Problems of gender inequality in Colombia at the present stage
Table of contents
Share
QR
Metrics
Problems of gender inequality in Colombia at the present stage
Annotation
PII
S0044748X0020681-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikita Kalinin 
Affiliation: St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Мateo R. Samper
Affiliation: Lobachevsky University
Address: Russian Federation, Nizhny Novgorod
Edition
Pages
70-83
Abstract

The article presents a brief study of the problems of gender inequality in the Republic of Colombia. Data from a number of human rights organizations, the government of Colombia and organizations at the UN were used to conduct the study. Colombian women are experiencing difficulties in education, employment and self-sufficiency, the problems of domestic violence and domestic patriarchy remain urgent, which puts many women in an oppressed position. Due to the unstable domestic political situation, the issue of security is acute. The authors conclude that Colombia is a country with a fairly high, although not critical, level of gender inequality. Gender inequality is an important problem for Colombian governmental and non-governmental organizations, the difficulties of achieving it are recognized by the officials of the Republic. These organizations have developed a number of programs to combat gender inequality, the implementation of which is proceeding with varying success.

Keywords
gender inequality, women, human rights, Colombia
Received
25.01.2022
Date of publication
27.07.2022
Number of purchasers
1
Views
223
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 Быть свободным означает не только избавиться от своих собственных цепей, но и жить так, чтобы улучшать и уважать свободу других. Нельсон Мандела
2 Гендерное неравенство представляет собой определенную характеристику социального устройства общества, в соответствии с которой различные гендерные группы мужчин и женщин обладают постоянными выраженными в той или иной степени различиями, неравными возможностями и потенциалами в обществе. Эмпирические данные показывают, что, как правило, гендерное неравенство означает притеснение прав женщин и является структурным почти во всех человеческих обществах.
3 В данном исследовании мы намерены рассмотреть влияние основных факторов на положение представительниц женского пола в Республике Колумбия, показав структуру и практику неравенства между женщинами и мужчинами, роль и вклад женщин в общество, а также определив основные сильные и слабые стороны в их положении с точки зрения прав и свобод человека. В этой связи проанализирована статистическая информация по гендерной проблематике.
4

НЕРАВЕНСТВО КАК ПОСЛЕДСТВИЕ НИЩЕТЫ

5 По данным Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) от 2017 г., женщины, особенно молодые, больше всего страдают от нищеты [1]. Они же подвергаются наибольшему риску вернуться к состоянию нищеты, если уже преодолели его. Эта ситуация является как причиной, так и следствием других проблем, затрагивающих главным образом девочек и подростков: ранняя беременность, нерегулярное питание, ранние браки, сложности в доступе к образованию и трудоустройству.
6 Колумбия является среднеразвитой страной, автономной в плане энергообеспечения и имеющей диверсифицированную экспортно ориентиро-ванную экономику. Валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения составляет 15,3 тыс. долл. (85-е место в мире), индекс человеческого развития (ИЧР) равен 0,761 (79-е место в мире) [2]. Однако в связи с политической нестабильностью, деятельностью наркокартелей и частных военных компаний (ЧВК), а также высоким уровнем коррупции страна лишается инвестиций, имеет неконкурентоспособную промышленность и сталкивается с проблемами обеспечения высокого уровня жизни населения. К концу 2021 г. сумма внешнего долга республики составила 65% ВВП, что делает Колумбию государством с крайне высокой долговой нагрузкой [2].
7 По данным Национального административного департамента статистики (Departamento Administrativo Nacional de Estadística, DANE) общее число работающих граждан Колумбии на 2021 г. составило 21,5 млн человек. Число безработных на начало 2022 г. оценивается в 738 тыс. человек. Если в мае 2020 г. в связи с начавшейся пандемией коронавируса уровень безработицы достигал 21,4%, то в мае 2021 г. он составлял уже 15,6%, а к февралю 2022 г. снизился до 12,9% [3]. Из состояния безработицы за последний год вышли более 400 тыс. человек: 246 тыс. мужчин и 157 тыс. женщин. Уровень безработицы в разбивке по полу составляет 10,6% для мужчин и 18,1% для женщин с разрывом в 7,5 процентных пункта [4].
8 Персональный доход является гарантией экономической независимости и дает возможность принимать решения о распределении экономических благ для удовлетворения своих потребностей и потребностей членов домохозяйства. Этот показатель является ключевым фактором, характеризующим экономическую самостоятельность индивидов.
9 Одна из наиболее релевантных проблем работающих женщин заключается в том, что многие из них трудятся в теневых секторах экономики, получая «черную» зарплату. Данное обстоятельство ставит сотни тысяч женщин в тяжелое положение, поскольку на них не распространяется государственное и наднациональное (принятое ООН) трудовое законодательство, обеспечивающее охрану труда и внимание к финансовому, физическому и моральному состоянию трудящихся. В этих условиях экономика приобретает все более спекулятивный и неравномерный характер. Огромные прибыли в теневом секторе, высокий уровень инфляции, крупные финансовые спекуляции — все это сопровождается разрастанием теневой занятости и сокращением сельскохозяйственного и промышленного секторов. Нельзя также не отметить ощутимый разрыв в доходах тех, кто живет в городах, и тех, кто проживает в сельских районах: доход городских трудящихся в среднем в 2,1 раза выше, чем сельских [5].
10 Женщины, живущие на селе, чаще сталкиваются с экономической дискриминацией. Как указывает профессор университета Миннесоты Грета Фридман-Санчес, приобретение и охрана собственности могут быть более трудным делом для женщин, даже если их заработная плата эквивалентна той, которую получают мужчины (что бывает далеко не всегда) [6]. Препятствия, с которыми сталкиваются женщины для приобретения и владения собственностью, могут быть куда значительнее тех, с которыми сталкиваются мужчины. Отдельной проблемой является дискриминация женщин со стороны банков, которые отказывают им в кредитах. Из-за этого очень часто женщины должны объединять больше финансовых ресурсов (наследство, собственные сбережения, семейные ссуды, ссуды из фондов работников, государственные субсидии), чтобы приобрести собственность [6].
11 Аграрная политика Колумбии долгое время разрабатывалась не с учетом гендерных различий, а на основе патриархальных порядков, в рамках которых главами домашних хозяйств были мужчины, не учитывающие мнения женщин. Это является главной причиной проблем, касающихся доступа женщин к пользованию собственностью. Из-за регулярных вооруженных конфликтов местного значения население страны вынуждено часто перемещаться с насиженных мест. К этому добавляются сексуальное, физическое, экономическое и имущественное насилие, которому подвергаются женщины в сельской местности. Проблема собственности является одним из главных препятствий к достижению гендерного равенства, так как владение собственностью аналогично экономической свободе [7].
12 В Латинской Америке количество женщин, участвующих в предпринимательской деятельности, существенно меньшее, чем в развитых странах Европы, Северной Америки и Азии. При этом в регионе женское предпринимательство разнообразно и охватывает практически все сектора экономики. Однако гендерные различия по-прежнему важны, особенно когда речь идет о стимулах и первоначальном капитале для осуществления предпринимательской деятельности: у колумбийских женщин недостаточно возможностей, чтобы начинать бизнес, даже если они обладают соответствующими способностями и знаниями. «Женские» предприятия очень редко вырастают до уровня крупной компании. Большинство из них остаются частными инициативами по самозанятости и насчитывают не более пяти сотрудников. К тому же отмечается, что в вопросе предпринимательства встает проблема двойной бухгалтерии: очень часто имущество женщины-предпринимателя в рамках бизнеса не отделяется от имущества ее семьи [8].
13 По данным за 2018 г., коэффициент Джини составил 0,51 по всей стране (для сравнения, в США в среднем 0,45) [9]. Согласно данным Всемирного банка, Колумбия является четвертой среди стран ЛАКБ с наибольшим социальным неравенством по коэффициенту Джини [5]. По данным Национального административного департамента статистики, в 2020 г. 42,5% населения пребывало в состоянии бедности, по сравнению с 2019 г. эта доля выросла на 6,8 процентных пункта (35,7% в 2019 г.) [2]. В общей сложности более 21,02 млн человек проживают менее чем на 300 долл. в месяц, что, по данным DANE, является чертой бедности в Колумбии. Ситуацию усугубляет и то, что 7,47 млн колумбийцев живут менее чем на 150 долл. в месяц, то есть в условиях крайней нищеты, а их доход не позволяет им потреблять необходимое для хорошего физического самочувствия количество калорий. Совсем катастрофичным кажется то, что 2,78 млн человек живут менее чем на 75 долл. в месяц [10]. Помимо этого 2,4 млн колумбийцев едят не более двух раз в день [2].
14 По данным DANE, пандемия коронавируса усугубила проблему социального неравенства. Средний класс значительно обеднел: если в 2019 г. к данной социальной категории причислялось 14,7 млн человек, то в 2020 г. — 12,5 млн человек [11]. Из-за пандемии ВВП Колумбии в 2020 г. упал на 6,8% [12]. На данный момент около половины экономики относится к неформальному сектору несмотря на то, что правительство ввело обязательную официальную процедуру заключения трудового договора. Число граждан за чертой бедности увеличилось, финансовой и социальной помощи, оказываемой правительством, явно не хватает. Лишь некоторые семьи получают средства, выделяемые властями в рамках социальной программы помощи наиболее уязвимым слоям населения. Растущий уровень нищеты, затрагивающий большинство населения страны, привел к тому, что эксперты Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, настаивали на том, что «сохранение такого уровня нищеты в стране, где экономика постоянно развивается, является аномалией» [2].
15

НЕРАВЕНСТВО КАК ПОСЛЕДСТВИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

16 Республика Колумбия по своему нынешнему положению близка к вхождению в категорию failed state — государств, утративших внутренний суверенитет. Это связано с тем, что значительную часть внутренней территории страны контролируют такие радикальные военизированные группировки, как FARC-диссиденты (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia), ELN (Ejército de Liberación Nacional), представители крупнейшего наркокартеля Clan del Golfo и др. [13] (см. рис. 1-3).
17 Военизированные группировки и вступившие в коллаборацию с ними наркокартели контролируют довольно крупные регионы страны, оказывая серьезное влияние на государственную администрацию, либо же создавая собственные органы власти, фактически занимающиеся административно-хозяйственным регулированием тех или иных территорий. Исходя из этих данных, мы можем заключить, что Богота вынужденно делегирует полномочия по защите населения и охране правопорядка многочисленным наркокартелям и ЧВК. Женщины являются особенно уязвимой категорией граждан в условиях военных действий. По данным правозащитной организации Corporación Humanas, в районе Монтес де ла Мария, располагающемся между департаментами Сукре и Боливар, 91,2% жертв среди мирного населения от столкновений военизированных группировок были женщины и дети [14]. Есть основания полагать, что население (в особенности женское), проживающее в сфере влияния наркокартелей и ЧВК, не имеет гарантированной социальной и экономической защиты [15].
18

Рис. 1.

Карта активности радикалов FARC-диссидентов

19

20

Примечание. Красным указан юго-восточный блок, синим — фракция «Новая Маркеталия», зеленым — фракция «33-й фронт». Идеология FARC-диссидентов включает в себя марксизм-ленинизм и боливарианизм.

21 Источник: неправительственная организация Indepaz (Instituto de estudios para el desarrollo y la paz). Available at: www.indepaz.org.co
22 Нестабильное положение в стране осложняет нормальное функционирование нормативно-правовых отношений, связанных с собственностью. Эту проблематику подробно разрабатывала американский профессор Донни Миртенс, которая указывала на проблему прав собственности на землю у так называемых «перемещенных граждан», вынужденных продать или просто оставить свои жилища из-за военных действий или настойчивых угроз различных компаний, заинтересованных в получении того или иного участка земли. Миртенс подчеркивает, что женщины являются особенно уязвимой категорией в данном вопросе, так как они чаще становятся жертвами насилия и финансовых махинаций, чем мужчины. Право собственности на землю, а точнее его эфемерность в колумбийских условиях, остается важнейшей проблемой для женщин, которые часто оказываются лишенными возможности осуществлять юридический контроль над недвижимостью [16].
23

Рис. 2.

Карта активности леворадикальной партизанской группировки ELN

24

25 Примечание. Идеология ELN включает в себя марксизм, геваризм, теологию освобождения. Источник: Available at: www.indepaz.org.co
26

Рис. 3.

Карта активности наркокартеля Clan del Golfo

27

28

Источник: Available at: www.indepaz.org.co

29

ИНДЕКС СВОБОДЫ FREEDOM HOUSE КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА

30 В нашем исследовании по вопросу гендерного неравенства в Колумбии мы будем опираться на информацию неправительственной организации Freedom House, которая располагает подробными данными об уровне политических прав и гражданских свобод в Колумбии. Обращение к данным Freedom House является релевантным, так как общий уровень свободы в стране непосредственно связан с уровнем гендерного неравенства.
31 Согласно статистике Freedom house [9], Колумбия считается частично свободной (partly free) страной с индексом свободы в 65/100 (российский индекс свободы гораздо ниже — всего 20/100). В паспорте Республики Колумбия на официальном сайте Freedom house утверждается: «Колумбия является одной из старейших демократий в Латинской Америке, однако там широко распространено насилие и серьезно нарушаются права человека. […] Колумбия по-прежнему сталкивается со значительными проблемами в деле укрепления мира и обеспечения политических прав и гражданских свобод за пределами крупных городских районов» [9].
32 Приведенная характеристика является типичной для стран латиноамериканского региона. Несмотря на традиции демократического республиканизма, Колумбия, как и многие соседние государства, сталкивается с проблемами, связанными с соблюдением прав человека. Индекс свободы Freedom House вычисляется по разделам, подразделенным на конкретные критерии. Эти разделы включают в себя электоральный процесс (A), политический плюрализм и состязательность (B), функционирование правительства (C), свободу слова и мнения (D), права ассоциаций и организаций (E), верховенство закона (F), личные автономию и права (G) [9].
33 В ходе вычисления индекса колумбийской свободы нам особенно интересны два последних раздела. Третий критерий фактора F, за который Колумбия получила 2/4 баллов, звучит как: «Существует ли защита от незаконного применения физической силы, а также от войн и мятежей?» [9]. По оценке экспертов Freedom House, в некоторых районах Колумбии, прежде всего в зонах, богатых ресурсами, и т.н. коридорах наркотрафика «остатки партизанских формирований, включая как ELN, так и диссидентские группировки FARC, и военизированные группировки регулярно издеваются над гражданским населением, особенно в районах выращивания коки. В 2020 г. строгая изоляция, связанная пандемией COVID-19, привела к многочисленным преступлениям, совершенным вооруженными группами против населения под видом соблюдения карантина. […] Indepaz зарегистрировал 91 массовое убийство» [9].
34 За немаловажный для нас критерий «Гарантируют ли законы, политика и практика равное отношение к различным слоям населения?» Колумбия получила 2/4 баллов [7]. Приведем описание, характеризующее этот критерий: «Правовая база обеспечивает защиту от различных форм дискриминации по признаку пола, расы и этнической принадлежности, сексуальной ориентации и гендерной идентичности и других категорий, правительство принимает ряд мер для обеспечения соблюдения этих мер защиты. Тем не менее некоторые уязвимые группы на практике сталкиваются с серьезными трудностями. […] Женщины сталкиваются с дискриминацией в сфере занятости и сексуальными домогательствами на рабочем месте, а также с насилием по признаку пола. Число убийств женщин резко возросло в 2020 г., и женщины также несоразмерно пострадали в результате экономических потрясений, вызванных локдауном из-за пандемии» [7].
35 При этом Freedom House довольно высоко оценивает Колумбию по третьему критерию раздела G «Пользуются ли люди личными социальными свободами, включая выбор партнера по браку и размер семьи, защиту от насилия в семье и контроль за внешним видом?» — 3/4 баллов [7]. Вот, что указано в пояснении: «Личные социальные свободы, связанные с браком и разводом, в значительной степени соблюдаются. В 2016 г., после нескольких лет противоречивых судебных и административных решений, касающихся однополых союзов, Конституционный суд проголосовал за их легализацию. В октябре 2018 г. Конституционный суд подтвердил постановление 2006 г., разрешающее аборты в случаях изнасилования или инцеста, тяжелых пороков развития плода или угрозы жизни матери, но отказ Конгресса принять имплементационные правила создал путаницу в сфере здравоохранения. Дело, касающееся уголовных наказаний за аборты, оставалось на рассмотрении суда по состоянию на конец 2020 г.» [9]. Хотя степень соблюдения прав человека и гендерное неравенство в Колумбии не являются безнадежными, в данной сфере наблюдаются долгосрочные кризисные тенденции.
36

«ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД»: ПОДРОБНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ПОЛОЖЕНИИ КОЛУМБИЙСКИХ ЖЕНЩИН

37 Приведем статистику сексуального насилия в колумбийском обществе, составленную Национальным институтом судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в 2018 г. [17]. Сексуальное насилие серьезно затрагивает девочек и девушек-подростков в Колумбии. В 2018 г. более половины (63,9%) от общего числа жертв сексуального насилия в стране составляли девочки в возрасте до 18 лет.
38 Значительной проблемой является домашнее насилие, касающееся девочек и женщин, физически и морально страдающих от действий своих родственников (как правило, мужчин). Низкий уровень жизни, устоявшиеся традиции быта и консервативный католицизм делают многие колумбийские семьи (особенно проживающие в сельской местности) крайне патриархальными. По статистике, 23,9% женщин страдают от физических издевательств со стороны своего партнера, 39,9% женщин испытывают моральное угнетение, действия 57,9% женщин подвергаются регулярному контролю, а 31,1% женщин стали жертвами экономического и имущественного насилия со стороны партнеров [17]. Эксперты некоммерческой организации Corporación Humana оценивают средний уровень домашнего насилия в отношении женщин в 70,3% от общей численности всех женщин [17].
39 Низкое правовое воспитание колумбийских мужчин провоцирует в них деспотичный патернализм, от которого страдают женщины. Согласно статистике министерства здравоохранения и социальной защиты, распределение домашних обязанностей тесно связано с традиционными гендерными ролями. Опрос девушек в возрасте от 15 до 19 лет показал, что девушки-подростки тратят 80-90% своего свободного времени на хозяйственные дела [17]. По данным Обсерватории гендерного равенства ЛАКБ, колумбийские женщины в среднем 32,9 часа в неделю заняты неоплачиваемым трудом, а 19,8 часов — оплачиваемым [18].
40 Кроме того, среди колумбийских женщин очень высока доля так называемого преждевременного материнства. Согласно статистике (DANE, 2019 г.), в группе девочек от 10 до 14 лет было зарегистрировано 5362 рождения, а в группе девочек-подростков от 15 до 19 лет — 121 118 рождений детей [19]. В случае материнства у девочек в возрасте от 10 до 14 лет появление ребенка считается результатом сексуального насилия.
41 Значительной проблемой является женское образование. Несмотря на наличие формального равенства в доступе к образованию для девочек и мальчиков, причины отчисления из школы часто связаны с гендерными критериями. Согласно данным министерства здравоохранения, многие девушки в возрасте от 13 до 24 лет вынуждены покидать учебные заведения из-за беременности, брака или необходимости ухаживать за детьми. Согласно исследованию, проведенному организацией United Nations International Children's Emergency Fund ( UNICEF) в 2019 г. о положении девочек и подростков в сфере образования в Кауке — одном из 32 колумбийских департаментов, — 96% девочек в возрасте от 10 до 14 лет испытывали издевательства в своем учебном заведении, в частности, на сексуальной почве [18].
42 Необходимо обратить внимание на гендерный баланс во властных структурах Колумбии. По данным Обсерватории гендерного равенства, доля женщин в правительстве страны составляет 50%, что ставит Колумбию на четвертое место после Коста-Рики, Никарагуа и Испании среди 40 иберийских стран (например, в более развитых Бразилии и Аргентине эта доля составляет 4,9% и 13,3% соответственно, а средний по всем странам уровень составляет 28,5%) [17], что говорит о положительной динамике феминизации структуры госуправления. В Колумбии действует закон о квоте, предусматривающий 30-процентное представительство женщин на административных должностях [20]. Предусмотрены меры по контролю за соблюдением установленных стандартов. Колумбия активно продвигает программу сертификации систем контроля гендерного равенства [11], чтобы ликвидировать институциональные препятствия гендерного равенства в госучреждениях, предприятиях и учебных заведениях.
43 Профессор университета Нью-Мексико, автор исследования «Женщины в политической власти в Латинской Америке», Мала Хтун показывает картину неполного равенства в представительстве женщин, выдвигает и доказывает теорию о том, что законы электоральной состязательности заставляют мужчин-кандидатов маргинализировать женщин-кандидатов, дискриминируя их по логике «слабого пола». Используя данные опросов Latinobarómetro, М.Хтун доказывает, что увеличение числа женщин во властных структурах вызывает чувство большего доверия к власти и способствует появлению более позитивных оценок процесса управления. Между тем, использование гендерных квот и принятие «политики равенства» не является эффективным средством для реформирования властных учреждений. Согласно выводам М.Хтун, депутаты-женщины входят в те же парламентские комитеты, что депутаты-мужчины, но при этом, как правило, не добиваются в них руководящих постов. Автор приводит доказательства, что женщины-депутаты более ответственно относятся к своей работе и менее склонны к коррупции, чем депутаты-мужчины [21].
44 Важным показателем гендерного равенства является соотношение мужчин и женщин в правоохранительных органах. В Колумбии по состоянию на июль 2021 г. доля женщин составляет 14,23% от общего числа полицейских (средний уровень по Латинской Америке составляет 13%). Это свидетельствует о том, что в настоящее время профессиональные возможности женщин расширяются. М.Хтун отмечает, что женщины-полицейские более беспристрастны в ходе выполнения профессиональных обязанностей и способны избегать прямой конфронтации и насилия [22].
45

ЧТО СДЕЛАНО И ЧТО ДЕЛАЕТСЯ?

46 В ст. 43 Конституции Колумбии 1991 г. зафиксировано, что мужчины и женщины имеют равные права, что любая дискриминация по признаку пола или иного статуса запрещена. Там же содержится настоятельный призыв обеспечить реальное и эффективное гендерное равенство. Колумбия ратифицировала все существующие международные договоры по правам человека и, в частности, по правам женщин, добилась значительного прогресса в разработке законов, направленных на поощрение гендерного равенства и обеспечение прав женщин [23]. Важное значение имеют следующие документы: Конвенция на XI Региональной конференции по положению женщин в ЛАКБ, принятая в г. Бразилиа в 2008 г.; Конвенция Санто-Доминго, подписанная странами-участницами на XII Региональной конференции по положению женщин в ЛАКБ в 2013 г.; Резолюция VII Статистической конференции государств ЛАКБ в 2013 г; создание Экономической комиссии для ЛАКБ в 2013 г.; Конвенция Первого совещания Региональной конференции по народонаселению и развитию ЛАКБ в Монтевидео в 2013 г.; Конвенция Кито, выработанная на X Региональной конференции по положению женщин в ЛАКБ (2007 г.). В последнем документе страны региона выражают согласие с необходимостью обеспечить юридическое признание неоплачиваемого труда, принимая в расчет участие женщин в развитии экономики и повышении благосостояния страны, в частности в домохозяйствах.
47 Примерами борьбы с гендерным неравенством на высшем уровне являются руководящие принципы государственной политики по обеспечению гендерного равенства для женщин, утвержденные законодательно. Таковыми документами являются План обеспечения жизни женщин без насилия, принятый в 2012 г., Закон «О жертвах и реституциях» (2011 г.), содержащий важные положения о гендерном равенстве, а также Закон N 1257 (2008 г.), «устанавливающий стандарты информирования, предупреждения и наказания в случае применения насилия и дискриминации в отношении женщин», и Закон N 1719 «О мерах по обеспечению доступа к правосудию для жертв сексуального насилия, в частности, сексуального насилия во время вооруженного конфликта» (2014 г.) и другие [16]. Колумбия разработала национальную политику гендерного равенства в отношении женщин в соответствии с Национальным планом развития на 2010—2014 гг. «Процветание для всех», принятым законом N 1450 от 2011 г., в ст. 177 которого выражается готовность правительства осуществлять государственную политику гендерного равенства [16]. Кроме того, ст. 29 Закона N 731 2002 г. предписывает правительству и, в частности, министерству труда «следить за соблюдением законодательства, устанавливающего равные условия труда, с особым вниманием относиться к соблюдению принципа равной оплаты за равный труд в сельских районах в целях ликвидации неравенства между мужчинами и женщинами, проживающими в сельской местности».
48 Закон N 823 от 2003 г. с поправками, внесенными в 2011 г. Законом N 1496, устанавливает правила обеспечения равных возможностей для женщин. Его цель заключается в создании институциональной основы и руководстве политикой и действиями правительства, направленными на обеспечение равенства и равных возможностей для женщин без установления различия между государственным и частным секторами. Следует также упомянуть про Закон N 731 от 2002 г., цель которого заключается в «повышении качества жизни сельских женщин путем уделения первоочередного внимания малоимущим женщинам и принятия конкретных мер, направленных на ускорение установления равенства между сельскими женщинами и мужчинами». Закон N 1232 от 2008 г. предусматривает особую защиту женщин, возглавляющих домашние хозяйства. Закон N 1257 предписывает национальному правительству разрабатывать, осуществлять и обновлять «комплексные национальные стратегии, планы и программы по предупреждению и искоренению всех форм насилия в отношении женщин» [16].
49 К сожалению, несмотря на растущее признание гендерного равенства в качестве катализатора устойчивого развития, неравенство полов по-прежнему сохраняется во всем мире, в том числе и в Колумбии. Нынешние механизмы по преодолению гендерного неравенства являются неустойчивыми в связи с изменениями в политической ситуации, демографическими и эпидемиологическими тенденциями, провоцирующими увеличение количества неимущих и безработных граждан. Необходимо прилагать больше усилий, направленных на реализацию уже существующих программ, и разработать новые, которые обеспечивали бы всеобщий доступ к официальному рынку труда и продуктам питания и способствовали бы искоренению всех форм эксплуатации.
50 Несмотря на важное значение женщин для рынка труда и их доказанный вклад в процветание и эффективность экономики, трудовой и экономический потенциал женщин использован лишь частично, с ущербом как для них самих, так и для экономической системы в целом. Женщины в меньшей степени участвуют в рынке труда, чем мужчины, они заняты в неформальном секторе экономики, получают меньшую плату за свою работу, их доступ к механизмам социальной защиты является ограниченным. Важно также, чтобы отцы, матери, дети и общество в целом имели инструменты и навыки для изменения тех гендерных норм, которые препятствуют всестороннему развитию детей и подростков и которые лежат в основе насилия и дискриминации по признаку пола.
51 Необходимо обеспечить широкий доступ к системе образования. Именно получение достойного образования является ключом к успешной карьере, которую далеко не все колумбийские женщины имеют возможность выстроить. Отсутствие полноценного образования приводит к социальной сегрегации, масса женщин не могут получить высококвалифицированную и хорошо оплачиваемую работу.
52 Однако, несмотря на сохраняющиеся проблемы, в социальной сфере достигнут значительный прогресс, поскольку доступ к начальному образованию и здравоохранению расширился. Заметно сократилась неграмотность. Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни, появились более широкие возможности для получения государственных услуг, меняется жилищная политика. При этом неоплачиваемая работа в домохозяйствах осуществляется в основном женщинами, этот труд является важным вкладом в экономическое и социальное развитие страны.
53 Расширение прав и возможностей женщин и сокращение гендерного разрыва в здравоохранении, образовании, на рынках труда и в других областях приводят к сокращению нищеты, ускорению экономического роста, повышению производительности сельского хозяйства, росту устойчивости общин, улучшению качества питания и доступности образования для мальчиков и девочек. И, наоборот: если не устранить гендерное неравенство и дискриминацию в отношении женщин, это будет препятствовать достижению целей в области устойчивого развития.
54 Закончить изложение мы бы хотели цитатой великой женщины — мексиканской художницы Фриды Кало, заставившей миллионы людей поверить в мужество и бесстрашие женской натуры: «Иногда нужно забыть, что ты чувствуешь, и вспомнить, чего ты заслуживаешь».

References

1. Programma razvitiya OON. Ofitsial'nyj sajt OON. Available at: https://www.un.org/ru/ga/undp/ (accessed 24.01.2022).

2. Análisis: cómo está el país en pobreza, desigualdad, equidad de género. Portafolio, 24.06.2021. Available at: https://www.portafolio.co/economia/gobierno/panorama-de-colombia-en-pobreza-desigualdad-equidad-de-genero-553304 (accessed 28.12.2021).

3. En todo 2021, la tasa de desempleo fue de 13,7% y hubo 3,35 millones de desocupados. Available at: https://www.larepublica.co/economia/tasa-de-desempleo-en-2021-3294798 (accessed 10.01.2021).

4. Convocatorias del Fondo Multidonante de las Naciones Unidas para el Sostenimiento de la Paz en Colombia. Fongo europeo para Paz, 25.06.2021. Available at: https://www.fondoeuropeoparalapaz.eu/project/convocatorias-del-fondo-multidonante-de-las-naciones-unidas-para-el-sostenimiento-de-la-paz-en-colombia/ (accessed 17.12.2021).

5. Cota I. El dilema de Colombia: las raíces económicas del hartazgo. El Pais, 23.05.2021. Available at: https://elpais.com/economia/2021-05-23/las-raices-economicas-del-hartazgo-en-colombia.html (accessed 21.11.2021).

6. Friedemann-Sánchez G. Assets in intrahousehold bargaining among women workers in Colombia's cut-flower industry. Feminist Economics, 2006, N 12(1-2), pp. 247-269. DOI: 10.1080/13545700500508551.

7. Blandón B., Ávila V.S., María A. Reforma Rural Integral y construcción de paz para las mujeres en Colombia. Estudios Políticos (Universidad de Antioquia), 2021, N 62, pp. 152-182. DOI: 10.17533/udea.espo.n62a07.

8. Amorós J.E., Terjesen S. Female Entrepreneurship in Latin America and the Caribbean: Characteristics, Drivers and Relationship to Economic Development. European Journal of Development Research, 2010, N 22(3), pp. 313-330. DOI: 10.1057/ejdr.2010.13.

9. Freedom house. Freedom in the world 2021, Colombia. Available at: https://freedomhouse.org/country/colombia/freedom-world/2021 (accessed 02.01.2022).

10. Sierra C. S. Más de 21 millones de personas viven en la pobreza y 7,4 millones en pobreza extrema. La República. Available at: https://www.larepublica.co/economia/mas-de-21-millones-de-personas-viven-en-la-pobreza-y-74-millones-en-pobreza-extrema-3161813 (accessed 22.01.2022).

11. Tseli v oblasti ustojchivogo razvitiya OON. Available at: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (accessed 17.12.2021).

12. Colombia es cada vez más desigual, asegura el Dane. Portafolio, 12.06.2019. Available at: https://www.portafolio.co/economia/colombia-es-cada-vez-mas-desigual-asegura-el-dane-531503 (accessed 12.12.2021).

13. Lecciones aprendidas de los conflictos armados en Colombia y Guatemala para prevenir la violencia contra niñas y mujeres. Colombia Humanos, 18.11.2021. Available at: https://www.humanas.org.co/lecciones-aprendidas-de-los-conflictos-armados-en-colombia-y-guatemala-para-prevenir-la-violencia-contra-ninas-y-mujeres/ (accessed 28.12.2021).

14. ¿Qué hay detrás del aumento de homicidios en lo que va del año? El Tiempo, 01.06.2021. Available at: https://www.eltiempo.com/justicia/delitos/balance-de-homicidios-en-colombia-aumentaron-21-en-2021-600015 (accessed 27.12.2021).

15. Defensorxs de los Derechos Humanos en Colombia: “En estas movilizaciones lo artístico era como el fuego” Casa de la mujer, Parte 1, 20.12.2021. Available at: https://www.casmujer.com/?s=Colombia (accessed 25.01.2021).

16. Meertens D. Forced displacement and women's security in Colombia. Disasters, 2010, April, N 34. DOI: 10.1111/j.1467-7717.2010.01151.x.

17. Informe: Violencias sexuales y otras violencias contra mujeres en el contexto del Paro Nacional de Colombia 2021. Corporación Jirídica Libertad, 04.11.2021. Available at: https://cjlibertad.org/comunicaciones/1.%20Informe%20VBG%20Paro%20Nacional%20-%20CIDH%20-%20Versión%20pública.pdf (accessed 12.12.2021).

18. Fortalecimeinto del movimiento de mujeres de Cauca, a partir del posicionamiento de la “Agenda de la paz de las mujeres de la Cauca:juntas forjando paz, con justicia social y equailidad de género (Vigencia 2019-2031)”. Corporación de mujeres ecofeministas comunitar. Available at: http://www.comunitar.org.co/index.php/procesos/86-fortalecimiento-del-movimiento-de-mujeres-del-cauca-a-partir-del-posicionamiento-de-la-agenda-de-paz-de-las-mujeres-del-cauca-juntas-forjando-paz-con-justicia-social-y-equidad-de-genero-vigencia-2019-2031 (accessed 10.01.2022).

19. A dos años del 21N, víctimas de violencia policial exigen que Colombia y el mundo sepan quién dio la orden. Defender la Libertad, 18.11.2021. Available at: https://defenderlalibertad.com/?s=Colombia+mujeres (accessed 02.01.2021).

20. Tiempo total de trabajo. Observatorio de Igualdad de Género de América Latina y el Caribe. ONU. Available at: https://oig.cepal.org/es (accessed 01.01.2022).

21. Mala H. Women in Political Power in Latin America, 2002, Sweden, Stockholm: International IDEA, 113 p.

22. Hernández-González Á.U., Echeverry-Petti L.M., Cortés-Olarte G.A. Caracterización, inclusión y participación de la mujer policía en Colombia. Análisis 1994 – 2021. Revista Logos Ciencia & Tecnología, 2021, October, N 13(3), pp. 8-19. DOI: 10.22335/rlct.v13i3.1445.

23. Olarte G.T. ¿Tendrá mujeres la mesa de negociación? INDEPAZ, 09.09.2021. Available at: http://www.indepaz.org.co/si-hubo-masacre-policial-en-el-paro-nacional/ (accessed 11.12.2021).

Comments

Gracias por mostrar la realidad social y política en América latina, espero algún día la desigualdad se pueda mejorar y te respeto mucho Mateo por qué tú y tu colega escribieron un artículo de tal magnitud en ruso, espero algún día puedas ser un gran Diplomático.
Write a review
Translate