The regional cooperation in cinema industry of Iberoamerican countries
Table of contents
Share
QR
Metrics
The regional cooperation in cinema industry of Iberoamerican countries
Annotation
PII
S0044748X0018355-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ekaterina Belova 
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
79-91
Abstract

Iberoamerican countries have been developing regional integration in cinema industry since 1960. The advantages of the integration were the reduction of the cost of producing films and the expansion of their distribution in local film markets. The fund for financing the production of films that has the longest history and the most widespread recognition in this region is the Ibermedia program, which has been functioning since the end of the 20th century. The article analyses the structure of film distribution of Iberoamerican countries: at the beginning of the XXI century the share of films produced by the USA in cinema was an average of 84%. The low representation of Iberoamerican films is partially compensated by Ibermedia-TV, which collects up to 500 million views. In contrast to the expansion of American film producers, the countries of the region are developing co-production (mainly with each other) under the Ibermedia program. The co-production leads to the growth of the cinema industry in Colombia and Chile. Co-production also plays the key role in both the production and distribution of films for the worldwide noticeable leaders of the region – Argentina, Brazil, Spain, Mexico. The main contribution to the development of cinema industry in Iberoamerica is the regional integration driven by Ibermedia.

Keywords
cinema industry, film industry, film market, co-production, cultural and creative industries, cinema of Iberoamerica, Ibermedia, Iberoamerica
Received
26.08.2021
Date of publication
21.02.2022
Number of purchasers
14
Views
948
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 С середины XX в. латиноамериканские страны сталкивались со сложностями в финансировании производства фильмов, что было связано как с ростом его стоимости, так и с обесцениванием национальных валют. Ко-продукция (совместное производство фильма двумя и более странами), а также иные формы совместного финансирования проектов в этой сфере становились единственными гарантами завершения съемок фильма и его выхода в прокат. Поэтому в Латинской Америке еще с 1960-х годов развивалась копродукция, часто между латиноамериканскими странами и Испанией, Канадой или США.
2 Тема, заявленная в аннотации, практически не исследована в работах российских латиноамериканистов, где кино чаще всего рассматривается в рамках искусствоведческого или культурологического подходов. Автор ряда статей по теме — д-р искусствоведения Т.Н.Ветрова. Они посвящены участию фильмов регионального производства в международных кинофестивалях [1]. Во многих работах рассматривается творчество отдельных режиссеров: это и книга Т.Н.Ветровой «Мастера латиноамериканского кино» [2], и статьи старшего научного сотрудника ИЛА РАН Л.В.Ростоцкой, например, про авторский почерк Иньярриту [3] или Серры [4]. Кинематограф региона изучают в России также с точки зрения его языка, пример этого — статья старшего преподавателя РУДН Ю.П.Поспеловой по анализу лингвистических особенностей кинематографа Испании (о заимствовании английских слов в испанских фильмах) [5].
3 В иностранной научной литературе публикации, посвященные ибероамериканскому кино, представлены более широко: исследования о корпоративной структуры отрасли в Испании [6] или, например, репрезентация женщин в испанском кино [7]. Встречаются и более близкие к заявленной теме исследования. Профессор Южного Университета Иллинойса (США) К.Рочи изучает копродукцию сквозь призму отдельных стран. Среди ее работ последнего десятилетия выделим две статьи: первая — по копродукции в Уругвае (акцент сделан на анализ влияния трех уругвайских фильмов, снятых в копродукции, на кинопотребление в стране) [8], вторая — в Колумбии (про кооперацию страны с европейскими кинематографиями) [9]. Особенности функционирования программы «Ибермедиа» описал профессор Департамента журналистики и коммуникаций Автономного университета Барселоны К.Крусафон [10], эта тема также поднимается в книге профессора Школы искусств Университета Канзаса Т.Л.Фаликовой [11].
4 Новизна данной статьи заключается в том, что в ней учитывается комплекс процессов, происходящих во всех странах ибероамериканского региона: «соприкосновение» местных отраслей друг с другом, с киноиндустриями США и Европы, влияние программы «Ибермедиа» на этот процесс, а также другие показатели развития отрасли. По мнению автора, такой подход позволяет внести вклад как в изучение особенностей региональной кооперации в отдельной отрасли, так и в изучение киноиндустрии в целом на примере одного из масштабных и уникальных с точки зрения культурно-лингвистической общности регионов мира. В условиях глобальной концентрации производства фильмов в нескольких крупнейших странах в XXI в. [12] рассмотрение остальных «игроков» киноиндустрии и возможностей их развития видится особенно ценным.
5 В статье использованы материалы отчетов организаций, связанных с киноиндустрией региона: Института Статистики ЮНЕСКО [13], министерства культуры и спорта Испании [14], Ибероамериканского сообщества [15, 16], Организации по управлению правами аудиовизуальных производителей [17], научные публикации, а также материалы Мексиканского института кинематогра- фии [18], Национального агентства кино Бразилии [19] и Национального института кино и аудиовизуальных искусств Аргентины [20].
6

ПРОГРАММА «ИБЕРМЕДИА»

7 Наиболее широкое признание в ибероамериканском регионе получил фонд финансирования производства фильмов — программа «Ибермедиа». Решение о создании фонда было принято в 1995 г. на саммите в Барилоче. Запуск программы состоялся в 1996 г. с открытием конкурса [11, p. 37]. В документе, принятом в 1996 г., «Ибермедиа» определялась как программа, которая «способствует развитию ибероамериканской кино- и телеиндустрии, конкурентоспособной на мировом рынке, ориентированной на технологичное будущее, способной проецировать местную культуру» [21]. Цель «Ибермедиа», помимо распространения созданной в ее рамках кинопродукции, — содействие обмену профессионалами в аудиовизуальной сфере между странами-участницами.
8 Главный офис «Ибермедиа» находится в Испании. Участниками программы на 2022 г. являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Доминиканская республика, Испания, Италия, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Пуэрто-Рико, Уругвай, Чили и Эквадор. В 2016 г. Италия присоединилась к фонду как первая неибероамериканская страна, в 2017 г. Никарагуа стала самым молодым участником этой программы. Каждый участник обязан вносить в фонд ежегодный взнос в размере минимум 100 тыс. долл. [16, p. 9].
9 Страны — члены фонда (посредством компаний, производящих фильмы) соревнуются за победу в одной из программ: по копродукции, развитию проектов в области киноиндустрии, поддержке анимации (в 2018 г. фонд увеличил максимальный объем поддержки таких проектов с 15 до 30 тыс. долл.) и др. Так, один из проектов, 3 puertos cine, выигравший в 2018 г., нацелен на помощь начинающим режиссерам. Он действует в рамках двух мастерских — развития (тут занимаются кураторством проектов) и монтажа [21].
10 Гранты «Ибермедиа», как правило, выделяются режиссерам, снимающим фильмы в первый раз. Поддержку в сфере копродукции чаще получают проекты, которыми руководят более опытные режиссеры. Для участия в этом конкурсе фильм должен быть снят на испанском или португальском языке, а режиссер, актеры и технический персонал должны быть гражданами ибероамериканской страны. Моделью для формирования структуры и функционирования «Ибермедиа» стала успешная программа Евросоюза Eurimages, действующая с 1988 г., по которой страны Западной, Центральной и Восточной Европы вкладываются в фонд в соответствии с их возможностями. В рамках этой программы существует инициатива в сфере производства фильмов под названием MEDIA Plus Program, которая тоже послужила примером для «Ибермедиа». Как и среди стран — членов аналогичной европейской программы, у участников «Ибермедиа» есть заметные социально-экономические различия в развитии, но все они в одинаковой мере могут претендовать на получение больших вознаграждений в соответствии с конкурсом. Программа «Ибермедиа» очень гордится этим. Например, Эквадор, который вносит около 150 тыс. долл. ежегодно, неоднократно имел успех на конкурсах по копродукции и выигрывал по 300-400 тыс. долл. в год [16, с. 70].
11

Т а б л и ц а 1

Общий объем средств, внесенных странамиучастницами «Ибермедиа», и полученных ими благодаря победе в конкурсах за 19982016 гг. (млн долл.)

Страна Вклад страны в фонд Получено благодаря победе в конкурсах
Аргентина 6,1 9
Боливия 1,7 3
Бразилия 10,8 9,1
Венесуэла 6,1 6,5
Гватемала 0,1 0,4
Доминиканская Республика 1,1 1,5
Испания 37,5 15,7
Колумбия 2,6 5,5
Коста-Рика 1,1 2,1
Куба 2,3 4,3
Мексика 6,5 6,8
Панама 1,4 2,7
Парагвай 0,4 0,6
Перу 2,1 4,1
Португалия 4,9 5,3
Пуэрто-Рико 1,8 2
Уругвай 2,4 4,3
Чили 2,5 4,9
Эквадор 1,3 2,4
Всего: 92,7 90,2

Источник: составлено автором по данным отчета программы «Ибермедиа» [16, p. 10].

12 Из данных таблицы видно, что большинство стран получили от победы в проектах больше денег, чем внесли (например, Боливия, Уругвай), у других участников «расходы» и «доходы» были примерно равны (Мексика, Пуэрто-Рико), и всего лишь две страны внесли денег больше, чем получили в итоге: Испания (главный «донор») и Бразилия.
13 Особенности финансирования программы являются предметом ее критики. Некоторые специалисты считают, что положение Испании, которая, как видно по таблицы 1, вкладывает в программу больше всего денег, позволяет ей самостоятельно принимать ключевые решения в области функционирования «Ибермедиа». Однако ситуация меняется: в 2015 г. самый большой вклад сделала Бразилия — 1 млн долл., Венесуэла внесла 600 тыс. долл., Аргентина — 500 тыс. долл., а Испания занимает лишь четвертое место по объему вклада — 411 тыс. долл. [16, p.10]. Таким образом, мы наблюдаем, как Испания теряет часть своей «власти» в программе. В ближайшие годы будет видно, к чему это приведет.
14 В марте 2021 г. председатель правительства Испании Педро Санчес (2018 — н/в) представил основным игрокам отрасли план по развитию национального аудиовизуального сектора на 2021—2025 гг. (Spain, Audiovisual Hub of Europe), одна из целей которого — увеличение аудиовизуального производства в стране на 30% к 2025 г. [22]. Одной из ключевых мер по международному распространению национальной кинопродукции является участие страны в «Ибермедиа» [23]. Так что, хотя Испания сокращает финансовые вложения в фонд, программа остается важной для страны.
15 В четырехлетнем плане по кооперации стран Иберо-Америки (2019—2022) «Ибермедиа» также играет важную роль: она обозначена как один из проектов в области культуры, который оказывает наибольший эффект на процесс усиления кооперации между странами [15, p. 42]. С 1998 г. «Ибермедиа» поддержала 636 проектов в области копродукции, способствовала распространению в кинопрокате более 500 фильмов, косвенно содействовала деятельности 1200 компаний и более чем 6000 профессионалов в сфере киноиндустрии. На все это было выделено более 90 млн долл. [16, p. 10].
16 Различные эксперты (в частности, Ребекка Гринспар, бывший генеральный секретарь Ибероамериканского сообщества) считают «Ибермедиа» программой, благодаря которой началось развитие так называемой ибероамериканской киноиндустрии [21], общего пространства производства фильмов стран Иберо-Америки. Рассмотрим основные показатели отрасли, связанные с региональной кооперацией между странами Иберо-Америки в начале XXI в.
17 Структура кинопроката в странах Иберо-Америки
18 В XXI в. в большинстве стран мира основу кинопроката составляют зарубежные фильмы (причем наибольшую долю — американские) [12, с. 61]. В го-сударствах Иберо-Америки (в отличие, например, от Европы) эта тенденция прослеживается особенно ярко, что показано в таблице 2: и по количеству посещений, и по кассовым сборам доля фильмов США составляет 84% и выше.
19 В таблице 3 (см. с. 85) приведены подробные данные по структуре доходов от проката фильмов в разных странах. Доля национальных фильмов очень низкая: в 2019 г. она составила от 15% в Испании (где принят ряд мер, направленных на поддержку национального кинематографа, например, субсидирование местных фильмов [12, сc. 62-63]), до 1% — в Боливии, Гондурасе и Чили. Такие фильмы полностью отсутствуют в кинопрокате в Никарагуа.
20

Т а б л и ц а 2

Структура посещений кинотеатров и кассовых сборов в топ-100 кинопроката стран Иберо-Америки по доле посещений и доходов от фильмов, ПРОИЗВЕДЕННЫХ в разных странах в 2019 г.

  Посещения (млн человек) Доля посещений (%) Кассовые сборы (млн долл.) Доля кассовых сборов (%)
США 3 500 84,3 13 300 84,0
Национальные 339 8,3 1 327 8,4
Ибероамериканские 74 1,8 281 1,8
Европейские 184 4,5 775 4,9
Других стран мира 42 1,0 151 1,0
Всего 4 139   15 834  

Источник: составлено автором по данным отчета Организации по управлению правами аудиовизуальных производителей [17, p. 221].

21 Доля ибероамериканских фильмов еще ниже, чем национальных (они рассчитаны отдельно). Самый высокий показатель мы видим в Уругвае — 7% в 2019 г. и 13% в 2018 г., но в среднем он составляет около 1%.
22 В то же время в 2019 г. от 80% и более (в Гватемале 96%) кинопроката этих стран занимает продукция производства США. Минимальное значение доли доходов от американских фильмов в структуре кинопроката за 2017—2019 гг. — 70% наблюдалось в Испании в 2018 г. Кроме того, во многих странах региона рынки дистрибуции (распространения фильмов) контролируются американскими компаниями (например, в Аргентине это 78% кинопроката [13]), т.е. основной доход отрасли уходит за пределы Иберо-Америки.
23 Единственный регион, также заметный по фильмам местного производства в кинопрокате, это — Европа (без Испании и Португалии), присутствие которой на рынке оказывается даже выше, чем стран Иберо-Америки.
24 Низкая доля ибероамериканских фильмов в кинопрокате частично компенсируется другими каналами распространения кинокартин. Например, одна из наиболее успешных инициатив, реализуемых в рамках программы, — это «Ибермедиа-ТВ», функционирующее с 2010 г. Ибероамериканские фильмы, получившие поддержку «Ибермедиа», показывают на телевизионных каналах в странах — участницах программы. По мнению официальных представителей «Ибермедиа», еженедельная программа Nuestra cinema/Nossa cinema может в ближайшее время выйти на уровень 500 млн просмотров [21].
25

Т а б л и ц а 3

Структура дохода от кинопроката в Иберо-Америке за 2017—2019 гг. по ДОЛЕ дохода от фильмов, ПРОИЗВЕДЕННЫХ в разных странах (%)

Кинопрокат/ Страна США Национальные Ибероамериканские Европейские Остальные
  2017 2019 2017 2019 2017 2019 2017 2019 2017 2019
Аргентина 85,3 89,2 10,6 5,7 0,9 1,3 2,1 1,6 1,2 2,2
Боливия 90,1 92,8 0,3 0,5 1,8 1,8 5,7 1,8 2,1 3,1
Бразилия 88,9 85,7 8,1 10,9 0,2 0,6 1,6 1,8 1,2 1,0
Гватемала 95,5 95,6 0,0 0,2 2,2 0,6 1,6 1,5 0,7 2,1
Гондурас 92,6 93,8 4,3 1,0 0,6 0,5 1,3 2,0 1,1 2,7
Испания 78,1 79,6 16,4 14,5 0,0 0,0 4,2 5,3 1,3 0,6
Колумбия 89,8 91,4 4,0 2,5 2,1 0,6 2,6 3,1 1,6 2,5
Коста-Рика 93,8 95,1 1,9 1,1 1,7 0,6 1,9 1,2 0,8 2,0
Мексика 89,6 87,5 5,8 8,7 0,8 0,7 2,5 1,6 1,3 1,5
Никарагуа 96,4 92,7 0,0 0,0 0,8 0,8 2,1 2,5 0,8 4,0
Панама 91,6 93,2 2,4 0,9 1,7 0,9 2,5 2,6 1,8 2,3
Парагвай 89,1 91,1 6,7 3,1 0,5 1,0 2,6 1,3 1,0 3,6
Перу 84,5 87,9 9,0 4,3 0,9 0,8 3,8 3,9 1,8 3,2
Португалия 91,7 88,1 1,3 3,5 0,8 1,7 4,5 6,1 1,6 0,7
Сальвадор 95,7 94,8 0,0 0,1 1,2 0,6 2,3 1,8 0,8 2,7
Уругвай 83,3 86,3 2,2 0,7 9,7 7,3 3,9 4,3 1,0 1,4
Чили 94,3 93,6 0,4 0,8 1,7 0,5 2,6 2,0 1,0 3,1
Эквадор 93,6 90,9 0,2 1,6 1,1 0,9 3,7 3,2 1,4 3,3

Источник: составлено автором по данным отчета Организации по управлению правами аудиовизуальных производителей [17, pp. 45-130].

26

КОПРОДУКЦИЯ В СТРАНАХ ИБЕРО-АМЕРИКИ

27 В начале 2000-х годов в противовес проиллюстрированной выше экспансии американских компаний на рынках кинопроката отдельные государства мира развивают копродукцию (совместное производство фильма двумя и более странами): все больше государств вовлекаются в нее, и все большее количество фильмов приходится именно на картины, снятые в рамках копродукции. Благодаря программе «Ибермедиа» наибольшее распространение в мире (после европейского региона) копродукция получает в Латинской Америке в сотрудничестве со странами Европы (на ибероамериканском пространстве) [13].
28 Рис. 1. Структура производства фильмов в Испании (количество фильмов в год)
29

30

Источник: Составлено автором по данным министерства культуры и спорта Испании [14].

31 На примере Испании (рис. 1) мы видим, что копродукция в начале XXI в. занимает неизменно важное положение в структуре производства фильмов этой страны. При этом большую часть копродукции Испания осуществляет с близкими в культурном отношении ибероамериканскими государствами (рис. 2). Копродукция вносит заметный вклад в производство фильмов в отдельных странах региона. Как правило она осуществляется с государствами, близкими в языковом и культурном плане (чему изначально была призвана способствовать программа «Ибермедиа»). С 2005 по 2017 г. наблюдается рост доли и количества копродукции: например, в Аргентине в 2013 г. в копродукции произведен 21 фильм (13%), а в 2017 г. — уже 38 фильмов (почти 20%), в Чили в 2005 г. — 3 фильма (17%), в 2017 г. — 13 (почти 30%), в Мексике в 2005 г. — 4 фильма (8%), в 2017 г. — 52 фильма (почти 30%) [13].
32 На рисунке 2 видно, что для Аргентины, Бразилии, Коста-Рики, Испании копродукция составляет около 20% всего производства фильмов, для Колумбии — четверть, для Мексики, Португалии и Чили — около трети. Главными соавторами в ходе совместного производства становятся другие страны Иберо-Америки, а также Франция, реже — США и другие европейские государства. Если посмотреть на то, какие ибероамериканские фильмы становятся самыми популярными на рынках разных стран региона, то окажется, что, например, в Аргентине среди топ-10 фильмов 2019 г. есть всего один аргентинский, созданный в копродукции с Испанией, — «Героические лузеры»; он же вошел в список самых популярных в Уругвае за указанный год. А среди самых популярных картин регионального производства большую часть составляют те, что созданы в копродукции [17, pp. 45-130].
33 Рис. 2. Структура производства фильмов в странах Иберо-Америки (2017 г.)
34

35

36

Примечание: название титульной страны на рисунке соответствует количеству фильмов, снятых данной страной самостоятельно, а названия прочих государств — копродукции титульной страны совместно с другим государством. Например, кинематографисты Мексики сами сделали 134 фильма и около трети — в рамках копродукции. Перекрестные данные по странам могут различаться, что связано с тем, что в статистике некоторых из них не учитываются документальные ленты и фильмы, которые длятся меньше 70 минут и др. [18, 19, 20]. Источник: составлено автором по данным Института Статистики ЮНЕСКО [13].

37 Наиболее популярные фильмы в структуре кинопроката в рассматриваемых странах, как правило, американские. Но несмотря на это, местное авторское кино с каждым годом все шире и успешнее оказывается представлено на международных кинофестивалях. Среди недавних фильмов-победителей, которые были созданы при поддержке фонда «Ибермедиа», выделяются такие картины, как «Дикие истории» (номинирована на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке), «Золотая клетка» (победитель номинации «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале), «Молоко скорби» (победа на Берлинском кинофестивале, приз «Золотой медведь») и др. [24, сс. 76-80]. Отличительными чертами этих фильмов являются аутентичность и необычный взгляд их создателей на социальные и политические проблемы своих стран.
38 Основной мотив для региональной интеграции в области киноиндустрии у стран Иберо-Америки связан с высокой долей американских фильмов в структуре кинопроката. Доля таких картин (в рассмотренный период) довольно высока, но увеличение числа лент, производимых в копродукции (во многом благодаря программе «Ибермедиа»), и их успех на международных кинофестивалях дают основания предполагать, что в регионе есть потенциал роста отрасли именно за счет сотрудничества между странами.
39 Особенности региональной интеграции в области киноиндустрии в странах Иберо-Америки напрямую связаны с функционированием программы «Ибермедиа». Несмотря на ее широкий «отраслевой» охват и успехи в области копродукции, программа подвергается критике со стороны ряда исследователей и деятелей киноиндустрии. В основе этой критики лежат следующие утверждения.
40 — Происходит популяризация и унификация местных нарративов. Считается, что попытка поставить производство фильмов «на поток» приводит к тому, что режиссеры делают «нечто универсальное» без учета национального своеобразия. В Европе даже существует аналогичное понятие для таких фильмов — «Европудинг» [25]. К нему относят фильмы, созданные несколькими специалистами из разных стран, или телевизионные программы, в которых не чувствуется национальная аутентичность.
41 На взгляд автора, приведенные выше примеры успеха ибероамериканских фильмов на международных кинофестивалях опровергают этот тезис.
42 — Участие в конкурсах в рамках «Ибермедиа» финансово недоступно для низкобюджетных проектов. Продюсер, пожелавший остаться неизвестным, но имеющий опыт победы в конкурсе «Ибермедиа» по копродукции, говорит о том, что даже оформление документов требует серьезных финансовых затрат, а для начинающих конкурсантов они оказываются неподъемными. Он предлагает проводить два конкурса — для низкобюджетных и для высокобюджетных проектов [11, p.79].
43 Как было сказано выше, Испания перестает играть главную роль в деле финансирования «Ибермедиа», эту инициативу перехватила Бразилия. Вероятно, «смена власти» повлияет и на условия конкурсов.
44 — Общедоступность «Ибермедиа-ТВ» преувеличена, так как каналы кабельного телевидения, по которым еженедельно показывают по одному фильму (52 в год), созданному благодаря финансовой поддержке «Ибермедиа», доступны далеко не всем жителям Латинской Америки.
45 Но при всех недостатках именно «Ибермедиа», которая, наряду со своим европейским аналогом, является одной из двух ведущих подобных программ на мировом уровне, стала драйвером развития копродукции в ибероамериканском регионе. Осуществляя свою непосредственную деятельность, «Ибермедиа» параллельно содействовала развитию иных форм сотрудничества (проекты по развитию в аудиовизуальной сфере и по поддержке молодых режиссеров) и превратилась в действенный инструмент региональной интеграции киноиндустрии ибероамериканского пространства.

References

1. Vetrova T.N. Iz goda v god: iberoamerikanskoe kino na Moskovskom mezhdunarodnom kinofestivale. Latinskaya Amerika. M., 2020, № 1, ss. 83-96.

2. Vetrova T.N. Mastera latinoamerikanskogo kino (Ocherki tvorchestva veduschikh rezhisserov Latinskoj Ameriki). Moskva, VGIK. 2016. 336 s.

3. Rostotskaya L.V. Ehkzistentsial'nye motivy v fil'makh Alekhandro Gonsalesa In'yarritu. Latinskaya Amerika. M., 2020, № 8, ss. 86-92.

4. Rostotskaya L.V. Ehstetika «medlennogo kino» v fil'makh Al'berta Serry. Latinskaya Amerika. M., 2019, № 2, ss. 86-93.

5. Pospelova Yu.P. Assimilyatsiya anglijskikh zaimstvovanij v ispanskom yazyke Ispanii (sovremennaya situatsiya v leksike kinematografa). Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: teoriya yazyka. Semiotika. Semantika. M., 2010, №4, ss. 6-11.

6. Pérez-Rufí J.P., Castro-Higueras A. Film production in Spain: how collaborating companies determine success. Revista Mediterránea de Comunicación/Mediterranean Journal of Communication. 2020, 11(1), pp. 169-178.

7. Bernárdez-Rodal A., Padilla-Castillo G. Mujeres cineastas y mujeres representadas en el cine comercial español (2001-2016). Revista Latina de Comunicación Social. 2018, 73, pp. 1247-1266.

8. Rocha C. Developing a national cinema through co-productions: The Uruguayan case New Cinemas. Journal of Contemporary Film. 2018, Vol.16 Issue 2, pp. 171-183.

9. Rocha C. Cine colombiano en el siglo XXI. Balance de las coproducciones colombianas con Europa, Journal of Iberian and Latin American Research, 2018 24 (2), pp. 123-137.

10. Crusafon C. The ibermedia programme: How supra-national policy developed the Ibero- American audiovisual space. Reconceptualising Film Policies. Sollective monograph. Ed. by Nolwenn Mingant, Cecilia Tirtaine. New York. Routledge. 2017, pp. 143-157.

11. Falicov T.L. Latin American film industries. British Film Institute, London. 2019, 208 p.

12. Belova E.D. Territorial'nye razlichiya v urovne razvitiya kinoindustrii stran mira Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 5: Geografiya. M., 2018, № 1, ss. 57-65.

13. Institut Statistiki YuNESKO. Available at: http://data.uis.unesco.org (accessed 1.04.2021).

14. Ofitsial'nyj sajt Ministerstva kul'tury i sporta Ispanii. Available at: https://www.culturaydeporte.gob.es/cultura/areas/cine/mc/anuario-cine/portada.html (accessed 1.04.2021).

15. II plan de accion cuatrienal de la cooperacion Iberoamericana – PACCI. 2019-2022. Secretaria General Iberoamericana (SEGIP). Marzo 2019. Madrid. 82 p. Available at: https:// www.segib.org/wp-t/uploads/II-PACCI-ESP-PORT-Baja-OK.pdf (accessed 2.08.2021).

16. Programa Ibermedia. Informe anual. Ejercicio 2016. 77 p. Available at: https:// www.segib.org/wp-content/uploads/Informe-2016_IBERMEDIA.pdf (accessed 30.06.2021).

17. Panorama Audiovisual Iberoamericano 2020. Departamento de Reparto y Documentación de EGEDA. Madrid. 2020. 421 p. Available at: https://www.egeda.com/documentos/PanoramaAudiovisualIberoamericano2020/Panorama%20Audiovisual%20Iberoamericano%202020.pdf (accessed 22.07.2021).

18. Ofitsial'nyj sajt Meksikanskogo instituta kinematografii (IMCINE). Available at: https://www.imcine.gob.mx (accessed 7.08.2021).

19. Ofitsial'nyj sajt Natsional'nogo agentstva kino Brazilii (ANCINE). Available at: https://www.gov.br/ancine/pt-br (accessed 7.08.2021).

20. Ofitsial'nyj sajt Natsional'nogo instituta kino i audiovizual'nykh iskusstv Argentiny (INCAA). Available at: www.incaa.gov.ar (accessed 7.08.2021).

21. Ofitsial'nyj sajt programmy Ibermedia. Available at: http://www.programaibermedia.com (accessed 2.08.2021).

22. Spain, Audiovisual Hub of Europe. Plan to boost the audiovisual sector. 81 p. Available at: http://www.shootinginspain.info/imagenes/documentos/hub-audiovisual-espanol-67-es.pdf (accessed 7.08.2021).

23. «Spain, Europe's Audiovisual Hub», a Plan to Boost the Industry. Focus. 16.04.2021 Available at: https://www.audiovisualfromspain.com/audiovisual/en/main/news/ NEW2021879 746.html (accessed 2.08.2021).

24. Belova E.D. Krupnejshie kinofestivali: geografiya laureatov. Latinskaya Amerika. M., 2019, № 10, ss. 71-84.

25. Media research & consultancy. Plataforma iberoamericana de servicios audiovisuales. Servicio de datos de la industria cinematográfica. Available at: https://www.mrc.es (accessed 7.08.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate