The frontier’s barriers — security or threat for Mexican-American relations
Table of contents
Share
QR
Metrics
The frontier’s barriers — security or threat for Mexican-American relations
Annotation
PII
S0044748X0005098-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ekaterina Kosevich 
Occupation: Researcher
Affiliation: Institute of Latin American studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
39-48
Abstract

The article presents a historical overview of the main stages of creating of United States — Mexico border walls. The author examines the results that those measures have achieved, and the tactics of using the idea of the wall construction as the base for the D.Trump’s election campaign.

Keywords
Mexico, US, migration, migration policy, border wall, Trump, Lopez Obrador
Received
17.04.2019
Date of publication
29.05.2019
Number of purchasers
94
Views
3408
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2019
1

Вопрос сооружения стен на границе между США и Мексикой часто поднимался на протяжении последних 25 лет, вызывая обострения двусторонних отношений. Вместе с тем значительная часть политической элиты США продолжает видеть в подобных мерах решение проблемы нелегальной миграции и повышения безопасности в стране. Многие претенденты на кресло в Овальном кабинете обещали избирателям стены вдоль южной границы — и это, несмотря на отсутствие весомых подтверждений того, что подобные барьеры действительно способны значительно сократить количество въезжающих в США нелегальных мигрантов. В то же время именно с созданием стен авторы научных исследований напрямую связывают рост смертности мигрантов, пытающихся въехать в США без документов, а также возникновение угроз для популяций диких животных1.

1. A. Delano. México y su diáspora en Estados Unidos. Las políticas de emigración desde 1848. México, El Colegio de México, 2014.
2

Правительства Мексики неизменно выступали против строительства стен на своей границе, считая это односторонней мерой Вашингтона, представляющей собой «бесполезный» акт проявления силы в решении миграционной проблемы. Несмотря на это, начиная с 1990 г. США уже построили около 1130 км стен и заборов, которые в настоящее время покрывают 33,3% от общей протяженности мексикано-американской границы, состав-ляющей в целом около 3200 км. Подавляющее большинство этих ограждений возведено вдоль пограничной линии американских штатов Техас, Калифорния, Аризона и Нью-Мексико.

3

4

Первая стена на границе между Мексикой и США была сооружена в 1990 г. между г. Сан-Диего, расположенным на тихоокеанском побережье Калифорнии, и г. Тихуаной, находящимся в мексиканском штате Нижняя Калифорния. Ее длина составляет около 20 км. Это стало первой попыткой американских властей остановить поток нелегальных мигрантов в этом районе, который до сегодняшнего дня остается крупнейшим пунктом въезда лиц, желающих нелегально проникнуть в США2.

2. L. Gandini, F. Lozano-Ascencio, S. Gaspar Olvera. El retorno en el nuevo escenario de la migración entre México y Estados Unidos. México, Consejo Nacional de Migración, 2015. — Available at: >>> (accessed 22.01.2018).
5 Разделительный барьер, презрительно прозванный мексиканцами «стеной тортильи», практически не сократил количество лиц, незаконно въезжающих в США, и лишь изменил географию миграционного потока. Маршруты переселенцев стали проходить через горы, расположенные на востоке страны и пустыни юга штата Аризона, который к началу 1990-х годов стал крупнейшим пунктом нелегального въезда в США, несмотря на то, что рискованные переходы через пустыни ежегодно заканчивались сотнями смертей.
6 Позже, до 2005 г., США построили 11 металлических ограждений небольшой протяженности, стремясь воспрепятствовать въезду мигрантов в приграничные городские поселения и города Текейт и Эндрейд (шт. Калифорния), в г. Сан-Луис, г. Ногалес, г. Нако и г. Дуглас (шт. Аризона), а также в г. Санленд-Парк (шт. Нью-Мексико) и г. Ларедо (шт. Техас).
7

Кроме того, с 1990 по 2005 г. власти США существенно укрепили стену в г. Сан-Диего, возведя параллельно с ней еще два ограждения. В итоге там было создано три линии преград, что превратило этот район в наиболее защищенную территорию на всей мексикано-американской границе*. Многоуровневая система барьеров в полной мере достигла своей цели, практически исключив возможность пересечения границы.

* Первый забор высотой около 3 м был сооружен из толстых металлических пластин. Второе, следующее за ним ограждение с колючей проволокой, достигло 4,5 м в высоту. Кроме того, в некоторых районах за вторым препятствием появился еще и третий барьер из железной сетки. Между этими тремя заборами расположилась особая зона, охраняемая пограничным патрулем США с круглосуточным освещением и камерами видеонаблюдения.
8

В Техасе, где естественной границей является р. Рио-Гранде, в городских районах было возведено около 160 км стен и заборов — из разных материалов и в разных формах: одни из металлических пластин, другие — с усиленной защитной сеткой, третьи — со встроенными стальными трубами диаметром в 5 см. Вдобавок были построены специальные ограждения, препятствующие въезду транспортных средств**.

** Специальные металлические барьеры небольшой высоты, которые не препятствуют прохождению пешеходов, но делают невозможным пересечение границы на автомобилях.
9 Небывалый размах строительства пограничных разделительных барьеров в США пришелся на середину 2000-х годов, на период правления Джорджа Буша-младшего (2001—2009). Тем не менее количество лиц, незаконно пересекающих границу, в тот период значительно не уменьшилось, их число ежегодно по-прежнему превышало 1 млн человек.
10

В октябре 2006 г. Дж. Буш-младший решился на принятие Закона о безопасном заборе (The Secure Fence Act), по которому санкционировалось создание более 1000 км стен и заборов вдоль границы с Мексикой. «Этот правовой акт сделает наши границы более защищенными. Это важный шаг на пути к миграционной реформе»3, — подчеркивал Буш-мл., подписывая законопроект. Закон уполномочил Министерство внутренней безопасности США использовать датчики, камеры, спутники и другие новейшие технологии, а также привлекать необходимый персонал для предотвращения незаконного проникновения мигрантов в США. Документ предписывал построить почти 600 км стен между г. Калексико (шт. Калифорния) и г. Дугласом (шт. Аризона). Главной задачей было заявлено строительство ограждений по всей протяженности границы между штатом Аризона и мексиканским штатом Сонора, а также 280 км заборов вдоль участка мексикано-американской границы, соединяющего техасские города Ларедо и Браунсвилл***. В рамках инициативы конгресс США одобрил выделение из бюджета 2007 и 2008 гг. суммы в 2,4 млрд долл. Следует отметить, что возведение стен вызвало недовольство многочисленных землевладельцев, которые пострадали от строительства заборов на принадлежащих им участках. В результате поданных ими судебных исков правительство было вынуждено выплатить им миллионы долларов в качестве компенсации. В конечном счете было построено чуть более 1000 км заграждений****. На сегодняшний день в общей сложности на границе между двумя странами возведены 509,5 км стен, препятствующих проходу пешеходов, 482,4 км заборов, пресекающих въезд транспортных средств, а также 58,4 км двойных и тройных ограждений.

*** Законом также предписывалось строительство 81 км стен между городами Дель-Рио и Игл-Пасс в штате Техас, 140 км ограждений между городами Эль-Пасо и Коламбусом в штате Нью-Мексико, а также 35 км заборов в городе Текате, штат Калифорния.

**** Ввиду необходимости внесения поправок, а также ряда проблем, возникших по ходу строительства в некоторых районах, общая протяженность ограждений оказалась на 80 км меньше, чем было запланировано.

3. Available at: >>> (accessed 02.04.2019).
11

Президенту США Бараку Обаме (2009—2017) также удалось повысить уровень безопасности на южных границах страны4. Согласно отчету конгресса, за восемь лет его администрации для укрепления границы с Мексикой из федерального бюджета в общей сложности было выделено 75 млн долл.5. Протяженность пограничных барьеров в тот период не увеличилась, однако правительство вложило значительные средства в обеспечение защищенности естественных пограничных рубежей. При Обаме вдоль рек, разделяющих две страны, было построено 12 флотских баз, а также увеличилась численность личного состава пограничной стражи6.

4. Е. Ю. Косевич. Мексикано-американские отношения в период президентства Барака Обамы. — Латинская Америка, 2018, № 1, c. 63—75.

5. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).

6. Е. Ю. Косевич. Мексика: стратегия безопасности и борьбы против организованной пре-ступности. — Iberoamérica, 2017, № 1, p. 74—95.
12

Идея создания идеального защитного барьера на южных границах в последние десятилетия прочно закрепилась в политическом дискурсе в США, однако именно при администрации Дональда Трампа (2017 — н/в) проект строительства стены превратился в яблоко раздора для североамериканской политической элиты, привел к приостановке работы правительства и угрожал дискредитировать президента. Когда Трамп только начинал позиционировать себя в качестве кандидата на высший пост в 2014 г., его политические консультанты выдвинули идею пограничной стены в качестве элемента коммуникационной стратегии. С первых дней участия в предвыборной гонке Трамп напоминал потенциальным избирателям о своей жесткой позиции по вопросу миграции. Так, во время очередного закрытого обсуждения один из первых политических советников Трампа Сэм Нанберг поднял вопрос о том, как затрагивать в ходе кампании проблему миграции, чтобы выделиться среди других претендентов. Роджер Стоун, другой консультант, предложил «рассказывать о том, как он возведет стену»7, что Трамп и сделал. Обещание построить стену на границе с Мексикой вызывало аплодисменты слушателей практически на всех публичных выступлениях и постепенно стало основой предвыборных речей кандидата. Неудержимое желание Трампа построить стену было категорически отвергнуто оппозицией в конгрессе. В конце декабря 2018 г. демократы в сенате США отказались выделить 5,7 млрд долл. на строительство стены на южной границе, что привело к приостановке работы американского правительства. Разногласия стали еще очевиднее к началу 2019 г., когда даже сторонники жесткой линии в отношении мигрантов начали сомневаться в том, что данная тема должна быть приоритетом действующей администрации. «Я всегда считал, что строительство стены повлечет за собой ряд опасных и непредсказуемых последствий», — сказал исполнительный директор вашингтонского Центра исследований иммиграции Марк Крикориан8. «Стена — это безнравственно, она не олицетворяет то, чем все мы являемся как страна», — заявила в начале января 2019 г. председатель палаты представителей конгресса США демократ Нэнси Пелоси9.

7. Available at: >>> (accessed 15.09.2018).

8. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).

9. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).
13

Вместе с тем стоит отметить, что некоторые демократы и сами в недалеком прошлом поддерживали строительство разного рода физических барьеров вдоль мексиканской границы. В 2006 г. 64 демократа в палате представителей и 26 в сенате проголосовали за принятие вышеупомянутого закона. Среди них были сенаторы Барак Обама, Хиллари Клинтон, Джо Байден и Чак Шумер. Позже демократы кардинально изменили свое мнение и сегодня утверждают, что стена — это дорогостоящий и неэффективный способ обуздать нелегальную миграцию10.

10. A. Piña Dreinhofer. Arquitectura prehispánica. México, Universidad Nacional Autónoma de México, 2013. — Available at: >>> (accessed 02.01.2019).
14 В отчете 2018 г. Комитета по национальной безопасности и правительственным делам сената конгресса США сообщалось, что, по мнению большинства сотрудников пограничной стражи, для того, чтобы остановить незаконную миграцию и оборот наркотиков, необходимо в первую очередь улучшить их материально-техническое обеспечение и оснащенность, а также увеличить численность профессионально подготовленного персонала. Менее 0,5% опрошенных работников назвали стену в качестве возможного решения проблемы. Примечательно, что отчет опубликован комитетом, который возглавляет член Республиканской партии сенатор Рон Джонсон. Большинство республиканцев разделяют мнение о том, что стена является лишь одним из пунктов миграционной стратегии, но отнюдь не главным. Общий комплекс мер должен включать, по их мнению, сокращение легальной миграции, ужесточение требований по предоставлению статуса беженца и т.п.
15

Даже нынешний руководитель аппарата Белого дома Мик Малвани в 2015 г. заявлял, что Трамп, являвшийся тогда кандидатом в президенты, слишком примитивно смотрит на проблему миграции. «Утверждать, что строительство стены способно положить конец миграционным пробле- мам — это абсурдно и по-детски», — сказал Малвани11.

11. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).
16

Бывший глава аппарата Белого дома Джон Келли придерживается схожей позиции. В 2018 г. он в частном порядке сообщил группе законодателей-демократов, что Трамп впервые выдвинул предложение о строительстве пограничной стены, «не располагая достаточной информацией»12, чем привел в бешенство президента США, который молниеносно ответил Келли сообщением в Twitter: «Стена — это стена». В декабре 2018 г. Келли в интервью «The Los Angeles Times» повторил, что идея строительства была отвергнута с самого начала, так как была очевидно неосуществима.

12. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).
17

Общественная организация «Numbers USA», выступающая за ужесточение миграционной политики, в декабре 2018 г. опубликовала статью, в которой предложила Трампу отказаться от идеи стены и призвала его обязать всех работодателей в США использовать «E-Verify» — электронную систему, позволяющую проверить миграционный статус потенциальных сотрудников. «Стена полностью поглотила политический капитал действующей администрации; есть более эффективные способы сократить нелегальную миграцию», — пишет американский политический комментатор Хизер Мак Дональд13.

13. Available at: >>> (accessed 11.01.2017).
18

Между тем Трамп по-прежнему настаивает на строительстве стены, и ряд американских консервативных аналитиков, в частности, Энн Коултер, Раш Лимбо и Мэтт Драдж, поддерживают его в этом, призывая президента выполнить предвыборное обещание. По их мнению, лишь возведение стены на границе с Мексикой способно сократить количество переселенцев. Вместе с тем стоит отметить, что наибольшая доля нелегальных мигрантов в США приходится на тех, кто остается в стране после истечения срока действия их виз. Согласно последним докладам Министерства внутренней безопасности США, число въехавших в страну легально и оставшихся в США сверх положенного срока (в 2016 г. — 739 478 человек) заметно превосходило количество тех, кто пытался незаконно пересечь границу (563 204 человек)14.

14. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).
19

Примечательно, что, по данным вашингтонского Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), с 2004 г. в целом число незаконно проживающих в США заметно сократилось, и произошло это во многом из-за сокращения притока людей мексиканского происхождения15. Согласно отчету мексиканского Национального совета по населению (Consejo Nacional de Población, CONAPO), количество уезжающих в США из Мексики за последние 15 лет снизилось и составляет в среднем 135 тыс. человек ежегодно (см. график 1). По информации, опубликованной Таможенной и пограничной службой США, за последние 18 лет общее количество арестованных при попытке незаконного пересечения южной границы США значительно сократилось (см. график 2).

15. Available at: >>> (accessed 11.09.2018).
20 График 1. Количество мигрантов, родившихся в Мексике и уехавших в США с 2001 по 2016 г. (тыс. чел./г.)
21

22 Источник: www.migracionyremesas.org/tb/?a=EADF41
23

Приведенные данные позволяют по-новому взглянуть на вопрос, волновавший в последнее время широкую общественность: действительно ли наблюдается рост нелегальной миграции на границе между Мексикой и США? «Нет. Даже с учетом увеличения числа арестов, произведенных за прошлый год, их общее количество стало в разы ниже, чем в начале 2000-х годов», — отвечает директор по политике и правовым вопросам Национального иммиграционного форума, защищающего интересы мигрантов, Хасинта Ма16.

16. Available at: >>> (accessed 02.01.2019)
24

Вместе с тем за последние годы существенно изменился и состав миграционного потока из Мексики в США. «Семьи, спасающиеся от насилия в Центральной Америке, с 2012 г. составляют значительную часть тех, кто переходит границу», — утверждает старший юрист Центра по изучению проблем беженцев и гендерных вопросов при юридической школе Гастингса в Калифорнийском университете Кейт Джастрам17. Ранее, по словам К.Джастрам, привычной была ситуация, при которой одинокие мужчины родом из Мексики искали себе работу, не прося при этом убежища; сейчас же картина полностью изменилась: приграничные территории заполонили семьи из стран Центральной Америки, целенаправленно ищущие защиты. Приведенные в графике 3 данные свидетельствуют о существенном снижении числа репатриантов, возвращенных в Мексику, начавшемся в 2001 г. и продолжившемся в 2016 г.

17. Available at: >>> (02.04.2019).
25 График 2. Число лиц, задержанных на границе между США и Мексикой (2000 — 2018 гг.)
26

27 Источник: U.S. Customs and Border Protection.
28 За два года президентства Трампа был принят ряд мер, сдерживающих миграцию. Лицам, ходатайствующим об убежище и задержанным при попытке незаконно пересечь южную границу США, предписывалось оставаться в Мексике до тех пор, пока по их делу не будет принято соответствующее решение. Представители пограничных служб сократили количество дел о предоставлении убежища, которые должны быть рассмотрены в течение одного дня — эта стратегия была названа «дозировкой». В июне 2018 г. на тот момент генеральный прокурор США Джефф Сешнс объявил, что заявления о бандитизме и бытовом насилии не будут приниматься во внимание при рассмотрении ходатайств о предоставлении убежища в США. Впрочем, это положение впоследствии было оспорено судебными органами страны. И последнее: весной прошлого года тысячи детей-мигрантов были разлучены с родителями на границе в связи с применением противоречивой политики «нулевой толерантности», позволяющей преследовать каждого, кто пытался незаконно пересечь границу.
29 Примечательно, что представления самого Трампа о пограничной стене постепенно менялись. В декабре 2015 г. американский президент писал в Twitter, что стена будет построена из бетона и стали, а в декабре 2018 г. заявил, что при строительстве будут использоваться художественно спроектированные стальные пластины, позволяющие смотреть сквозь них.
30 График 3. Количество репатриантов, возвращенных в Мексику (2001 — 2016 гг., тыс. человек)
31

32

Источник: Статистические бюллетени Отдела иммиграционной политики Мексики (2017)18.

18. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).
33

Пограничная стена занимает особое место и в дискурсе нового президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (2018 — н/в). Эта тема была одной из приоритетных в ходе предвыборной гонки 2018 г. Трамп занимал пост президента всего десять дней, когда в январе 2017 г. кандидат Лопес Обрадор объявил о поездке в США, целью которой была «защита мигрантов»19. Во время пребывания в Соединенных Штатах Лопес Обрадор обвинял Трампа и его советников в том, что они говорят о мексиканцах так же, «как Гитлер и нацисты отзывались о евреях»20. Позже он издал книгу о той поездке под названием «Эй, Трамп!», а также заявил, что в случае прихода к власти готов оказать достойное сопротивление правительству США в отличие от тогдашнего президента Мексики Энрике Пеньи Ньето (2012— 2018), предпочитавшего «молчаливую стратегию»21. Очевидно, что Лопес Обрадор стремился использовать негативное восприятие мексиканцами Трампа, чтобы заручиться большей поддержкой электората.

19. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).

20. Available at: >>> (accessed 12.11.2018).

21. Е. Ю. Косевич. Кризис президентского срока Энрике Пеньи Ньето. Причины превраще-ния в «хромую утру» раньше времени. — Латинская Америка, 2017, № 4, с. 45.
34

Президент Мексиканского совета по международным делам Луис Рубио считает, что Трамп оказал косвенное влияние на исход президентских выборов 2018 г. в Мексике: «Многие мексиканцы были разозлены оскорблениями Трампа, сыпавшимися в их адрес. В сложившейся ситуации им хотелось, чтобы у них на родине появилось правительство, способное достойно ответить или предпринять необходимые действия, понятные обычному избирателю»22. «Атаками и оскорблениями в адрес мексиканцев Трамп способствовал росту популярности Лопеса Обрадора», — заявил после триумфа последнего в июне 2018 г. перуанский драматург и лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса.

22. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).
35

Тем не менее, находясь на посту главы Мексики, Лопес Обрадор стал придерживаться молчаливой позиции в отношении очередной волны критики по поводу намерения Трампа построить стену, с новой силой поднявшейся после объявления «шатдауна» (временной приостановки работы правительства) в США. Комментируя конфронтацию по данному вопросу, Лопес Обрадор назвал это внутренним вопросом США, в который не следует вмешиваться третьим сторонам23.

23. Available at: >>> (accessed 02.01.2019).
36

Перемещение населения на протяжении истории преследовало две главные цели: улучшение материального положения мигрантов и обретение убежища. С другой стороны, создание физических барьеров на границах между государствами традиционно порождало психосоциальное ощущение большей защищенности жителей граничащих государств. Вместе с тем ход истории неизменно демонстрировал, что «эффект стены» оказывался лишь временным. Проект стены, которую намерен возвести Д.Трамп, обусловлен политическими целями и особенно популярен среди белых американцев, считающих, что их возможности трудоустройства сократились, а их уровень заработной платы снизился именно из-за нелегальных мигрантов. Такие меры, как строительство стены, ужесточение пограничного контроля, а также увеличение количества отклоненных заявлений о предоставлении убежища в США, способны сократить миграционный поток, но не остановят его. В складывающейся ситуации северные приграничные территории Мексики могут стать постоянным пристанищем для мигрантов из Центральной Америки24. Это позволяет предположить, что в рамках ситуации, связанной с миграцией через мексикано-американскую границу Мексика, подобно южным штатам США, постепенно превратится в страдающую сторону.

24. Н. Ю. Кудеярова. Мексика и Центральная Америка в фокусе миграционных конфликтов. — Iberoamérica, 2017, № 1, с. 52—73.

References

1. 1. A. Delano. México y su diáspora en Estados Unidos. Las políticas de emigración desde 1848. México, El Colegio de México, 2014.

2. L. Gandini, F. Lozano-Ascencio, S. Gaspar Olvera. El retorno en el nuevo escenario de la migración entre México y Estados Unidos. México, Consejo Nacional de Migración, 2015. — Available at: https://www.excelsior.com.mx/global/2016/02/26/1077507 (accessed 22.01.2018).

3. Available at: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/ 2006/10/20061026.html (accessed 02.04.2019).

4. E. Yu. Kosevich. Meksikano-amerikanskie otnosheniya v period prezidentstva Baraka Obamy. — Latinskaya Amerika, 2018, № 1, c. 63—75.

5. Available at: https://www.animalpolitico.com/2016/12/la-barrera-natural-al-doble-muro-asi-ha-crecido-la-separacion-fronteriza-mexico-eu/ (accessed 02.01.2019).

6. E. Yu. Kosevich. Meksika: strategiya bezopasnosti i bor'by protiv organizovannoj pre-stupnosti. — Iberoamérica, 2017, № 1, p. 74—95.

7. Available at: https://amqueretaro.com/the-new-york-times-syndicate/2019/01/07/como-el-muro-ha-arrinconado-a-trump/ (accessed 15.09.2018).

8. Available at: https://www.nytimes.com/es/2019/01/07/trump-muro-fronterizo/?rref=collection%2Fsectioncollection%2Fnyt-es (accessed 02.01.2019).

9. Available at: https://noticieros.televisa.com/ultimas-noticias/el-muro-es-inmoral-indecente-inefectivo-y-ridiculo-nancy-pelosi/ (accessed 02.01.2019).

10. A. Piña Dreinhofer. Arquitectura prehispánica. México, Universidad Nacional Autónoma de México, 2013. — Available at: https://www.hsgac.senate.gov/imo/media/doc/Child%20Marriage%20staff%20report%201%209%202019%20EMBARGOED.pdf (accessed 02.01.2019).

11. Available at: https://www.nytimes.com/es/2019/01/07/trump-muro-fronterizo/?rref=collection%2Fsectioncollection%2Fnyt-es (accessed 02.01.2019).

12. Available at: https://amqueretaro.com/the-new-york-times-syndicate/2019/01/07/como-el-muro-ha-arrinconado-a-trump/ (accessed 02.01.2019).

13. Available at: https://fusionoticias.com/deportes/itemlist/user/792-joelyair (accessed 11.01.2017).

14. Available at: https://www.dhs.gov/immigration-statistics (accessed 02.01.2019).

15. Available at: http://www.pewhispanic.org/2018/11/27/u-s-unauthorized-immigrant-total-dips-to-lowest-level-in-a-decade/ (accessed 11.09.2018).

16. Available at: https://www.dhs.gov/immigration-statistics (accessed 02.01.2019)

17. Available at: https://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain?page=search&docid= 524d45354&skip=0&query=Kate%20Jastram (02.04.2019).

18. Available at: http://www.politicamigratoria.gob.mx/es_mx/SEGOB/Boletines_Estadisticos (accessed 02.01.2019).

19. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-44678055 (accessed 02.01.2019).

20. Available at: https://elcomercio.pe/mundo/latinoamerica/elecciones-mexico-influyo-trump-triunfo-amlo-podran-entenderse-noticia-532276 (accessed 12.11.2018).

21. E. Yu. Kosevich. Krizis prezidentskogo sroka Ehnrike Pen'i N'eto. Prichiny prevrasche-niya v «khromuyu utru» ran'she vremeni. — Latinskaya Amerika, 2017, № 4, s. 45.

22. Available at: https://www.elobservador.com.uy/nota/lopez-obrador-gana-en-mexico-cuanto-influyo-trump-en-su-triunfo-y-como-podran-entenderse-ambos-ahora--2018731190 (accessed 02.01.2019).

23. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-46814067 (accessed 02.01.2019).

24. N. Yu. Kudeyarova. Meksika i Tsentral'naya Amerika v fokuse migratsionnykh konflik-tov. — Iberoamérica, 2017, № 1, s. 52—73.

Comments

No posts found

Write a review
Translate