The role of ECLA in the development of a regional strategy for the digitalization of the economy
Table of contents
Share
QR
Metrics
The role of ECLA in the development of a regional strategy for the digitalization of the economy
Annotation
PII
S0044748X0020678-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anna Lavut 
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
6-20
Abstract

The article discusses the content, history of development and theoretical foundations of the regional strategy of digitalization of the economy of the United Nations Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLA), the impact of ECLA on the development of digitalization processes in the region. The acceleration of digitalization processes in the world and in the Latin American region is noted as the leading trend of economic and social life during the coronavirus pandemic and on the way out of the associated crisis. The connection of the ECLA digitalization strategy with the comprehensive regional development strategy put forward in 2010, which is based on the neo-structuralist ideas of the need to transform the production structure of the countries of the region, the elimination of poverty, deep social inequality, as well as with the theory of sustainable development, is traced. The main priorities of the digitalization strategy are identified: ensuring universal access to broadband high-speed Internet, introducing digital technologies into production, helping to digitalize small and medium-sized enterprises, creating a common regional digital market, tax and antimonopoly regulation of the activities of foreign technology companies, security and protection of personal data. The author highly appreciates the role of ECLA in the development of digitalization processes in the region, but expresses doubt about the feasibility of the task of accelerated digital transformation of its economy in the foreseeable future due to barriers associated with the traditional model of development of Latin American countries.

Keywords
UN ECLA, strategy for digitalization of the economy, countries of Latin America and the Caribbean, coronavirus pandemic, recovery from the crisis
Received
15.01.2022
Date of publication
27.07.2022
Number of purchasers
11
Views
436
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 Мировая экономика в 2020—2022 гг. развивается под влиянием ряда негативных тенденций, связанных, главным образом, с пандемией коронавируса и ограничением транспортных и прочих экономических связей, а также с напряженной международной обстановкой, широким применением администрацией США экономических санкций. Это привело к существенному снижению мирового производства и международной торговли, в первую очередь, торговли услугами, снижению международных инвестиций, разрушению глобальных цепочек производства и поставок, их значительному удорожанию. Вместе с тем пандемия способствовала появлению важных положительных трендов. Наиболее заметными и существенными стали быстрое развитие процессов цифровизации, дистанционной работы, дистанционного образования и здравоохранения с использованием телесвязи, роботизации производства, беспрецедентный рост электронной торговли. Применение цифровых технологий приобрело глобальный характер и позволило мировой экономике избежать полного коллапса. Однако оно привело и к ряду негативных последствий, таких, как усиление диспропорций в распределении доходов между незначительным числом технологических корпораций-гигантов горстки передовых государств, и огромным количеством компаний прочих стран, между высшими и низшими слоями общества. Последние в значительной мере лишены выгод от процессов цифровизации из-за отсутствия доступа к интернет-коммуникациям.
2 В 2021—2022 гг. благодаря успехам вакцинации в большинстве стран мира, государственной политике поддержки предприятий и доходов населения ряд ограничений в экономике был отменен. Начался процесс восстановления и в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Экономика стран ЛАКБ оказалась наиболее пострадавшей среди регионов мира из-за влияния негативных тенденций в международных экономических отношениях в 2020—2021 гг. Падение регионального ВВП в 2020—2021 гг. оценивалось в 7,7%, стоимостного объема экспорта — 13%, за период пандемии в странах ЛАКБ разорилось более 2,7 млн предприятий, число безработных выросло на 18 млн, а бедных — на 45 млн человек [1]. В настоящее время перед государствами ЛАКБ стоят трудные задачи по восстановлению и модернизации национальных экономик, их адаптации к новым сложным условиям функционирования мирового хозяйства, по разработке и реализации экономических стратегий в свете новых вызовов и возможностей.
3 Ведущая роль в разработке стратегий экономического развития в регионе с середины прошлого века принадлежит Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) (Comisión Económica para América Latina y el Caribe, CEPAL). Данная статья посвящена анализу основных положений стратегии цифровизации, разработанной ЭКЛАК, ее влиянию на развитие процессов цифровизации в государствах ЛАКБ. При этом в качестве основных методологических подходов применялись метод контент-анализа и интерпретативный подход. Данная тема в связи с ее относительной новизной практически не освещена в литературе, так как в целостном и развернутом виде стратегия цифровизации ЭКЛАК была представлена только в период пандемии и выхода из кризиса.
4 Автор изучила множество публикаций, посвященных роли цифровизации в развитии современной мировой экономики. В экономической литературе США и Западной Европы основное внимание уделено вопросам отношений крупнейших технологических компаний и государства, например, в статье североамериканских ученых А.Голдберга и К.Тукер «Цифровая экономика» [2]. В исследованиях латиноамериканских ученых по данной тематике важное место занимает проблема доступа населения и предприятий к мобильному и стационарному широкополосному Интернету и его влиянию на экономическое развитие отдельных стран и регионов [3]. Значительная часть работ посвящена вопросам определения уровня цифровизации экономики государств ЛАКБ в сравнении с другими регионами мира, разработке соответствующего показателя — индекса цифровизации [4]. Методология измерения уровня цифровизации, а также оценка развития цифровой экосистемы латиноамериканского региона представлены в монографии, опубликованной Андской корпорацией развития (Corporación Andina de Fomento, CAF) в 2017 г. [5]. Уровень цифровизации экономики стран ЛАКБ в указанных работах оценивается как средний по сравнению с государствами, входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с одной стороны, и развивающимися странами Африки и Азии — с другой.
5 В российской литературе по теме цифровизации в Латинской Америке рассматриваются главным образом проблемы развития данного процесса в различных сферах экономики, в том числе в производстве [6], социальных отношениях [7], а также перспективы цифровой трансформации экономики, существенно различающиеся в разных странах региона в зависимости от особенностей моделей экономического и инновационного развития [6, 8, 9]. Кроме того, анализируются возможности сотрудничества российских и латиноамериканских компаний в сфере цифровизации [10].
6 Автор надеется, что данная статья расширит тематический диапазон исследований по проблематике цифровизации. Источниковедческую базу работы составляют многочисленные монографии и доклады ЭКЛАК, касающиеся комплексной стратегии развития стран региона, опубликованные в последние два десятилетия.
7

МЕСТО ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРАН ЛАКБ

8 В обсуждении путей перехода государств ЛАКБ к информационной экономике и ускорения процессов цифровизации активно участвуют также эксперты Межамериканского банка развития (Inter-American Development Bank, IADB) и упомянутой выше CAF, специализирующейся на содействии развитию отраслей инфраструктуры и физической интеграции государств региона. Между этими организациями существует консенсус относительно значения технологического и цифрового развития для экономики и социальной сферы латиноамериканских стран и для перестройки производственной сферы.
9 По мере развертывания в мире новой технологической революции процессы цифровизации привлекают все большее внимание ЭКЛАК. В 2003 г. благодаря сотрудничеству ЭКЛАК и CAF была образована Обсерватория для информационного общества в Латинской Америке и Карибском бассейне (Observatorio para la Sociedad de la Información en Latinoamérica y el Caribe, OSILAC), целями которой являются расширение статистических исследований, мониторинг технологической политики, проекты в области технологии, инноваций и коммуникаций, анализ движения стран ЛАКБ к информационному обществу, техническая помощь государствам региона в создании статистических организаций и прочих государственных институтов.
10 В 2005 г. по инициативе и под руководством ЭКЛАК в Рио-де-Жанейро состоялась Первая региональная министерская конференция по информационному обществу. На ней был подготовлен и принят План действий по развитию информационного общества в странах ЛАКБ до 2007 г. (е-Lас 2007). Он отражал региональный подход к проблемам развития информационных технологий как к одному из важнейших инструментов модернизации экономики и общества, необходимость и решимость стран ЛАКБ сократить отставание от передовых государств мира в этой сфере.
11 Затем последовали новые конференции, организованные ЭКЛАК, и новые планы действий, разработанные на основе исследований. За 2005—2022 гг. было проведено семь конференций. На первых в основном обсуждались вопросы доступности Интернета в странах региона, применения широкополосного Интернета и политики государства, направленной на убеждение предпринимателей и местных властей шире использовать Интернет и цифровые технологии в их стратегических решениях. На седьмой конференции в 2020 г. была принята развернутая Цифровая повестка для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (еLАК 2022). Она включала в себя 8 областей действий и 39 целей на период до 2022 г.
12 В 2010 г. ЭКЛАК развернула «Региональный диалог по широкополосному интернету» как пространство для обмена опытом, мнениями и предложениями, касающимися развития соответствующей инфраструктуры и государственной политики в данной сфере. Важнейшими результатами «Диалога» стало существенное расширение сетей широкополосного Интернета и снижение тарифов на его использование.
13 Все указанные инициативы ЭКЛАК опирались на теоретическое осмысление происходящих в мире процессов, на многочисленные исследования, в которых анализировалось влияние мировой технологической революции на страны ЛАКБ, на изменение их места и роли в глобальной экономике. В последние два десятилетия предметом анализа экспертов ЭКЛАК стала цифровая революция, которая все в большей степени определяла сдвиги в мировой экономике. Исследования ЭКЛАК служили теоретической базой для ее рекомендаций правительствам стран региона, направленных на привлечение внимания правительств и предпринимательских кругов к фундаментальной роли новых технологий в экономическом и социальном развитии в XXI в. За последние два десятилетия ученые ЭКЛАК разработали основные направления стратегий технологического развития, национальных, субрегиональных и региональных.
14 По мере развития цифровых технологий спектр проблем, рассматриваемых в исследованиях специалистов ЭКЛАК, расширялся. В первом десятилетии основное внимание уделялось вопросам развития сети широкополосного Интернета, доступа к нему как драйверу экономического роста и социального развития всех социальных слоев населения. В дальнейшем предметом анализа экспертов ЭКЛАК, наряду с ролью технологий, связанных с широкополосным Интернетом, стали технологии третьего и четвертого поколений: Интернет вещей, электронное правительство, блокчейн, анализ больших данных, а также такие вопросы, как инновации и цифровое предпринимательство, применение цифровых технологий в образовании и здравоохранении. Рассматривались также новые темы: стимулирование цифровых инноваций посредством распространения государственной информации и открытия правительственных данных, искусственный интеллект, кибербезопасность, вопросы государственного регулирования применения цифровых технологий, новые финансовые технологии, конкуренция, подготовка специалистов в области цифровых технологий. Основным центром исследований в области процессов цифровизации стал Отдел производства, производительности и менеджмента ЭКЛАК, возглавляемый аргентинцем Марио Симоли.
15

Перечисленные выше вопросы стали важной частью комплексной стратегии экономического и социального развития стран региона, выдвинутой ЭКЛАК в 2010 г. и одобренной правительствами государств региона на 33-й сессии. В основу стратегии были положены неоструктуралистские идеи необходимости искоренения бедности, глубокого социального неравенства, а также трансформации производственной структуры стран региона*. В дальнейшем разработка стратегии продолжалась в ходе диалога с приверженцами разнообразных экономических течений, включая неошумпетерианство, эволюционизм, институционализм, марксизм, дирижизм и посткейнсианство. Содержание стратегии расширялось за счет включения в нее новых тем в связи с возникновением новых проблем, осложняющих социально-экономическое развитие; большое влияние оказали также теории устойчивого роста и инклюзивного развития, разработанные в рамках системы ООН. Под влиянием «Повестки 2030», принятой ООН в 2015 г., ЭКЛАК включила в региональную стратегию в качестве основных ее элементов политику устойчивого развития и сохранения климата, охраны окружающей среды.

*. Неоструктурализм возник в регионе в 1990-х годах под влиянием недовольства результатами неолиберальной экономической политики. Неоструктуралисты — Фернандо Файнзильбер, Освальдо Сункель, Хосе Антонио Окампо, Герт Розенталь, Хорхе Катц, Рикардо Френч Девис и ряд других — поставили под сомнение многие рекомендации неолиберализма и предложили альтернативу. Она одновременно представляла собой ревизию так называемого латиноамериканского структурализма, или десаррольизма Р. Пребиша, с целью его адаптации к глобализации и открытости рынков.
16 При всей сложности комплексного подхода в нем по-прежнему преобладают две главные задачи, тесно связанные между собой, — трансформация производственной сферы и достижение социального равенства. Причем решать проблему социального равенства предполагается не только посредством мер социальной политики, а главным образом путем изменений структуры производства, направленных на рост занятости, развитие малых и средних предприятий (МСП), повышение доли промышленности и услуг в экспорте. Равенство понимается не только как этический и политический вопрос, но и как условие успешного развития современной экономики. Главным элементом структурных изменений, предложенных авторами новой стратегии, является государственная промышленная политика, от
17 которой страны ЛАКБ отказались при переходе к неолиберальной модели развития. Эксперты ЭКЛАК считают, что специализация на производстве товаров с низкой долей добавленной стоимости не может обеспечить стабильных высоких доходов и динамичного развития экономики. Кроме того, слабо диверсифицированная сырьевая экономика не стимулирует развитие образования, инноваций и НИОКР и, соответственно, консервирует технологическую отсталость, обрекая страны ЛАК на маргинальное положение в современном мире. Прогресс в области информационных технологий и связи, а также биотехнологий и новых материалов открывает окно возможностей для технологического развития региона, цифровизации, промышленной модернизации [11].
18 ЭКЛАК призывала правительства и деловые круги к изменению структуры экономики, развитию цифровизации в период «золотого десятилетия» 2003—2013 гг., когда страны ЛАК переживали экономический подъем благодаря высоким ценам на сырьевые товары на мировом рынке. Тогда произошло, напротив, усиление сырьевой специализации экономики, вместе с тем наблюдалось заметное сокращение масштабов бедности. В работе 2013 г. «Цифровая экономика для структурных изменений и равенства» отмечалась опасность отставания региона от передовых стран мира по темпам цифровизации и по характеру этого процесса. Ее авторы подчеркивали, что внедрение цифровых технологий в экономику региона происходит извне, по каналам потребления, а производство оборудования, программного обеспечения и приложений сосредоточено в двух-трех странах, и это препятствует технологическому развитию [12]. Тема цифровизации и связанных с ней структурных сдвигов стала еще более актуальной вследствие снижения мировых цен на сырье после 2013 г., когда экономическое положение стран ЛАКБ значительно ухудшилось. В исследованиях ЭКЛАК и в ее комплексной стратегии эта тема занимает все более заметное место в связи с развитием в мире цифровой революции и проникновением цифровых технологий во все сферы современной жизни. «Мировая экономика становится все более взаимосвязанной, и процесс цифровизации привел к тому, что мировая экономика — это цифровизованная экономика», — говорится в работе экспертов ЭКЛАК «Новая цифровая революция» [13]. В исследованиях ЭКЛАК глубоко анализируются такие явления, как цифровая революция в мире и в странах ЛАКБ, широко используются понятия «цифровая экономика», «цифровая трансформация», «цифровизация экономики».
19 Термин «цифровая революция» трактуется как новая эпоха, развивающаяся в мире с начала 90-х годов и ускоренными темпами трансформирующая модели производства и потребления, а также социального взаимодействия. Для нее характерны рост потенциала и конвергенции процессов передачи, компьютерной обработки и хранения данных, а затем внедрение в экономику новых бизнес-моделей поставок товаров и услуг путем использования цифровых платформ. Под термином «цифровая экономика» понимается та часть экономического производства, которая возникает в результате применения бизнес-моделей, основанных на цифровых технологиях предложения товаров и услуг. Эти модели цифровых платформ меняют стоимостную структуру продукции различных секторов за счет производства и копирования данных. Обработка данных при помощи искусственного интеллекта может способствовать усовершенствованию процессов принятия решений и созданию новой стоимости посредством оптимизации оперативных процессов. «Цифровые данные и знания превратились в стратегический фактор производства» [1, р. 11]. «Цифровизация экономики» — это процесс применения передовых цифровых технологий, изменения моделей ведения дел и производства агентами традиционных отраслей, перестройки цепочек стоимости и модификации их продукции, приводящей к значительным сдвигам в производстве. Понятие «цифровая трансформация экономики», появившееся в деловых кругах передовых стран, очень близко к «цифровизации экономики».
20 ЭКЛАК, как и другие региональные организации ЛАКБ, уделяет первоочередное внимание влиянию цифровизации экономики на социальное развитие, на различия в уровне доходов, структурную перестройку экономики, а также на достижение целей «Повестки 2030» и устойчивого развития и охраны окружающей среды. В отношении воздействия на социальную сферу эксперты ЭКЛАК отмечают увеличение возможностей развития социальной мобильности, доступ бедных слоев населения к образованию, здравоохранению, повышению квалификации и к работе с достойной зарплатой при условии расширения доступа к цифровым технологиям широких масс населения. Вместе с тем при сохранении в обществе значительного социального неравенства, бедности, лишающей большое количество людей возможности пользоваться онлайн-услугами, овладеть навыками, необходимыми для работы с цифровыми технологиями, результаты цифровизации могут быть негативными, усугубляющими социальные контрасты, различия в производительности между крупными и мелкими предприятиями, концентрацию богатства и капитала. Именно это и происходит в странах ЛАКБ.
21 Авторы комплексной стратегии ЭКЛАК внимательно исследуют влияние цифровизации на проблемы устойчивого развития и приходят к выводу о его неоднозначном и противоречивом характере. В работах экспертов ЭКЛАК отмечается большое значение цифровых технологий для структурной перестройки производства, декарбонизации моделей производства и потребления, развития новых возобновляемых источников энергии. С одной стороны, цифровые технологии способствуют устойчивому развитию благодаря оптимизации использования ресурсов, с другой — оказывают негативное воздействие на окружающую среду вследствие значительного увеличения потребления электроэнергии. Нахождение баланса между цифровизацией и устойчивым развитием, по мнению экспертов ЭКЛАК, является непростой задачей, для решения которой необходим инновационный подход [14].
22 С 2015 г. ЭКЛАК активно продвигает идею создания единого регионального цифрового рынка, который позволит странам ЛАКБ воспользоваться преимуществами крупномасштабного производства и сетевой экономики и будет способствовать повышению конкурентоспособности региона на глобальных информационных платформах. Эта идея была выдвинута в исследовании «Новая цифровая революция: Интернет потребления и интернет производства», подготовленном Отделом развития производства и предпринимательства ЭКЛАК. Оно было представлено в августе 2015 г. в Мехико на Министерской конференции по информационному обществу в странах Латинской Америки, проведенной по инициативе ЭКЛАК. В нем подчеркивается значение интернет-технологий, цифровой экономики как фундаментального элемента экономического роста, социальной инклюзивности и устойчивого развития. [13]. Благодаря наличию общих институциональных рамок и норм единый цифровой рынок может значительно помочь в практической реализации региональных усилий, направленных на развитие цифровой экономики. Этому также будут способствовать выгоды от крупномасштабного производства и устранение дублирования функций.
23

СТРАТЕГИЯ ПОСТКОВИДНОГО РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ

24 С восстановлением экономики после пандемии, по мнению специалистов ЭКЛАК, роль цифровизации возрастает еще больше. Ее темпы в период пандемии значительно ускорились, особенно в передовых странах, и теперь для ликвидации отставания в этой сфере латиноамериканские государства должны умножить усилия. Как указывается в последних многочисленных докладах и исследованиях ЭКЛАК, широкое внедрение цифровых технологий имеет фундаментальное значение не только для преодоления нынешнего экономического кризиса в регионе, но и для противостояния будущим кризисам [15].
25 Вопросы стратегии посткризисного развития рассматриваются во всех последних работах ЭКЛАК. В наиболее концентрированной форме они сформулированы в специальном докладе «Всеобщий доступ к цифровым технологиям для преодоления последствий COVID-19», в котором, в частности, отмечены необходимость обновления стратегии цифрового развития и основные направления ее пересмотра на этапе восстановления экономики региона. По мнению экспертов ЭКЛАК одним из главных результатов периода пандемии являются изменения в моделях производства, спроса и бизнеса в пользу онлайн-каналов. Кризис, углубивший структурные диспропорции и неравенство, заставляет правительства государств ЛАКБ уделять первоочередное внимание вопросам социального благосостояния, трансформации производства и проблемам устойчивого развития. В период пандемии рыночная стоимость предприятий сектора электроники и цифровых услуг увеличилась, тогда как предприятия аналогового сектора подверглись влиянию противоположной тенденции из-за ограничений в их деятельности и разрушения международных цепочек поставок. Из анализа указанных тенденций делается вывод о неизбежности ускорения процессов цифровой трансформации производства и потребления в ближайшем будущем, модификации моделей инвестирования, в частности, за счет капиталовложений в развитие сетей 5G, пересмотра цепочек поставок с целью приближения поставщиков на основе создания региональных схем [16].
26 Новая реальность потребует перестройки деятельности государства, которое должно активизировать усилия в сфере электронного правительства не только в санитарно-эпидемиологической области, но во всем комплексе предоставления государственных услуг. В период пандемии правительства стран ЛАКБ приняли меры по развитию систем телесвязи, а также предприняли усилия по расширению доступности услуг интернет-компаний, обязав операторов предоставлять эти услуги по низким ценам. Были созданы каналы срочной связи через колл-центры, веб-сайты, приложения и социальные сети. Значительно вырос объем услуг, предоставляемых правительственными сайтами, в частности, благодаря применению автоматических систем связи, созданию платформ для дистанционной работы и образовательных программ. Вместе с тем специалисты ЭКЛАК констатируют, что для значительной части детей, живущих в странах региона (около половины детей от 5 до 12), дистанционное обучение недоступно в связи с бедностью их семей и отсутствием подключения к Интернету. Различия в уровнях доходов определяют право на образование и усиливают социально-экономическое неравенство [16, р. 24].
27 ЭКЛАК в своих рекомендациях намечает основные направления политики правительств в построении инклюзивного цифрового общества. В первую очередь, по мнению ее экспертов, для эффективного участия в цифровой «эпохе» необходимо обеспечить населению доступ к широкополосному высокоскоростному мобильному и стационарному Интернету. Это потребует значительных затрат на финансирование развития цифровой инфраструктуры, в частности, на прокладку оптоволоконных кабелей. Наиболее высоки эти затраты в Боливии и Сальвадоре, относящихся к числу беднейших стран ЛАКБ, в которых цифровая инфраструктура развита слабо. В других государствах региона соответствующие затраты значительно меньше. Специалисты ЭКЛАК оценили издержки на обеспечение бедных слоев населения ноутбуками, смартфонами и планшетами в пределах 1% ВВП [16, р. 25].
28 ЭКЛАК предлагает реализовать указанную задачу совместными усилиями государства и частных компаний путем создания специальных фондов, предоставляющих нуждающимся семьям потребительские субсидии. Эти фонды, преимущественно государственные, могут, по замыслу экспертов ЭКЛАК, давать право частным компаниям руководить их деятельностью на определенных условиях, в число которых может входить предоставление бесплатных услуг для широкого доступа к дистанционному образованию, здравоохранению, порталам электронного правительства. Дополнительно предлагается временно сократить налоги на импорт компьютеров, смартфонов и планшетов, снизить налоги на добавленную стоимость для местных производителей и провайдеров услуг, сотрудничающих с государством в решении задачи обеспечения доступа всех слоев населения к Интернету и цифровым услугам.
29 По мнению экспертов ЭКЛАК, важную роль в стратегии посткризисного развития должно сыграть регулирование, направленное на предотвращение процессов монополизации рынков и на защиту конкуренции. Необходимо уменьшить влияние механизмов конкуренции, действующих в пользу технологических гигантов, и в то же время не препятствовать развитию национальных и региональных компаний. При этом рекомендуется применять разные модели регулирования в отношении различных платформ: доступ к общей информации через поисковые системы, к персональным данным, к товарам и услугам, к финансовым ресурсам, к специалистам, системам платежей и кибервалютам.
30 Одним из методов регулирования является налогообложение технологических компаний, которое применяется во многих странах мира. Поскольку прямое налогообложение иностранных компаний зачастую затруднительно, так как они предоставляют свои услуги из-за границы, большинство государств используют косвенные налоги, прежде всего, налог на добавленную стоимость цифровых услуг. В мире этот налог применяют 77 стран, в том числе 12 латиноамериканских. В настоящее время все они действуют в одностороннем порядке, но эксперты ЭКЛАК считают, что в условиях расширения деятельности иностранных технологических компаний необходимо, чтобы государства мира активизировали усилия по выработке многосторонних соглашений о налогообложении иностранных фирм, предоставляющих цифровые услуги. Кроме того, расширение таких видов деятельности, как удаленная работа, информационные и коммуникационные технологии, разработка приложений роботизация, электронное здравоохранение, электронная торговля, также требуют выработки норм антимонопольного регулирования. Особого внимания необходимо уделить стратегии переговоров с крупными технологическими компаниями и платформами по вопросам о доступе к данным, о защите персональных данных, об интеллектуальной собственности. Под предлогом защиты свободы слова разработчики некоторых платформ выражают несогласие с требованиями национальных государств, касающимися удаления вредной информации. Апелляция к свободе слова вызывает опасения у экспертов ЭКЛАК, считающих, что, возможно, за ней кроются попытки цифровых гигантов установить контроль и господство на рынках других государств. Тем не менее в ЭКЛАК полагают, что необходимо разработать четкие нормы, чтобы найти баланс между ограничением вредного содержания и свободой слова.
31 Не менее важным направлением государственной политики специалисты ЭКЛАК считают повышение уровня цифровизации предприятий региона, прежде всего малых и средних, составляющих большинство предприятий в странах ЛАКБ. На них приходится около половины количества занятых в регионе. По уровню технологической оснащенности и по производительности труда такие предприятия значительно отстают от крупных, причем это отставание в государствах ЛАКБ в среднем в шесть раз выше, чем в Евросоюзе [1, р. 50]. Хотя более 90% предприятий в ЛАКБ имеют доступ к широкополосному Интернету, они недостаточно используют цифровые технологии в производстве, в отношениях с поставщиками и сбыте продукции. Причинами этого являются также недостаток квалифицированных кадров и финансовых ресурсов. Политика в области цифровизации предприятий должна разрабатываться правительством при участии предпринимателей с учетом специфики отдельных отраслей. Эта политика призвана обеспечить трансформацию управления производством путем использования цифровых технологий в процессах снабжения, переработки материалов, сырья, сбыта продукции. Для этого необходимо развивать систему информирования предпринимателей относительно выгод цифровизации, разрабатывать механизмы налоговых и кредитных льгот для МСП, финансирования стартапов, а также обеспечивать профессиональное обучение и подготовку специалистов в области цифровых технологий. Специалисты ЭКЛАК рекомендуют увеличить количество программ подготовки специалистов в области цифровых технологий в университетах, через центры занятости, посредством использования цифровых платформ, применение гибридных систем обучения, сочетающих традиционные формы образования с обучением на рабочем месте [1, р. 68].
32 Следующими приоритетами политики цифровизации являются безопасность и защита персональных данных. Правительства, как указывают эксперты ЭКЛАК, обязаны гарантировать гражданам защиту их личных данных даже в чрезвычайных условиях, вызванных пандемией. Необходимо определить степень ответственности чиновников и наказание за злоупотребления, касающиеся персональных данных, разработать механизмы их защиты, создать специальные компетентные органы.
33 Большое значение ЭКЛАК придает сотрудничеству и интеграции латиноамериканских стран в области цифровизации экономики. Некоторые интеграционные группировки — Общий рынок стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur), Тихоокеанский альянс (Alianza del Pacífico, AP), Карибское сообщество (Caribbean Community, CARICOM) — разработали планы, приняли решения о создании общих цифровых рынков в рамках своих зон (в Мезоамериканском проекте намечено создание единого цифрового пространства) и предпринимают усилия в данном направлении. В недавних исследованиях, касающихся данной проблемы, сотрудники ЭКЛАК отмечают необходимость налаживания координации между странами ЛАКБ, региональными и субрегиональными организациями в вопросах политики и норм сотрудничества в области цифровизации [17].
34 Эксперты ЭКЛАК настаивают на том, что успех политики цифровизации невозможен в условиях сохранения традиционной модели, основанной на социальных диспропорциях и сырьевой специализации. Представляя доклад «Перспективы латиноамериканской экономики 2020», подготовленный ЭКЛАК совместно с CAF и ОЭСР, бывший (до апреля 2022 г.) Исполнительный секретарь ЭКЛАК Алисия Барсена заявила: «Мы предполагаем, что число бедных в регионе за период пандемии увеличится на 45 млн человек. Социально-экономический кризис показывает, что смену модели развития более нельзя откладывать. Цифровизация может стать мощным ответом на вызовы постковидной эпохи только в случае, если она рассматривается как часть политики осуществления прогрессивных структурных изменений путем создания новых секторов экономики, высокооплачиваемых рабочих мест и инноваций» [18].
35 В более позднем докладе ЭКЛАК, ОЭСР и CAF «Перспективы латиноамериканской экономики 2021» указываются стратегические сектора экономики, развитие которых может способствовать структурной перестройке экономики и изменению модели развития. Это — автомобильная промышленность, прогресс которой связан с более широким применением цифровых технологий, фармацевтическая и медицинская отрасли, информационные технологии, новая энергетика, основанная на возобновляемых источниках энергии, устойчивое сельское хозяйство, развивающееся на базе цифровизации и биотехнологии, циркулярная экономика, направленная на экономное использование ресурсов, сокращение отходов. Перечисленные отрасли характеризуются высокой наукоемкостью, значительным потенциалом создания рабочих мест с достойной оплатой, высоким технологическим уровнем. Кроме того, их развитие будет способствовать охране окружающей среды [17, p. 143].
36 Эксперты ЭКЛАК подчеркивают, что страны ЛАКБ очень неоднородны, поэтому стратегия структурной перестройки, как и выхода из кризиса, не может быть одинаковой в разных государствах региона. Но в любом случае структурная перестройка невозможна без мобилизации финансовых ресурсов, для чего региональные организации предлагают ввести в странах ЛАКБ более прогрессивные налоговые системы, укрепить налоговые органы, сократить уход от налогов и неэффективные расходы государства.
37 В последние годы в работах экспертов ЭКЛАК, включая упомянутый доклад 2021 г., отмечается важная роль международного сотрудничества для облегчения перехода к новой модели развития и к новым социальным отношениям в регионе. Международная помощь необходима в первую очередь как дополнительный источник финансовых средств для решения проблем внешней задолженности, для увеличения инвестиций в экономику и социальную сферу, а также для расширения сотрудничества в целях цифровой трансформации экономик региона. Кроме того, в ЭКЛАК считают необходимым разработать более гибкое международное законодательство в отношении интеллектуальной собственности в области цифровых технологий, а также фармацевтической промышленности для облегчения цифровой трансформации экономики и здравоохранения [19, p. 158]. ЭКЛАК призывает государства ЛАКБ активно участвовать в международных переговорах, касающихся процессов цифровизации, отстаивать свои позиции и интересы [20].
38 Из обзора деятельности региональных организаций по разработке стратегии цифровизации экономики можно сделать вывод, что эти организации, прежде всего, ЭКЛАК, внесли важный вклад в ускорение процесса внедрения цифровых технологий в экономику и социальную жизнь стран ЛАКБ. Они последовательно анализировали проблемы развития цифровой революции в мире, причины отставания государств региона в этой области, привлекали внимание властей латиноамериканских стран к роли цифровизации в вопросах повышения уровня конкурентоспособности экономик, ускорения их развития, разрабатывали главные направления политики правительств. Большое значение для развития цифровых технологий имело создание по инициативе ЭКЛАК Министерской конференции по вопросам информационного общества, превратившейся в важный институт регионального сотрудничества, стимулирующий поступательное движение к созданию регионального цифрового общего рынка.
39 Цифровизация стала важной частью комплексной стратегии социально-экономического развития ЭКЛАК. Особую роль она стала играть в ходе применения стратегии восстановления экономики после кризиса 2020—2021 гг., представленной в работах региональных организаций этих лет. В этих работах подчеркивается, что в постковидную эпоху социально-экономическое развитие невозможно без цифровой трансформации. Последняя, в свою очередь, может быть успешной только при переходе к новой модели развития, в которой политика цифровой трансформации сочетается с социальной и промышленной политикой. В сфере социальной политики особую роль играет перераспределение доходов, так как социальное неравенство ограничивает рост и создает экономические и политические барьеры для внедрения новых технологий во все производственные системы [17, р. 78]. В области промышленной политики ЭКЛАК рекомендует странам региона развивать новые, технологически интенсивные отрасли, способствующие росту занятости и охране окружающей среды. Набор этих отраслей может быть различным в разных странах, но все они должны опираться на передовые цифровые технологии, чтобы соответствовать новому этапу технологической революции.
40 Эксперты региональных организаций рассматривают цифровизацию как один из важнейших элементов развития, способный ускорить выход из кризиса, вызванного пандемией. Вместе с тем они подчеркивают, что цифровизация может быть эффективной лишь в сочетании с политикой перехода к новой модели социального и промышленного развития. Иначе она приведет к углублению социальных, региональных и структурных диспропорций. Это положение, на котором специалисты ЭКЛАК настаивают во всех своих недавних работах, основано на анализе опыта стран ЛАКБ и других развивающихся государств. Оно ставит перед странами региона чрезвычайно сложную задачу, которую большинство развивающихся государств пытаются решить в течение многих лет, но сделать это удалось пока очень немногим. В основном это государства Юго-Восточной Азии со стабильными, в большинстве случаев авторитарными политическими системами, которые сумели воспользоваться длительным периодом подъема мировой экономики и роста мирового рынка для концентрации ресурсов и создания новых отраслей производства. В современных условиях мирового развития, для которых характерны крайняя неустойчивость, конфликтность, решение указанной выше задачи латиноамериканскими странами, где обнищание населения все больше обостряет социально-политические противоречия, не может не вызывать сомнения. Надежда на международное сотрудничество в переходе латиноамериканских государств к новой модели развития также довольно сомнительна (в свете ослабления всех международных экономических институтов, невыполнения многими странами норм международного права, эгоистической политики передовых государств).
41 Значительный риск для стран Латинской Америки, на наш взгляд, представляет повышение цен на сырьевые товары в период подъема мировой экономики после кризиса. Оно может существенно ослабить решимость правительств региона к проведению политики структурной перестройки экономики и ее технологическому перевооружению на основе цифровизации. Преодолеть препятствия, стоящие на пути технологического прогресса, которые связаны с традиционной моделью развития стран латиноамериканского региона, в обозримом будущем, скорее всего, не удастся. Это дает основание предполагать, что подобные препятствия, вероятно, будут тормозить цифровизацию экономики. Вместе с тем конкретные рекомендации региональных организаций будут содействовать развитию этих процессов в будущем, как и в прошлом.

References

1. CEPAL. Digital technologies for a new future, Santiago, 2021, 94 r. Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/46817/1/S2000960_en.pdf (accessed 10.01.2022).

2. Avi Goldberg, Catherine Tucker. Digital economy. Journal of economic literature. Chicago. 2019 March, Vol. 57, N 1, pp. 3-43. Available at: https://www.aeaweb.org/articles?id=10.1257/jel.20171452 (accessed 15.05.2021).

3. Raúl Katz. El ecosistema y la economía digital en América Latina. Fundación Telefónica, Editorial Ariel, CEPAL. Madrid, 2015, 425 p.

4. ITU. How broadband digitization and TCT regulation impact the global economy. Geneva, 2020, 60 p.

5. CAF. Hacia la transformación digital de América Latina y el Caribe: El Observatorio CAF del Ecosistema Digital. Caracas, 2017. 216 p. Available at: https://scioteca.caf.com/bit-stream/handle/123456789/1059/Observatorio%20CAF%20del%20ecosistema%20digital.pdf?sequence=7&isAllowed=y (accessed 12.01.2022).

6. Simonova L.N. Tsifrovaya transformatsiya ehkonomiki Latinskoj Ameriki. Latinskaya Amerika. M., 2022, № 5, ss. 8-27.

7. Ermol'eva Eh.G. Vliyanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologij na latino-amerikanskij rynok truda. Tekuschie izmeneniya v formakh zanyatosti. Latinskaya Amerika. M., 2021, № 4, ss. 7-22.

8. Revinova S.Yu., Chavarri Gal'ves D.P. Perspektivy razvitiya tsifrovoj ehkonomiki v stranakh Latinskoj Ameriki. Voprosy innovatsionnoj ehkonomiki. M., 2021, № 2, ss. 849-868.

9. Koval' A.G. Perspektivy razvitiya tsifrovoj ehkonomiki v Mercosur. Latinskaya Amerika. M., 2020, № 3, ss. 18-32

10. Dmitriy V. Razumovskiy, Yuri N. Moseykin. Digitalización en América Latina y oportunidades para empresas rusas. Iberoamérica, 2022, N 1, pp. 5-37.

11. CEPAL. Cambio estructural para la igualdad: una visión integrada del desarrollo, Santiago, 2012, 398 r.

12. CEPAL. Economía digital para el cambio estructural y la igualdad, Santiago de Chile, marzo de 2013, 132 r.

13. CEPAL. La nueva revolución digital: de la Internet del consumo a la Internet de la producción, Santiago, 2016, 100 p.

14. CEPAL. Innovación para el desarrollo: la clave para una recuperación transformadora en América Latina y el Caribe, Santiago de Chile, diciembre 2021, 101 p.

15. Mario Cimoli. Ciencia, tecnología e innovación para el desarrollo. Buenos Aires, diciembre de 2021. Available at: https://innovalac.cepal.org/3/sites/innovalac3/files/presentacion_documento_de_posicion.pdf (accessed 12.05.2022).

16. CEPAL. Universalizar el acceso a las tecnologías digitales para enfrentar los efectos del de COVID-19, 2020, Santiago. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/45938-universalizar-acceso-tecnologias-digitales-enfrentar-efectos-covid-19 (accessed 12.12.2021).

17. OECD, ECLAC, CAF. Latin American Economic Outlook 2021: Working together for a better recovery, Paris, 2021, 274 r.

18. CEPAL. Latin America and the Carribean. Digital transformation key to recovery and building back better, says new report, Santiago, 24 september, 2020. Available at: https://www.cepal.org/en/pressreleases/latin-america-and-caribbean-digital-transformation-key-recovery-and-building-back (accessed 9.12.2021).

19. CEPAL. Building a new future. Transformation recovery with equality and sustainability. Santiago, 2020, 235 r.

20. CEPAL. Datos, algoritmos y políticas: la redefinición del mundo digital, Santiago, 2018. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/43477-datos-algoritmos-politicas-la-redefinicion-mundo-digital (accessed 12.12.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate