил более чем на порядок дороже [18, p. 38]. Нередко покупка рабов в Африке сочеталась с приобретением слоновой кости, золотого песка, красильных материалов, пальмового масла и пр. Такой подход объяснялся стремлением извлечь максимальную выгоду от дальнего путешествия: гибель рабов во время плавания компенсировалась прибылью от продажи африканских товаров.
38 Исторический опыт показывает, что попытки пресечь вывоз невольников в Бразилию приводили только к тому, что работорговцы находили обходные пути, способы завуалировать свою деятельность, решали любые проблемы. А местные вожди, чьи торговые интересы нарушали англичане, нередко прибегали к насилию, сжигали английские корабли, склады, бойкотировали торговые сделки с британцами. Несмотря на все препятствия, объемы ввоза рабов в Бразилию полностью удовлетворяли местный рынок.
39 Увеличение количества ввозимых невольников из Африки приводило к снижению цены на них в Бразилии. Если в 1845 г. стоимость раба составляла от 75 до 85 фунтов стерлингов, то в 1848 г. она снизилась до 45-50 фунтов. В первой половине XIX в. работорговля была одним из самых прибыльных сегментов бразильской внешней торговли. Как отмечалось в британской прессе того времени, даже если одно из пяти или шести судов с рабами благополучно достигало берегов Бразилии, оно окупало все потери и приносило прибыль [18, p. 54]. Чистая прибыль работорговцев при всех рисках и потерях (включая смерть невольников в пути) в удачные для них годы оценивалась в 65 фунтов за голову. Если, к примеру, работорговец приобретал старое судно по самой низкой цене (от 700 до 1000 фунтов.), а при покупке рабов в Африке за 4-10 фунта (20-25 долл.) набивал в трюм от 400 до 500 невольников, то это приносило ему (даже с учетом смерти рабов в пути) 22 000 фунтов. [18, p. 55]. В периодической печати того времени приводились примеры успешных операций работорговцев: одно судно в течение года способно было совершить пять рейсов к берегам Африки и перевезти от 2 до 3 тыс. рабов. В этом случае при цене раба в 50 фунтов прибыль оценивалась бы в 125 тыс., при цене 30 ф.ст. — 75 тыс. [18, p. 57]. Столь высокая прибыль стала причиной того, что работорговлей начинали заниматься новые предприниматели, и именно эта прибыль поддерживала данный вид «бизнеса» в течение длительного времени.
40 Распределение рабов по бразильским провинциям было неравномерным: наибольшая их концентрация приходилась на важнейшие сельскохозяйственные регионы. Так, в 1887 г. в провинции Минас-Жерайс насчитывалось 192 тыс. рабов, в Рио-де-Жанейро — 162 тыс., в Сан-Паулу — 107 тыс. [19, с. 155]. По оценкам некоторых исследователей, ко времени прекращения привоза чернокожих рабов в Бразилию (1850 г.) их общий экспорт составлял около 3 млн человек [19, с. 67].
41 Отмена рабства в 1888 г. побудила бразильские власти и предпринимателей к поиску новой экономической модели, перестройке основных подходов к регулированию экономических отношений в обществе. Неслучайно с конца 1880-х годов усиливается миграция в Бразилию из стран Европы, включая Российскую империю, а также других регионов мира.
42

Основные внешнеторговые партнеры Бразилии

43 Развитие торгово-экономических отношений Бразилии с зарубежными странами зависело от многих обстоятельств. Торговля неоднократно прекращалась при обострении межгосударственных отношений, в период войн, приграничных конфликтов, во время эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и т.д. Торговля также зависела от уровня развития транспорта (прежде всего морского и речного), климатических особенностей (сезоны дождей), объемов собранного урожая сельскохозяйственных культур и пр.
44 В начале XIX в. ведущим торговым партнером Бразилии по понятным причинам являлась Португалия. Экспорт в метрополию был прерван в связи c нашествием Наполеона I Бонопарта, вызвавшим необходимость миграции королевского двора в Бразилию. После обретения Бразилией независимости Португалия сохранила с бывшей колонией тесные торговые связи и установила особые привилегии и преимущества. Двусторонняя торговля была взаимовыгодной. Так, в 1865 г. португальская таможня получила доход в размере 7 547 519 915 реалов, из которых на долю бразильского сахара пришлось 1 206 288 885 реалов [20, p. 29]. Большую прибыль приносила торговля бразильским кофе и хлопком-сырцом. Из Португалии в Бразилию поступали разнообразные товары, включая вина, мануфактурные изделия и т.д.
45 Тесные торговые связи на протяжении всего рассматриваемого периода сохранялись с Аргентиной, Венесуэлой, Уругваем, Парагваем, Колумбией, Перу, Боливией. Объемы двусторонней торговли существенно различались. В частности, показатели бразильского экспорта в Аргентину в 1880-е годы представлены в таблице 4. Из Бразилии в Аргентину экспортировались оливковое масло, рис, рафинированный сахар, какао, кофе, сахар-песок, треска и рыбопродукты, ячмень, фрукты свежие и консервированные, пшеница, рыба в консервах, чай, сыр, минеральная вода, пиво, коньяк, сидр, вермут, вино, уксус, сигары, табак, пряжа, холст, разнообразные ткани, лесоматериалы, бумага, книги, металлический провод и пр. Аргентинский экспорт в Бразилию был представлен лошадьми, овцами, свиньями, выделанными кожами, шерстью, кукурузой, свежими фруктами, картофелем, семенами, пшеницей, жиром и т.д. [21]. Объемы ввозимых в Аргентину бразильских товаров во многом зависели от таможенной политики республики: размеры пошлин колебались от 5 до 25%.
46 Во второй половине века упрочились торговые связи Бразилии с Мексикой. Основными экспортируемыми бразильскими товарами были кофе (25 711 998 либр), сахар (8 505 623 либры) [22, p. 27].
47

Т а б л и ц а 4

Объемы бразильского экспорта в Аргентину (80-е годы XIX в., в долл.)

Год Объем экспорта
1881 2 675 141
1882 2 153 769
1883 2 182 720
1884 2 332 956
1885 2 206 612
1886 2 308 964
1887 2 517 943
1888 2 377 734
1889 2 607 017
1890 3 354 566

Источник: Estadistica del Comercio y de la Navegacion de la Republica Argentina. Correspondiente al año 1890. Buenos Aires, Compañia Sud-Americana de Billetes de Banco, 1891, p. 14.

48 Значительные объемы бразильских товаров ежегодно отправлялись во Францию. Так, в 1883 г. общий объем бразильского экспорта оценивался в 25 094 144 долл. В таблице 5 приведен перечень основных экспортных товаров.
49

Т а б л и ц а 5

Ассортимент бразильского экспорта во Францию в 1883 г. (в долл.)

Наименование товара Количество (кг) Сумма
Кофе 64 297 265 17 874 639
Говяжьи шкуры   2 877 620
Какао 5 755 838 2 359 893
Каучук   351 895
Табак   337 606
Древесина необработанная   305 954
Перья птиц для украшений   207 864
Хлопок-сырец   136 827
Рога крупного рогатого скота 379 190 91 005
Конский волос 144 007 86 404
Зерновые культуры   70 989
Крахмал   71 741
Шерсть 154 924 65 068
Кора хинного дерева 42 970 40 392
Китовый жир   25 908
Табак в листьях 18 971 18 530
Сахар нерафинированный 188 973 18 519
Китовый ус   15 360
Глицерин   15 178
Горный хрусталь   10 911
Говяжьи кости 329 510 10 448
Растительное волокно   9 954
Прочие товары   90 532
Итого   25 094 144

Источник: Informes y documentos relativos a comercio interior y exterior. Agricultura e industrias. N 4. 1885, mes de octubre, Mѐxico: Oficina Tip. de la Secretaria de foment, 1885, p. 73.

50 Таким образом, бразильский экспорт во Францию характеризовался широким ассортиментом традиционных товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Следует заметить, что с конца 1870-х годов торговый баланс Бразилии с Францией был положительным (за исключением 1880 г.): вывоз превышал ввоз в разные годы от 2 410 000 долл. (1882 г.) до 8 900 000 долл. (1883 г.) [22, p. 88].
51 В этот же период времени (1885 г.) бразильский экспорт в Германию оценивался в 30 692 605 долл., а в Великобританию — от 23 740 080 долл. в 1879 г. до 30 692 605 долл. в 1883 г. [22, pp. 103, 111]. Большим спросом в Англии, Франции и других европейских странах пользовались ценные породы бразильских деревьев и готовая мебель. Интерес к этой продукции возрос в Европе после 1867 г. — года Парижской всемирной выставки. Бразилия и некоторые другие латиноамериканские страны представили так называемые лесные продукты, вызвавшие повышенный интерес у посетителей и предпринимателей. Некоторые бразильские экспортеры были удостоены золотых медалей. От импорта определенных пород бразильских деревьев зависело развитие химической, текстильной и других отраслей европейской промышленности. Например, из Бразилии только в Великобританию ежегодно экспортировалось 112 тыс. пудов кампешевого (сандалового) дерева [23, с. 126].
52 Главным внешнеторговым партнером Бразилии (по объемам торговли) на протяжении почти всего XIX в. оставались США. В 1885 г. бразильский экспорт туда составил 50 265 889 долл. (при импорте американских товаров на общую сумму 41 563 980 долл.) [22, p. 136]. В 1897 г. США импортировали из Бразилии какао на 63 838 долл., кофе — на 47 312 637 долл., каучук — на 652 883 долл. и пр. [11, p. 357]. Во второй половине века внешнеторговый баланс в торговле США оставался для Бразилии в основном положительным, и эта страна являлась ведущим внешнеторговым партнером Соединенных Штатов в Латинской Америке.
53 Рост производства тростникового сахара в Бразилии в последнем десятилетии XIX в. стимулировал расширение внешнеторговых связей с другими европейскими странами. Так, в 1899—1900 гг. производство сахара в Бразилии достигло 192 700 т, а в 1901—1902 гг. — уже 215 000 т [25, с. 909]. Таким образом, страна входила в тройку ведущих мировых производителей сахара наряду с Явой и Кубой.
54 Тесные торгово-экономические отношения сложились у Бразилии и с государствами Южной Америки. Например, в 1873 г. объем бразильского экспорта в Уругвай оценивался в 1 857 811 долл., а уругвайского экспорта в Бразилию — в 1 996 554 долл. [24, p.189]. При общем объеме экспорта Уругвая в 1873 г. в 16 301 772 долл. на долю Бразилии в это время приходилось более 12% (подсчитано мною. — В.Ш.). Это достаточно высокий показатель во внешней торговле.
55 На протяжении XIX в. внешняя торговля Бразилии развивалась довольно быстрыми темпами, успешно адаптируясь к кардинальным изменениям как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Благодаря динамичному развитию сельскохозяйственного производства и внешнеторговых связей с ближними и дальними странами Бразилия постепенно превратилась в важного экспортера кофе, хлопка и сахара на мировом рынке, в одну из ведущих стран Латинской Америки. На протяжении многих десятилетий практически вся бразильская экономика базировалась на подневольном рабском труде, а сама работорговля была важной сферой внешней торговли. Благодаря отмене рабства в стране возникли новые экономические и производственные условия, зарождались принципиально иные производственные отношения, что вызвало необходимость в притоке мигрантов. Потребности экономического развития Бразилии могли быть удовлетворены только при условии обеспечения ее внешнеторговых интересов. Неслучайно в рассматриваемый период значительно расширилась география внешней торговли: бразильские товары к концу столетия можно было найти на всех континентах. Некоторые из них стали своеобразной визитной карточкой страны и сохранили данный статус до наших дней. Вышесказанное в полной мере относится к торговым связям Бразилии и России: бразильские товары на протяжении всего рассматриваемого периода можно было увидеть на Нижегородской ярмарке, в Москве и Санкт-Петербурге, в Харькове и городах Сибири, в Хельсинки, Варшаве, Архангельске и Риге. Расширение сбыта продукции за границу стимулировало экономическое развитие новых бразильских территорий. В осваиваемых регионах появлялись плантации сахарного тростника, кофе, какао, хлопка и других культур, что повышало экономическую активность населения и приводило к появлению новых фазенд. Развитию бразильской внешней торговли способствовали геологоразведочные работы, увеличение добычи полезных ископаемых, а также возникновение новых отраслей национальной промышленности. К началу ХХ в. Бразилия стала заметным субъектом международной торговли с широкими внешнеторговыми связями по всему миру.

References

1. Catalogo da Exposiçăo de Historia do Brazil. Rio de Janeiro, Typ. de G. Leuzinger & Filhos, 1881, 990 p.

2. Dogovor druzhby, moreplavaniya i torgovli mezhdu ikh velichestvami imperatorom vserossijskim i korolevoyu portugal'skoyu vozobnovlennyj v Sankt-Peterburge dekabrya 16/27 dnya 1798 goda [Ratifitsirovan v Pavlovske, iyunya v 18 den'... 1799]. M., Senatskaya tip., 1799, 14 s.

3. Glavnoe pravlenie Rossijsko-amerikanskoj kompanii Aleksandru I, 3 (15) noyabrya 1818 g. Vneshnyaya politika Rossii XIX i nachala KhKh veka: Dokumenty Rossijskogo Ministerstva inostrannykh del. Seriya 2: 1815 – 1820 gg., t. 2(10): oktyabr' 1817 g. – aprel' 1819 g. M., Izdatel'stvo politicheskoj literatury. 1976, ss.574–576.

4. Donesenie Glavnogo pravleniya Rossijsko-amerikanskoj kompanii Aleksandru I. 10 (22) aprelya 1817 g. Vneshnyaya politika Rossii XIX i nachala KhKh veka: Dokumenty Rossijskogo Ministerstva inostrannykh del. Seriya 2: 1815 – 1830 gg., t. 1(9): noyabr' 1815 g. – sentyabr' 1817 g. M., Izdatel'stvo politicheskoj literatury. 1974, ss.516–517.

5. Poslannik v Rio-de-Zhanejro F.V.Tejl'-fan-Seroskerken stats-sekretaryu K.V.Nessel'rode. 8(20) noyabrya 1820 g. Vneshnyaya politika Rossii XIX i nachala KhKh veka: Dokumenty Rossijskogo Ministerstva inostrannykh del. Seriya 2: 1815 – 1830 gg., t.3(11): maj 1819 g. – fevral' 1821 g. M., Nauka. 1979, ss. 595 – 602.

6. Vitse-konsul v Rio-de-Zhanejro P.P.Kil'khen poslu v Londone Kh.A.Livenu. 16(28) fevralya 1825 g. Vneshnyaya politika Rossii XIX i nachala KhKh veka: Dokumenty Rossijskogo Ministerstva inostrannykh del. Seriya 2: 1815 – 1830 gg., T.6(11): yanvar' 1825 g. – dekabr' 1826 g. M., Nauka. 1985, ss. 70 – 71.

7. Codigo Commercial do Imperio do Brasil. Rio de Janeiro, Eduardo & Henrique Laemmer, 1869, 44 p.

8. Belikova K.M. Pravovoe regulirovanie torgovogo oborota i kodifikatsiya chastnogo prava v stranakh Latinskoj Ameriki: diss. na soisk. uch. st. doktora yur. nauk. M., RUDN, 2012, 438 s.

9. Colleçăo das Leis do Imperio do Brasil de 1859. Tomo 2. Rio de Janeiro: Na Tipographia Nacional, 1859, 14 p.

10. First Annual Report, 1891. Bulletin N30, 1802, January, Washington, DC, 1892, 119 p.

11. Smith J.P. Monthly Bulletin of the Bureau of American Republics. International Union of American Republics. 1897, July. Washington, DC USA, 1897, 511 p.

12. Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli. SPb., Tipografiya Ministerstva finansov, 1885, t.4 (oktyabr' – dekabr'). 1160 s.

13. Sen-Aroman A. O dejstvii na zdorov'e i vliyanii na nravstvennost' kofe, chaya i shokolada. V 2-kh ch. SPb., Tipografiya K.Zhernakova, 1845, 78 s.

14. Ehntsiklopedicheskij leksikon. SPb. Tipografiya A.Plyushara, 1835, t.3, ss.428-429. [Enciklopedicheskij leksikon [Encyclopedic Lexicon]. St. Petersburg. A. Plyushar's printing house, 1835, t.3, pp.428-429.

15. Behell L. The Decline and Fall of Slavery in Nineteenth Century Brazil. Transactions of the Royal Historical Society. Cambridge, Cambridge University Press, 1991, Vol.1, p.71 - 88.

16. Graham R. Causes for the Abolition of Negro Slavery in Brazil: an Interpretive Essay. The Hispanic American Historical Review. Durham, Duke University Press, 1966, Vol.46, N2, rp.123 – 137.

17. Kirchanov M.V. Imperio, Estado, Naçăo. Politicheskie modernizatsii i intellektual'nye transformatsii v Brazil'skoj Imperii (1822 – 1889) / Voronezh, Nauchnaya kniga, 2008, 155 s.

18. Thomson T.R.H. The Brazilian Slave Trade, and its Remedy: shewing the Futility of Repressive Force Measures / T.R.H. Thomson, London: Pub. by John Mylrea, 1850, 86 p.

19. Faustu B. Kratkaya istoriya Brazilii. M., Ves' mir, 2013, 448 s. [Faustu B. Kratkaya istoriya Brazilii. [Fausto B. A Brief history of Brazil]. Moscow, Ves' mir, 2013, 448 p.

20. Barzanallana Don Jose García. Estudios económicos y administrativos sobre Portugal. Madrid, Imprento de Manuel Tello, 1868, 172 p.

21. Estadistica del Comercio y de la Navegación de la República Argentina. Correspondiente al año 1890. Buenos Aires: Compañia Sud-Americana de Billetes de Banco, 1891, 475 p.

22. Informes y documentos relativos a comercio interior y exterior. Agricultura e industrias. N4. 1885, mes de octubre, México: Oficina Tip. de la Secretaria de fomento, 1885, 312 p.

23. Mitsul' M. O proizvedeniyakh lesovodstva i lesnykh produktakh na Parizhskoj vsemirnoj vystavke 1867 goda. SPb., Tipografiya Tovarischestva «Obschestvennaya pol'za», 1869, 127 s.

24. Comercio, Navegación y hacienda pública. Estadística del Comercio exterior correspondiente a los años 1874 y 1875: Dirección de Estadistica General de la República Oriental del Uruguay. Cuaderno N8, Montevideo, Imprenta de «El Siglo», 1877, 308 p.

25. Vestnik sakharnoj promyshlennosti: Ezhenedel'naya gazeta Vserossijskogo obschestva sakharozavodchikov, 1901, Vtoroe polugodie. Kiev, Tipografiya G.L. Frontskevicha, 1902, 1084 s.

Comments

No posts found

Write a review
Translate