Peron: a look into a multipolar world
Table of contents
Share
QR
Metrics
Peron: a look into a multipolar world
Annotation
PII
S0044748X0023424-5-1
Publication type
Review
Source material for review
«Перон и национальная оборона». Buenos Aires: Undef libros, 2022, 45 с.
Status
Published
Authors
Sergio A. Rossi 
Affiliation: Defense Ministry of Argentina
Address: Argentina
Edition
Pages
101-104
Abstract

The review provides a brief presentation of the works of Argentine President Juan Domingo Peron, published in Russian. The author points to the importance of the Peronist concept for modern society.

Keywords
Juan Domingo Peron, Argentina, Peronist concept, nation, society, nature
Received
22.09.2022
Date of publication
09.12.2022
Number of purchasers
10
Views
298
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Аргентинский университет Национальной обороны только что выпустил в свет сборник речей президента Хуана Доминго Перона, причем впервые — и на русском языке. Тексты сопровождаются введением и комментариями Хорхе Тайаны (нынешнего министра обороны страны), Агустина Росси (нынешнего руководителя Федерального разведывательного агентства), Нильды Гарре, Хорхе Баттальино, Эрнесто Лопеса, Хуана Хосе Джани, Нормы Лопес, Альдо Дусдевича и Кристины Альварес Родригес. К настоящему моменту издание вышло на испанском, португальском, английском, русском и китайском языках; готовится его публикация на аймара, гуарани, французском, итальянском, немецком и арабском.
2 На страницах книги читатель может познакомиться с выступлением Перона на заседании Национального послевоенного совета (сентябрь 1944 г.), его речами «Кафедра национальной обороны» (Ла-Плата, июнь 1944 г.), «Организованное общество» (Мендоса, 1949 г.), «АВЧ1 и южноамериканская интеграция» (Военное училище, 1953 г.), «Экологическое послание народам и правительствам мира» (Мадрид, 1972 г.), «Аргентинская модель национального проекта» (1 мая 1974 г.). Всего опубликовано шесть выступлений, в которых отражены разные эпохи развития перонистской концепции.
1. АБЧ — блок Аргентины, Бразилии и Чили, существовавший в XX в.
3 К помещенным в книге речам Х.Д.Перона мало что можно добавить. Слова политика по-прежнему актуальны, поскольку являются отражением настоящего и будущего страны, а комментарии и примечания к документам тесно увязывают слова Перона с историческим контекстом. Стоит отметить и тщательный отбор текстов для книги, а тот факт, что они вышли в переводе на ряд иностранных языков — вовсе не случайность. Слова Перона были адресованы, в первую очередь, аргентинскому народу, но одновременно они являлись посланием и к народам всего мира.
4 Задача переводчика всегда трудна — ведь ему предстоит написать текст так, чтобы точно передать его содержание, а сложные языковые формы увязать с правилами грамматики того языка, на который делается перевод. Впрочем, сам Перон «помогает» переводчикам отразить суть сказанного. Концепции президента ясны, язык речей логичен и точен. Однако в то же время его устная речь изобиловала подтекстом, привычными для диалекта жителей побережья реки Ла-Платы высказываниями и мнениями. Аргентинцам такие слова близки и понятны, они прекрасно воспринимают поэтические образы языка гаучо и народных традиций. Выступления Перона пронизаны испанскими пословицами, опираются на региональные истории и мифы, они просты по форме, но не опускаются до вульгарности, и все это перемешано с отсылками к античным классикам и вехам всемирной истории.
5 Патерналистский образ Мартина Фьерро и черты старика Вискачи2 заставляют сегодняшнего гражданина вспоминать о морали времен Ликурга и говорить о том, что худшее преступление заключается в том, чтобы не занимать ни одну из сторон в борьбе, решающей судьбы общества, или же пытаться одновременно занять обе стороны. В речах Перона возникает образ афинского Акрополя, а чтобы потребовать гармоничных и соответствующих правилам действий, оратор не раз ссылается на анекдотичный пример осла маршала Морица Саксонского, который, сопровождая хозяина во всех баталиях, так, естественно, и не усвоил ничего из его стратегии.
2. Речь идет о знаменитой аргентинской поэме Хосе Эрнандеса «Мартин Фьерро», ключевыми персонажами которой являются Фьерро и Вискача — два противоположных друг другу человека: образец морали и нравственности и злобный и оппортунистический мошенник.
6 Вопреки всему тому, что утверждали враги Перона, у него была абсолютная дискурсивная согласованность как в его концепции, так и в словесных формах, в которые он ее облекал. И именно это заметно в текстах, написанных и произнесенных им за 40 лет, 30 из которых он являлся главным действующим лицом аргентинской политики. Эти связность и преемственность отмечаются как в языковом стиле, так и в постоянных отсылках к патагонской топонимике, арауканской этимологии и военной истории.
7 Тексты и речи, собранные в рассматриваемом издании, стали частью гигантской семантической операции, развернутой в различных коммуникативных форматах, обдумывании заново значений и назначении им новых смыслов; мы наблюдаем смысловое измерение масштабнейшей мобилизации национального духа, которая одновременно вела и к разрыву, и обеспечивала преемственность. Перонизм — это разрыв с десятилетиями колониального и культурного подчинения, социального неравенства и преемственность лучших национальных традиций, нацеленность на союз американских наций. В Пероне мы видим сходство с целым рядом латиноамериканских лидеров и мыслителей, таких, как перуанец Виктор Рауль Айя де ла Торре и мексиканец Ласаро Карденас, а также можем уловить его влияние на таких политиков, как панамец Омар Торрихос и венесуэлец Уго Чавес.
8 В речах, собранных в книге, аргентинский политик четко постулирует необходимость обладания национальной доктриной, интегрирования с братскими нациями континента и пересмотра экологического сознания человечества. Он защищает идею вооруженной нации, указывая, что национальная сплоченность является важным элементом, который должен быть выкован в единое орудие с принципом социальной справедливости и народного достоинства. Полная интеграция женщин в политическую жизнь происходит в то время, когда аргентинские массы, до того угнетенные и маргинализированные, впервые получили доступ к удовлетворению собственных материальных и духовных потребностей.
9 Перон утверждает, что личность может реализоваться при условии успешного развития общества в целом, что современность и развитие общества не должны ни превращать человека в винтик, ни отчуждать его. Перон говорит, что неисчислимая масса людей должна проникнуться национальной доктриной так, чтобы стать организованным народом и таким образом обрести возможность строить свою судьбу. Государственное планирование необходимо для мобилизации национального духа, воплощения его в жизнь и повышения его эффективности. Провозглашение доктрины и уточнение плана являются инструментами, позволяющими гражданам участвовать в общественных, экономических политических процессах и придавать им демократизирующий смысл.
10 В конце 1960-х годов в мировом сознании поселились страх и понимание того, что не только природе, но и самой жизни на планете угрожает опасность. В череде бед и проблем человечества — риск применения ядерного оружия, перенаселение и неконтролируемая урбанизация, истощение природных ресурсов, энергетический кризис, загрязнение воздуха и воды, исчезновение сельвы и лесов, эрозия почвы, вымирание целых видов животных. Происходит обобщение понятия экосистемы, а фото Земли, сделанное с лунной поверхности, наглядно демонстрирует хрупкость нашей небесной сферы.
11 Перон показал себя лидером, обладающим удивительной чуткостью в отношении проблем окружающей среды. Он раньше многих показал готовность интегрировать эти проблемы в концепцию, отвергающую как индивидуализм, анархизм и рассеянное хищничество капитализма, так и издержки наукообразного планирования государственного коллективизма. Перон не впал при этом в наивный «энвайронментализм», который приводит к блокированию развития народов или к передаче целых регионов в руки хищнических ТНК с их империалистическими амбициями. Человечество столкнулось с вызовом, и если в эпоху палеолита оно сумело адаптироваться к окружающей среде, то уже в неолите ему пришлось модифицировать эту среду, а теперь, по оценке Перона, необходим новый баланс, который реконфигурирует пакт человечества и природы, контролируя этот прометеев импульс и ставя науку на службу общества в деле обеспечения развития в гармонии с окружающей средой.
12 Укрепление народной воли и мобилизация национального духа требуют объединения индивидуальных желаний в великую коллективную волю, оказывающую постоянную поддержку созидательным действиям. Постоянный призыв к национальному единству становится императивом, многократно нарушаемым враждебностью соперников и непониманием со стороны ряда секторов общества и экономики. Исправление ошибок, прекращение военного противостояния и перезапуск всего цикла необходимы для воссоздания «тела нации». Доктрина, план и лидерство — вот три элемента, обеспечивающие выполнение этой задачи. И в этом контексте сам Перон как провозвестник обращения к нации и артикулятор аргентинской политики стремился объединить как можно большее количество сограждан, устраняя противоречия между ними и вдохновляя соотечественников на обретение будущего. Аргентина стала образцом смешения национальностей и этнических групп, так и перонистское движение, по мысли его создателя, должно было уметь выявлять различия и устранять их, интегрировать общественные сегменты в единое целое.
13 Химия учит нас различать смесь и раствор. Идентичные элементы сопоставляются внутри смеси, не взаимодействуя и не комбинируясь между собой, тогда как в растворе они именно объединяются, образуя новое соединение. В отличие от других стран в Аргентине индейцы, испанцы, креолы и иммигранты конца XIX столетия слились в новую идентичность. Точно так же перонизм собрал политические и идеологические традиции, объединяя их для формулирования национальной доктрины.
14 Перонизм в понимании его создателя — это решение, а не проблема. Частично оно находится в процессе постоянного обновления, а для его реализации требуются все новые последовательные и более масштабные слияния. В этом плане мы имеем дело с универсальным национализмом. Речь не идет о традиционалистском милленаризме, который сопротивляется изменениям, опираясь при этом на застывшие догмы прошлого, нет. Тут, скорее, мы видим призыв к современности, пусть и находящейся на периферии. Она стремится универсализировать себя без высокомерия, чувствуя, что может обеспечить свой вклад в виде искупительной идеологии. Перонизм отказывается от роли простого зрителя и наблюдателя асимметричной глобализации, в рамках которой немногие глобализируют подчиненное большинство, страдающее от размывания идентичности.
15 В то время, когда процесс распространения в корыстных целях философии разочарования становится обычным делом, когда многие поощряют индивидуалистический эгоизм и продвигают логику фрагментации, Перон своими речами и выступлениями напомнил нам, что мы не только можем, но и обязаны мечтать. А для обретения такой возможности мы должны мечтать масштабно, восстанавливая позиции и восприятие мира первых поколений людей, уверенно ступая босыми ногами на твердую почву, но глядя при этом на звезды.

Comments

No posts found

Write a review
Translate