Страны BRICS и Аргентина: потенциал взаимодействия. Навстречу саммиту в Бразилии
Страны BRICS и Аргентина: потенциал взаимодействия. Навстречу саммиту в Бразилии
Аннотация
Код статьи
S0044748X0004363-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Яковлева Наиля Магитовна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки, РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
5-19
Аннотация

В статье рассматривается актуальный этап межгосударственных отношений между Аргентиной и странами, входящими в неформальное межгосударственное объединение BRICS, анализируются состояние и перспективы развития экономических связей и двусторонней торговли. Автор определяет причины интереса аргентинских лидеров к взаимодействию с BRICS, прослеживает траекторию их участия в саммитах группы, выделяет факторы, которые в перспективе могут способствовать вхождению Аргентины в состав группы и возможные последствия такого шага. Подчеркивается роль России в привлечении этой южноамериканской страны к работе в различных форматах BRICS и анализируется современное состояние двустороннего сотрудничества.

Ключевые слова
Аргентина, BRICS, Россия, двустороннее сотрудничество, торговля, саммиты
Классификатор
Получено
04.03.2019
Дата публикации
28.03.2019
Всего подписок
95
Всего просмотров
1960
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 Неформальное экономическое объединение крупнейших развивающихся государств, получившее в 2001 г. название BRIC (Brazil, Russia, India, China), c течением времени претерпело существенную эволюцию по ряду параметров. Во-первых, число участников возросло до пяти, и объединение стало именоваться BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa). Во-вторых, заметно трансформировались международный статус и социально-экономическое положение каждого члена группы, которая в посткризисное десятилетие стала более гетерогенной. Изменился и внешний пейзаж, где наблюдается очевидное перераспределение ролей между центрами силы и влияния, обостряется борьба альтернативных концепций мирового развития1. Столь кардинальные сдвиги в мировой политике и экономике не могли не отразиться на деятельности объединения. Приспосабливаясь к данным изменениям и откликаясь на новые вызовы, «международное объединение особого типа» расширило первоначальную повестку деятельности и открыло, как справедливо считает российский ученый Владимир Михайлович Давыдов, «процесс собственной институционализации»2. По мере превращения в глобального актора блок постепенно «освоил» инновационные организационные формы. Начав в 2006 г. с многосторонних консультаций, встреч на министерском уровне, консультаций финансовых структур, к 2014 г. BRICS функционировал уже в двух десятках форматов, главным из которых являются саммиты лидеров стран-членов.
2

Саммиты BRICS — диалог лидеров

 

Саммиты группы проходят ежегодно, место (страна) их проведения определяется порядком букв в аббревиатуре. К настоящему времени состоялось десять встреч на высшем уровне. На них обсуждаются вопросы, касающиеся деятельности объединения, а также текущие проблемы мировой повестки, такие, как глобальный экономический кризис, продовольственная безопасность, реформирование ООН. Как правило, по окончании работы саммита подписываются различные документы — заявления, меморандумы, рамочные соглашения, итоговые декларации. На некоторых саммитах принимались особо важные решения, касающиеся либо расширения числа участников блока, либо создания необходимых базовых механизмов работы.

3 Так, на третьем саммите в группу была официально включена Южно-Африканская республика, которая в 2010 г. выразила желание присоединиться к BRIC. В ходе пятого саммита лидеры пяти стран достигли договоренности о создании Нового банка развития, призванного финансировать инфраструктурные проекты и проекты устойчивого развития в государствах BRICS и развивающихся странах, а также Пула валютных резервов для использования в чрезвычайных ситуациях. Среди итоговых документов были соглашения о совместном финансировании сотрудничества в сфере «зеленой экономики» и об участии в инфраструктурных проектах в Африке, декларации об образовании Делового совета BRICS и Консорциума экспертных центров. На шестом саммите были подписаны документы об учреждении Нового банка развития и Пула валютных резервов, а на восьмом достигнута договоренность о создании рейтингового агентства BRICS.
4 Помимо выработки подходов к решению экономических и финансовых вопросов странам объединения в ходе последних саммитов удалось подтвердить принципиальное единство подходов по актуальным международным политическим проблемам, договориться о создании специализированных структур BRICS, обсудить форматы сотрудничества с государствами, не являющимися членами блока. В работе большинства саммитов BRICS принимают участие приглашенные главы государств, министры, представители различных организаций и объединений (см. таблицу 1).
5

На октябрь 2019 г. запланировано проведение очередного, одиннадцатого, саммита лидеров стран BRICS. Он пройдет в Бразилии, к которой перешло председательство в группе. Значимость этого события в сложившейся в регионе ситуации трудно переоценить. Сбор глав государств «пятерки» в Рио-де-Жанейро открывает дополнительные возможности для латиноамериканских стран, прежде всего для Аргентины, в плане укрепления и расширения диалога с членами BRICS, позиционирования региона в качестве надежного экономического и политического партнера, сужения проблемных зон и выяснения позиций.

6

Таблица 1

Саммиты лидеров странчленов BRIC/BRICS2012 г.)

Место проведения Дата проведения Приглашенные участники
1 Екатеринбург, Россия 16.06.2009  
2 Бразилиа, Бразилия 15-16.04.2010 Президент ЮАР и министр иностранных дел Палестинской автономии
3 Санья, Китай 13-14.04. 2011 Президент ЮАР
4 Нью-Дели, Индия 28-29.03.2012  
5 Дурбан, ЮАР 26-27.03.2013 Главы африканских государств
6 Форталеза и Бразилиа, Бразилия 15-16.07.2014 Лидеры стран Латинской Америки, включая президента Аргентины К. Фернандес де Киршнер
7 Уфа, Россия 08-09.07.2015 Лидеры государств — членов и наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза
8 Гоа, Индия 15-16.10.2016 Представители стран ― членов объединения BIMSTEC («Инициатива Бенгальского залива для многосекторного технического и экономического сотрудничества») —Бангладеш, Бутан, Мьянма, Непал, Шри-Ланка и Таиланд
9 Сямынь, Китай 03-05.09.2017 Лидеры Мексики, Таиланда, Египта и Таджикистана
10 Йоханнесбург, ЮАР 25-27.07.2018 Лидеры Турции, Египта, и Индонезии, президент Аргентины М. Макри
11 Рио-де-Жанейро, Бразилия Октябрь 2019 г.  

Источник: BRICS Information Portal. — Available at: >>>> Национальный комитет по исследованию BRICS, Россия. — Available at: >>>> pages/summit-docs

7 В 2018 г. юбилейный, десятый, саммит принимала столица ЮАР. «Бразилия, Россия, Индия и Китай высоко оценивают председательство ЮАР в 2018 г. и искренне благодарят правительство и народ Южно-Африканской Республики за проведение десятого саммита BRICS в Йоханнесбурге. Россия, Индия, Китай и ЮАР готовы оказать всяческую поддержку Бразилии в ходе ее председательства в BRICS в 2019 г. и в проведении одиннадцатого саммита BRICS», — говорилось в Йоханнесбургской декларации, подписанной лидерами стран — членов объединения: президентами Бразилии, России, ЮАР, премьер-министром Индии и председателем КНР3.
8 Одним из путей повышения международного авторитета «пятерки» является расширение контактов со странами, не входящими в группу, но выражающими желание в перспективе стать ее членами. О таком намерении в разное время заявляли Мексика, Турция, Саудовская Аравия, Индонезия, Египет, Венесуэла и Аргентина. Лидеры Бразилии, России, Китая, Индии и ЮАР могут в случае возникновения политической или экономической целесообразности или по совокупности тактических или стратегических соображений принять консолидированное решение о присоединении той или иной страны к «пятерке» на саммитах объединения.
9 Однако, хотя BRICS эффективно взаимодействует с разными государствами в устоявшихся форматах, представители стран — членов альянса, в том числе России, не раз отмечали, что в настоящий момент вопрос о его расширении не рассматривается в практической плоскости. В Йоханнесбурге тема обсуждалась в принципе, но было решено пока проявить осторожность и тщательно проработать вопрос. Об этом недвусмысленно высказался президент РФ Владимир Владимирович Путин на пресс-конференции по итогам мероприятия: «Увеличивать сейчас формальное число членов BRICS пока мы не планируем, потому что те форматы, которые сложились, они показывают свою эффективность»4. Несмотря на многочисленные заявления о несвоевременности и недостаточной проработанности вопроса об увеличении числа стран-участников, BRICS, по заверениям министра иностранных дел РФ Сергея Викторовича Лаврова, работает над расширением своих границ и формирует внешний круг единомышленников5.
10 Между тем приглашение лидеров различных стран к участию в работе саммитов BRICS открывает последним дополнительные возможности для проведения переговоров как с главами стран-членов, так и для «сверки часов» по актуальным вопросам международной экономической и политической повестки. Так, десятый саммит BRICS стал для политического руководства Аргентины оптимальной площадкой, чтобы выразить свою позицию по наиболее значимым вопросам международной жизни. В частности, выступая на саммите, президент Маурисио Макри (с 2015 г.) подверг критике политику протекционизма, осудил попытки развязать международные «торговые войны» и высказался в пользу укрепления многосторонних механизмов глобального регулирования, что полностью совпадает с позицией стран — членов «пятерки». О важности участия в работе саммита BRICS для Аргентины свидетельствует тот факт, что президент был вынужден отказаться от присутствия на XIII саммите Тихоокеанского альянса (Alianza del Pacífico, AP), проходившего в те же дни в Мехико. Двусторонние встречи с лидерами всех стран — членов «пятерки» перевесили по значимости запланированные региональные мероприятия, что можно понять, учитывая потенциал BRICS как рынка сбыта продукции аргентинского агропрома.
11

Аргентина — потенциальный участник BRICS

 

Аргентина является одной из стран, претендующих на присоединение к BRICS и уже взаимодействующих с группой формате BRICS плюс. Впервые в 2014 г. по инициативе Москвы президент Кристина Фернандес де Киршнер (2007—2015) получила приглашение принять участие в шестом саммите «пятерки» в бразильском городе Форталеза. По сообщениям аргентинской прессы присутствие Аргентины на саммите было воспринято в местном политическом истеблишменте в качестве первого шага на пути ее вступления в BRICS, расценивалось как «дружеский жест» России, свидетельство «российско-аргентинского сближения» и вызвало «состояние эйфории»6. «Если мыслить в планетарном масштабе, — рассуждал тогдашний глава кабинета министров Хорхе Капитанич, — то очевидно, что именно BRICS и Аргентина располагают возможностями и перспективами роста»7. На деле истинными причинами стремления высших правительственных функционеров приблизиться к членству в объединении являлись, как подчеркивали местные аналитики, повышение международного престижа страны и, главное, расширение возможностей для получения иностранных инвестиций в инфраструктурные проекты и разного рода кредитов8. «Аргентина остро нуждается в модернизации инфраструктуры, а это требует наращивания потока иностранных инвестиций, — отмечала аргентинский эксперт Паола де Симо- не. — Новый банк развития BRICS мог бы стать отличной возможностью для получения финансирования»9. В проправительственных политических и медийных кругах сама постановка вопроса о возможном присоединении Аргентины к BRICS вызывала значительное количество положительных комментариев, анализ которых позволял вычленить наиболее существенные аргументы в пользу такого решения (как с точки зрения национальных интересов этой страны, так и в контексте укрепления глобальных позиций группы).

12 Главной объективной предпосылкой вступления Аргентины в BRICS эксперты называли тот факт, что Буэнос-Айрес уже выстроил специфические отношения тесного сотрудничества с каждым из государств — членов группы, тем самым заложив прочный фундамент своего будущего участия в этом объединении. Одновременно подчеркивалось, что аргентинская экономика может «органично вписаться» в совокупную хозяйственную структуру стран — участниц BRICS, дополнить ее новыми элементами и внести ощутимый вклад (прежде всего благодаря мощному агропромышленному комплексу и значительным минеральным ресурсам) в укрепление позиций группы в системе современных мирохозяйственных связей. Аргентинские официальные лица делают упор на том, что в расширенном составе группа консолидирует свою роль драйвера мирового хозяйственного развития. Высказывалось и такое мнение, что присоединение к «пятерке» Аргентины могло бы открыть путь в группу другим крупным развивающимся государствам, например, Мексике и Индонезии. Позитивное отношение к идее присоединения к BRICS сохранилось (по указанным выше причинам) и при нынешнем руководстве, о чем недвусмысленно свидетельствовало участие президента М.Макри в юбилейном саммите в Йоханнесбурге.
13 В последние годы внешней политике Аргентины присущи новые характерные черты: большая открытость миру; стремление активизировать участие страны в международных группировках и объединениях; прагматизм и отказ от чрезмерно идеологизированных подходов при выборе внешнеполитических партнеров; приоритет концепции наращивания экспорта аргентинских товаров не только в те государства, которые являются традиционными торговыми партнерами, но и на новые рынки, в том числе азиатские и африканские (так называемая наступательная агродипломатия)10. Значимость внешнеполитической повестки страны возрастает, и все более заметными становятся активизация и успехи аргентинских властей на международной арене. К таким можно отнести проведение в Буэнос-Айресе саммита «Группы двадцати» и организацию встреч в форматах BRICS и РИК (Россия — Индия — Китай) «на полях» саммита. То обстоятельство, что Аргентина и государства BRICS входят в «двадцатку» и принимают участие в выработке глобальных решений по перестройке мировой экономической и финансовой системы, также сближает Аргентину с этими странами, как и позитивное развитие ее политического диалога с членами группы, налаживание играющих немаловажную роль личных взаимоотношений лидеров. Все это открывает новые возможности для вступления страны в объединение в случае принятия решения о приеме в его состав новых членов.
14 Продвижение в деле расширения договорной базы сотрудничества и поиска лучшего взаимопонимания между руководством Аргентины и стран BRICS дополняется и интенсивным развитием торгово-экономического сотрудничества, что выводит их отношения на принципиально новый уровень.
15

Торгово-экономическое взаимодействие Аргентины со странами BRICS

 

В первые десятилетия XXI в. расширение внешнеэкономических связей Аргентины приобрело масштабный характер, по сути, страна превратилась в глобального трейдера (в списке ее торговых партнеров — свыше 200 государств всех континентов). В 2017 г. на долю членов BRICS приходилось 38,54% от общего товарооборота (31,88% в 2001 г.) (cм. табл. 2). Бразилия является главным торговым партнером Аргентины, за ней следует Китай.

16 Приведем лишь некоторые цифры, характеризующие рост взаимной торговли Аргентины со странами «пятерки» в этом столетии (2001—2017). Объем торговли с КНР вырос в 7,6 раза, с Индией — почти в 5 раз, с РФ — в 3,3 раза, с Бразилией — в 2,3 раза, с ЮАР — в 1,6 раза (см. таблицу 2). При этом только в торговом обмене с Бразилией и Китаем складывается отрицательное для Аргентины сальдо торгового баланса: 8,6 млрд долл. — с Бразилией и 8 млрд долл. — с Китаем в 2017 г.
17 Как следует из таблицы 2, в период 2001—2017 гг. взаимный товарооборот Аргентины и Бразилии превысил 27 млрд долл. (около 22% всего объема внешней торговли первой). Впрочем, показатель 2017 г. далеко не является рекордным, поскольку в 2011 г. (на пике «золотого десятилетия») товарооборот превысил 39 млрд долл., но в 2014—2016 гг. ощутимо снизился из-за неблагоприятной мировой конъюнктуры и экономических трудностей в обеих странах11. Учитывая длительную траекторию аргентино-бразильских отношений, огромный накопленный опыт и текущие данные, можно отметить начало очередного повышательного тренда во взаимной торговле. В отношениях между двумя соседними государствами давно определились следующие главные области хозяйственного взаимодействия: энергетическая отрасль, автомобильная промышленность, поставки в Бразилию продукции аргентинского агропромышленного комплекса, закупки Аргентиной разнообразных бразильских промышленных товаров и оборудования. Две крупнейшие страны Южной Америки стали привилегированными хозяйственными партнерами, и это важнейшее обстоятельство стратегического масштаба заложило основу активного взаимодействия Буэнос-Айреса и Бразилиа, особенно в XXI в., когда именно они выступили инициаторами значимых региональных экономических и политических инициатив и интеграционных процессов12.
18

Таблица 2

Динамика торговли Аргентины со странами BRICS в 2001—2017 гг. (товары, млн долл.)

Страна Годы Экспорт Импорт Объем
         
Бразилия 2001 6206 5278 11484
  2017 9307 17870 27177
Россия 2001 151 109 260
  2017 511 341 852
Китай 2001 1123 1066 2189
  2017 4325 12314 16639
Индия 2001 440 151 591
  2017 2081 824 2905
ЮАР 2001 315 124 439
  2017 513 199 712
BRICS 2001 8235 6728 14963
  2017 16737 31548 48285
Мир в целом 2001 20321 26610 46931
  2017 58384 66899 125283

___________ Источник: ITC. Trade statistics for international business development. — Available at: https://www.trademap.org/Index.aspx

19 В настоящее время Аргентина является третьим торговым партнером Бразилии в мире и главным в Латинской Америке. Помимо количественного роста отмечается высокое качество экспортно-импортных товаров. По официальным данным в период с января по сентябрь 2018 г. торговый оборот вырос еще на 3,2%. Помимо обмена товарами обе страны заинтересованы в увеличении взаимных инвестиций. Способствовать этим целям призвана созданная в 2016 г. Бразильско-аргентинская торгово-промышленная комиссия (La Comisión de Producción y Comercio Brasil — Argentina)13. Преемственность курса на тесное сотрудничество была подтверждена в ходе визита Маурисио Макри в Бразилию по итогам переговоров с его бразильским коллегой Жаиром Болсонару (с 2019 г.) в январе 2019 г. Лидеры южноамериканских государств договорились развивать двусторонний диалог и придать импульс деятельности Общего рынка стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur)14.
20 В основу расширяющегося взаимодействия Аргентины с Китаем была положена взаимодополняемость их экономик. Глубокая заинтересованность китайской стороны в стабильных поставках аргентинских сельскохозяйственных товаров, в первую очередь продуктов сои, диктовалась качественным изменением потребительской модели китайского населения, в частности, резким повышениям спроса на мясные продукты, что привело к увеличению импорта кормов (соевого шрота и т.д.). В целом благоприятные макроэкономические предпосылки и взаимная коммерческая заинтересованность стали той платформой, на которой в период 2001—2017 гг. произошел беспрецедентный рост аргентино-китайской торговли: с 2,2 до 16,6 млрд долл. (см. таблицу 2). Причем, если на начальном этапе основу китайского экспорта составляли относительно недорогие потребительские изделия массового спроса, то затем быстро стала расти доля промышленного оборудования, транспортных средств, химической продукции, сложной бытовой и вычислительной техники, а также запасных частей и агрегатов для целого ряда отраслей аргентинской индустрии. В результате в период 2008—2017 гг. дефицит Аргентины в торговле с Китаем вырос почти в 11 раз15. Параллельно с расширением торговли, которая приобретала все более асимметричный характер, был сделан важный шаг вперед в инвестиционной экспансии Китая в Аргентине.
21 В последние годы были подписаны десятки документов о сотрудничестве в областях торговли, инвестиций, сельского хозяйства, финансов и инфраструктуры, большая часть которых предназначалась для обеспечения строительства инфраструктурных объектов. Кроме того, центральные банки заключили соглашения о валютных свопах. Заинтересованность деловых кругов и правительства Китая в расширении инвестиций в аргентинскую экономику, в том числе в такие сферы, как энергетика и строительство гидроэлектростанций, отмечал китайский посол в Аргентине Инь Хэнминь16.
22

Саммит G-20 в Буэнос-Айресе высветил особый характер, который приобретают отношения между руководителями Аргентины и КНР, о чем свидетельствует подписание более тридцати двусторонних документов. (Всего в ходе интенсивных переговоров аргентинцам удалось подписать около сотни договоров и соглашений, почти половина из которых приходится на страны BRICS.) Во время президентства Макри сохранился курс на наращивание аргентинско-китайских отношений, в частности, в критически важной для Буэнос-Айреса ядерной энергетике и в сфере высоких технологий17. Подводя итог нынешнему состоянию двусторонних отношений на полях саммита G-20 в Буэнос-Айресе в декабре 2018 г., председатель Си Цзиньпин (с 2013 г.) отметил беспрецедентную интенсивность встреч глав двух государств (пять за последние два с лишним года). Стороны согласились, что открывается новая эра всеобъемлющего стратегического партнерства. По словам китайского лидера, его страна готова активно участвовать в аргентинских проектах в области инфраструктурного строительства, укреплять двустороннее сотрудничество в сферах энергетики, финансов, культуры, образования, туризма и спорта, совместно с Аргентиной и другими странами Латинской Америки выстраивать китайско-латиноаме-риканские отношения на принципах взаимной выгоды, активно участвовать в развитии Форума Китай — Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados Latinoamericanos y del Caribe, CELAC) и сотрудничестве в рамках проекта «Пояса и пути»*. ___________ * Проект, или инициатива, «Пояса и пути» («Один пояс и один путь») — проект по объединению двух ранее существовавших проектов — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века», — выдвинутый правительством КНР в 2010 г. с целью придания импульса развитию экономики и повышению роли страны в глобальном пространстве.

23 В свою очередь, Макри сообщил, что Аргентина упорно работает над углублением всеобъемлющего стратегического партнерства с Китаем и активизацией сотрудничества в рамках указанного проекта. Президент выразил надежду на расширение двустороннего взаимодействия в сферах сельского хозяйства, финансов, авиации, инфраструктурного строительства, туризма и спорта, приветствовав увеличение китайских инвестиций в экономику страны18.
24 В контексте взаимодействия со странами — членами BRICS Индия — сравнительно новый торгово-экономический партнер Аргентины. По существу только в последние годы взаимный хозяйственный обмен начал набирать серьезные обороты, и поэтому объем аргентинско-индийской торговли (немногим более 2,9 млрд долл. в 2017 г.) все еще значительно уступает соответствующим показателям товарооборота Буэнос-Айреса с Бразилией и КНР. Но нельзя не отметить и позитивную динамику, а также тот факт, что Аргентина в торговле с Индией сохраняет крупный профицит. По официальным данным в период с января по июль 2018 г. аргентинский экспорт составил 1037 млн долл., а импорт индийских товаров — 523 млн долл. На аргентинском рынке присутствует до десятка крупных индийских корпораций, главным образом в высокотехнологичных сферах производства, в Индии работают аргентинские компании IMPSA, «Biosidus» и BAGO. Страны сотрудничают в сфере инвестиций, однако их объемы явно недостаточны. Тем не менее аргентинско-индийские отношения имеют грандиозный потенциал и могут достичь небывалого уровня в ближайшие 30 лет, уверен Хуан Мигель Массот, координатор Комитета по азиатским вопросам аргентинского Совета по международным делам (Comité de Asuntos Asiáticos del Consejo Argentino para las Relaciones Internacionales, CARI)19.
25 Магистральное направление сотрудничества с Индией определил торговый договор, заключенный между двумя странами в 2002 г., когда Аргентина еще только начинала выходить из состояния острейшего социально-экономического кризиса первых лет XXI в. и отчаянно нуждалась в рынках сбыта своей продукции. Курс на развитие торговли с Индией был составной частью обновленной внешнеэкономической стратегии Буэнос-Айреса, реализация которой позволила заметно расширить круг импортеров аргентинских товаров20. В 2009 г. состоялся визит президента Кристины Фернандес де Киршнер в Индию, обозначивший вектор дальнейшего сближения двух стран, в 2010 г. в Нью-Дели побывал в ранге мэра Буэнос-Айреса Макри, всегда испытывавший интерес к культуре, истории и экономике этого азиатского гиганта.
26 Надо признать, что не все намеченное в аргентинско-индийских отношениях удалось воплотить в жизнь. Об этом шел откровенный разговор между Маурисио Макри и премьер-министром Индии Нарендой Моди на полях саммита «Группы двадцати» в Китае (2016 г.). Состояние двусторонних отношений анализировалось лидерами обеих стран и в последующие годы. В 2018 г. они встречались трижды, в том числе на саммите BRICS в ЮАР и саммите G-20 в Буэнос-Айресе. Государственный визит аргентинского президента в Нью-Дели в феврале 2019 г. был призван открыть новую главу в индийско-аргентинских отношениях через подписание целого ряда соглашений в самых разных областях взаимодействия, в том числе в ядерной энергетике, космосе, медицине, агроиндустрии и пр.21
27 Разумеется, при разработке курса «наступательной агродипломатии» Буэнос-Айрес не мог обойти своим вниманием огромный африканский рынок, являющийся потенциальным потребителем аргентинской сельскохозяйственной продукции. Не обладая значительным опытом ведения бизнеса в Африке, правительство стремится сначала выстроить партнерские отношения с ключевыми африканскими странами и через них продвинуть на континент свои бизнес-интересы.
28 Главным контрагентом Аргентины в Африке стала Южноафриканская Республика — самое экономически развитое и политически влиятельное государство континента, а также член BRICS с февраля 2011 г. Делая такой выбор, аргентинские правящие круги принимали в расчет и ряд других факторов: две страны близки по количеству населения, размерам ВВП, обладают большими территориями и богатыми природными ресурсами. Экономики Аргентины и ЮАР взаимодополняемые, что создает условия для роста товарообмена, но в отдельных отраслях существуют и возможности взаимодействия в плане совместного продвижения национальных товаров на внешние рынки.
29 За сравнительно короткий срок аргентинско-южноафриканские отношения приобрели характер динамично развивающихся сегментов международных связей обеих стран. В экономической сфере наблюдалось наращивание торгового оборота, составившего в 2017 г. почти 712 млн долл. (см. табл. 2), работает двусторонняя комиссия, подписаны соглашения о взаимодействии в налоговой и таможенной областях, прорабатываются совместные инвестиционные проекты22. Вместе с тем, внутренние экономические трудности и негативные внешние эффекты, с которыми в последние годы столкнулись и Аргентина, и ЮАР, затруднили реализацию потенциальных возможностей двустороннего сотрудничества. Буэнос-Айрес видит выход из создавшегося положения на путях расширения взаимодействия с ЮАР и другими странами юга Африки в тех отраслях экономики, где аргентинский бизнес имеет конкурентные преимущества, прежде всего — в сельском хозяйстве и биотехнологиях. С этой целью на период 2017—2019 гг. аргентинские власти предложили южноафриканским партнерам реализовать несколько десятков совместных бизнес-проектов в ЮАР, а также в соседних с ней Ботсване и Мозамбике23.
30

Продолжающийся диалог Аргентины с Россией

 

Не последняя роль в решении вопроса о принятии в BRICS Аргентины принадлежит России, по инициативе которой президенты Аргентины дважды участвовали в саммитах этого объединения (см. таблицу 1). И это не удивительно, учитывая тот неоспоримый факт, что аргентинско-россий-ские отношения в последние полтора десятилетия приобрели дополнительную динамику и ощутимо диверсифицировались, что проявилось в увеличении торгово-экономического и научно-технического обмена, интенсификации контактов на высоком политическом уровне, новаторских формах взаимодействия в области бизнеса, культуры, спорта и средств массовых коммуникаций. На пространстве двусторонних отношений, наряду с традиционными игроками — государствами, их институтами и предприятиями, укрепились и расширили свое влияние новые акторы: частные промышленные, торговые и сельскохозяйственные компании, банки, объединения предпринимателей, разного рода консалтинговые организации, юридические и посреднические фирмы, СМИ и другие социальные субъекты, включая так называемых неорганизованных лиц. В результате аргентинско-российские связи стали наполняться более разнообразным содержанием и охватили практически все сферы деятельности, что позволило вывести межгосударственные отношения на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства24.

31 Промышленные и технологические потенциалы двух стран позволяют предлагать друг другу сравнительно широкую номенклатуру товаров и услуг, эффективно использовать накопленный опыт хозяйственного сотрудничества и разработанную договорно-правовую базу. Взаимный товарооборот достиг своего максимума в 2013 г., приблизившись к 2,5 млрд долл., что превысило уровень 2001 г. почти в десять раз (см. таблицу 3).
32 Таблица 3
33

Торговля Аргентины с Россией (млн долл.)

         
Год Экспорт Импорт Объем Сальдо
         
2001 151 109 260 +42
2005 670 166 836 +504
2010 636 398 1034 +238
2011 768 792 1560 -24
2012 745 1124 1869 -379
2013 726 1721 2447 -995
2014 730 1344 2074 -614
2015 473 679 1152 -206
2016 490 394 884 +96
2017 511 341 852 +170

Источник: ITC. Trade statistics for international business development. — Available at: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1|032||643||TOTAL|||2|1|1|2|2|1|1|1|1

34 Известно, что развитие отношений стратегического партнерства не в последнюю очередь базировалось, в том числе, на высоком уровне личного взаимопонимания, достигнутого между В.В.Путиным и К.Фернандес де Киршнер. В декабре 2015 г. власть в Аргентине перешла к оппозиции25, и избранный президент Макри осуществил ревизию внешнеполитического курса предшествующего правительства. Вопреки многочисленным пессимистическим прогнозам и политическим спекуляциям, смена политического руководства не привела к существенным изменениям в отношениях между Российской Федерацией и ее стратегическим южноамериканским партнером. Руководству обеих стран хватило здравого смысла, чтобы не снижать планку сотрудничества, хотя в 2016—2017 гг. интенсивность контактов на высшем уровне была несколько снижена. Можно сказать, что отношения Кремля и Розового дома пережили период «осторожного прагматизма», внимательного изучения реально существующих возможностей взаимодействия и перспектив их эффективного использования. Вместе с тем, сотрудничество двух стран в формате всеобъемлющего стратегического партнерства развивалось на уровне министерств, ведомств и отдельных корпораций; продолжалась работа над совершенствованием юридической базы двусторонних отношений, поддерживались культурные и научные связи.
35 Конец 2017 и начало 2018 гг. ознаменовалось заметной активизацией аргентинско-российских отношений. Главным событием стал визит в Москву президента Макри (22-23 января 2018 г). По итогам его переговоров с Путиным было подписано «Совместное заявление Российской Федерации и Аргентинской Республики о стратегическом внешнеполитическом диалоге», все содержание которого (30 пунктов) нацелено на дальнейшее развитие всеобъемлющего стратегического партнерства26. В частности, специально подчеркивалась «важность продолжения выполнения подписанного двумя странами Плана действий всеобъемлющего стратегического партнерства», а также укрепления «диалога в рамках международных форумов», включая ООН, «Группу двадцати» и ВТО. Касаясь направлений российско-аргентинского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, главы обеих стран выделили приоритетные и наиболее перспективные в нынешних условиях области двустороннего стратегического партнерства. В том числе: мирное использование атомной энергии; развитие цифровой экономики и международной электронной торговли; внедрение инновационных технологий; наращивание сотрудничества в энергетической сфере, включая разведку и добычу нефти и природного газа, биоэнергетику, строительство объектов атомной энергетики и возобновляемых источников энергии; налаживание взаимодействия в области железнодорожной инфраструктуры, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и медицинских технологий27.
36 В 2018 г. президенты России и Аргентины встречались трижды: в Москве, Йоханнесбурге и Буэнос-Айресе. На встрече в Йоханнесбурге в ходе работы десятого саммита BRICS (Аргентина присутствовала на нем в качестве действующего председателя «Группы двадцати») состоялся разговор В.В.Путина и М.Макри, в ходе которого они обсудили перспективы двустороннего сотрудничества, в том числе в вопросах участия российских предприятий в модернизации железнодорожной отрасли Аргентины. Президенты констатировали, что российско-аргентинские отношения развиваются успешно, экономические агенты двух стран прорабатывают различные варианты расширения делового взаимодействия28.
37 На декабрьской встрече в Розовом доме во время саммита «двадцатки» президенты обсудили вопросы укрепления торгово-экономического сотрудничества (ожидалось, что товарооборот между Россией и Аргентиной преодолеет планку в 1 млрд долл.), а также тему расширения российских инвестиций в космическую сферу и инфраструктуру. Были подписаны соглашения в области энергетики, сельского хозяйства и рыболовства. По инициативе российского руководителя обсуждались проблемы, связанные с таможенной статистикой. Реальным итогом состоявшихся переговоров может стать увеличение количества и ассортимента аргентинских товаров на прилавках российских магазинов. По окончании двухчасовых переговоров тет-а-тет с российским коллегой Макри выразил мнение, что с каждой новой встречей оба лидера достигают все большего взаимопонимания29. Конечно, оставаясь на почве реальности, нужно признать, что Аргентина и Россия находятся только в самом начале пути к получению максимальной отдачи от взаимодействия в различных отраслях хозяйства. Оба государства стремятся эффективно обмениваться опытом и технологиями, наращивать экономическое и торговое сотрудничество и по мере возможности взаимодействовать на международных площадках.
38 Подводя общий итог, можно констатировать, что отношения Аргентины со всеми странами — членами BRICS имеют существенный потенциал развития. Аргентина является уникальной страной мирового сообщества, у которой сложились успешные и перспективные контакты с каждым членом BRICS. С Россией и КНР отношения возведены в ранг всеобъемлющего стратегического партнерства, Бразилия являлась и является главным и привилегированным политическим и экономическим партнером, от благополучия которого во многом зависит и состояние дел в самой Аргентине. Именно сближение с BRICS дало дополнительный импульс развитию двусторонних контактов со сравнительно новыми партнерами — Индией и ЮАР, которые представляют интерес как наиболее емкие и перспективные рынки для товаров аргентинского экспорта. Таким образом, можно считать, что Аргентина заложила прочный фундамент возможного участия в BRICS и является приоритетным кандидатом на вступление в группу в случае принятии решения о расширении последней, в настоящий момент взаимодействуя с ней в формате BRICS плюс.
39 Возможное присоединение Аргентины к BRICS полностью отвечает ее национальным интересам. Как представляется, это поможет сблизить Аргентину с центрами финансово-экономического и политического влияния, облегчить поиск новых партнеров и выстроить гибкие международные альянсы, поднять престиж страны на мировой арене. Однако нельзя закрывать глаза на гипотетические препятствия. Они кроются в первую очередь в неопределенности статуса BRICS, отсутствии четкой структуры и программы, внятных процедур и механизмов, что чревато внезапным распадом объединения или выходом из него отдельных участников. Нельзя сбрасывать со счетов вероятность идеологической радикализации BRICS (например, в случае усиления давления США на отдельных членов объединения), которая может прийти на смену сегодняшним прагматизму и умеренности, позволяющим развивать диалог с самыми разными режимами, преследуя цели взаимной выгоды. Такой резкий крен может оказаться неприемлемым для руководства Аргентины и поставить его перед трудным выбором. Существуют и факторы субъективного порядка, способные изменить конфигурацию объединения, и т.д. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов риск эскалации структурного кризиса в Аргентине, который отбросит ее с позиций развивающейся экономики в стагнирующую30. Реализация подобного сценария наиболее вероятна в случае возвращения к власти по итогам президентских выборов в октябре 2019 г. национал-популистских сил, хотя усилия нынешнего президента по спасению национальной экономики и активность в международном пространстве, включая сближение с BRICS, призваны предотвратить нежелательное для этой южноамериканской страны развитие событий.

Библиография

1. П.П. Яковлев. Мировое развитие: Apocalypse Now или Глобализация 4.0? — Available at: http://www.perspektivy.info/oykumena/kotel/mirovoje_razvitije apocalypse_now_ili_globalizacija_4_0_2019-01-22.htm (accessed 28.01.2019).

2. БРИКС и Латинская Америка: позиционирование и взаимодействие (под ред. В.М.Давыдова). М., ИЛА РАН, 2014, с.12-14

3. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита BRICS. 26 июля 2018 года. — Availa-ble at: http://www.kremlin.ru/supplement/5323 (accessed 27.11.2018).

4. Путин: БРИКС не планирует включать в свой состав новые страны. ТАСС, 27.07.2018. — Available at https://tass.ru/politika/5409102 (accessed 06.01.2019).

5. Лавров: страны БРИКС намерены активно формировать внешний круг единомышленников. ТАСС, 25.07.2018. — Available at: https://tass.ru/politika/5400860 (accessed 16.01.2019).

6. Euforia de Cristina Kirchner por el acuerdo con el Club de París y la invitación a la Argentina de los BRICS. — La Nación, Buenos Aires, 29.V.2014.

7. Tras invitación de Rusia al Brics, Gobierno no descarta visita de Putin. — Available at: http://www.ambito.com/noticia.asp?id=743028 (accessed 06.06.2018).

8. La Argentina sueña con los Brics, pero la puerta sigue cerrada. — Available at: https://www.lanacion.com.ar/1709467-la-argentina-suena-con-los-brics-pero-la-puerta-sigue-cerrada (accessed 06.12.2018).

9. Entrevista: Grupo BRICS, clave para Argentina según experta. — Available at: http://spanish.xinhuanet.om/2017-03/11/c_136120276.htm (accessed 20.01.2019).

10. Н.М. Яковлева. Политика открытых дверей по-аргентински. — Латинская Америка. 2017, № 3, c. 15-29.

11. ITC. Trade statistics for international business development. — Available at: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1 |032||2227||TOTAL|||2|1|1|2|2|1|1|1|1 (accessed 02.10.2018).

12. П.П. Яковлев. Аргентина и страны БРИК: модели двусторонних отношений. — БРИК: предпосылки сближения и перспективы взаимодействия. M., ИЛА РАН, 2010, с.178-202.

13. Argentina y Brasil buscan ampliar el comercio y las inversiones. — Available at: http://conexionintal.iadb.org/2018/11/01/argentina-y-brasil-buscan-ampliar-el-comercio-y-las-inversiones/ (accessed 27.01.2019).

14. Mauricio Macri: «Mejorarán las relaciones históricas entre Argentina y Brasil». — Available at: https://www.infobae.com/politica/2019/01/16/macri-considero-exitosa-su-visita-a-brasil-y-apuesta-a-una-relacion-estrategica-con-bolsonaro/1 (accessed 18.01.2019).

15. ITC. Trade statistics for international business development. — Available at: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1 |032||156||TOTAL|||2|1|1|2|2|1|1|1|1 (accessed 02.08.2018).

16. Argentina and China sign contract for two reactors. 18 May 2017. — Available at: http://www.world-nuclear-news.org/Articles/Argentina-and-China-sign-contract-for-two-reactors (accessed 20.09.2018).

17. П.П. Яковлев. Аргентина и Бразилия: от военных ядерных программ к национальной ядерной энергетике. — Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2018, № 6, c. 109-127.

18. Macri junto a Xi Jinping: «Cuanto más se desarrolle China mejor le va a ir a los argenti-nos». — Available at: https://www.infobae.com/politica/2018/12/02/macri-junto-a-xi-jinping-cuanto-mas-se-desarrolle-china-mejor-le-va-a-ir-a-los-argentinos (accessed 19.12.2018).

19. Crece el interés argentino en el mercado de India, el otro gigante asiático. — La Nación. Buenos Aires, 6.IX.2018.

20. П.П. Яковлев. Перед вызовами времени. Циклы модернизации и кризисы в Аргентине. М., Прогресс-Традиция, 2010, с.302-322.

21. India, la nueva meta de Mauricio Macri para generar negocios y captar inversiones. — Available at: https://www.infobae.com/politica/2018/12/14/india-la-nueva-meta-de-mauricio-macri-para-generar-negocios-y-captar-inversiones/ (accessed 01.01.2019).

22. Sudáfrica: un jugador fundamental en África. — Available at: http://www.embajadasudafrica.org.ar/espa/comercio/home/home/php (accessed 05.11.2018).

23. Argentina apunta a fortalecer relaciones con África. 25.10.2016. — Available at: https://mundo.sputniknews.com/africa/201610251064348734-sudafrica-botswana-mozambique (accessed 24.12.2018).

24. Н.М. Яковлева, П.П. Яковлев. Россия – Аргентина: история и современность. М., ИЛА РАН, 2017, 115 с.

25. Н.М. Яковлева. Аргентина: переход к «старой норме». Итоги президентских выборов 2015 г. — Латинская Америка, 2016, № 2, c. 35-49.

26. Совместное заявление Российской Федерации и Аргентинской Республики о стратеги-ческом внешнеэкономическом диалоге. 23 января 2018 года. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5275 (accessed 23.10.2018).

27. Н.М. Яковлева, П.П. Яковлев. Реалии стратегического партнерства России и Аргенти-ны. — Мировая экономика и международные отношения, 2018, том 62, № 7, с. 89-90.

28. Встреча с Президентом Аргентины Маурисио Макри. 26 июля 2018 года. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/58108 (accessed 25.12.2018).

29. Mauricio Macri y Vladimir Putin tuvieron una reunión «muy productive» con firma de acuerdos. — Clarín. Buenos Aires, 02.12.2018.

30. П.П. Яковлев. Хроническая болезнь аргентинской экономики. — Латинская Америка, 2018, № 12, с.10-24.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести